ТГП ответы на вопросы 1 курс заочное обучение

ТГП ответы на вопросы 1 курс заочное обучение

1. Предмет, методология и место теории государства и права в системе общественных наук.

Предметом ТГП являются наиболее общие закономерности возникновения,  развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции.

ПРЕДМЕТ: возникновение государства и права; смена их исторических типов; развитие их сущности; эволюция форм государства и права; построение системы органов государства и системы права; осуществление функций государства и права; пределы регулирующего воздействия государства и права на общественные отношения; расширение и обогащение прав личности и усиление их защиты; укрепление принципов демократии, законности и правопорядка;  развитие правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества;  соблюдение, исполнение, использование и применение норм права; развитие юридической науки теории государства и права.

 МЕТОДЫ:

1.Всеобщие (философские, мировоззренческие, выражающие наиболее универсальные принципы мышления): метафизика (гос-во и право вечно неизменные институты); диалектика материалистическая (появление гос-ва и права связано с социально-эконом. изменениями, появл. частной собствен., раздел. общ-ва на классы) и идеалистическая (объективный идеализм -  появл. гос-ва и права с божеств. силой, субъективный - с сознанием человека).

2.Общенаучные (применяются на отдельных этапах): анализ (разделение гос. правового явления на отдельные части); синтез (условное объединение частей при изучении явления); системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных связей в нём); функциональный подход (выяснение функций одних социальн. явлений по отношению к другим).

3.Частнонаучные: социологический (анкетирование,  интервью); статистический (количественные показатели явления); кибернетический.

4. Частноправовые: формально-юрид. (юр. понятия, их признаки, классификация, содержание); сравнительно-юридический (сопоставление различные систем).

ФУНКЦИИ: онтологическая (суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право), гносеологическая (выработка научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий), эвристическая (новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов), прогностическая (предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности), методологическая (создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках), идеологическая (приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов), организационно-прикладная (преобразование государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем).

НАУКИ: 1) технические (например, механика); 2) естественные (например, физиология); 3) гуманитарные (или, как их еще называют, общественные, например, экономика).

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты, формы общественного сознания, мышление и т.п.

Юридические науки - часть гуманитарных наук, поскольку государство и право являются социальными институтами. Обобщающая – ТГП.

ВИДЫ юр. наук: теория государства и права; историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений); отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право и т.п.); прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика и т.п.).


2. Общая характеристика основных теорий происхождения государства и права.

Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Государство: существовало не всегда (значительную часть своей истории человечество прожило без данной организации политической власти), возникло как социальный институт (как продукт общественного развития), на определенном этапе развития общества (когда возникла потребность в особом социальном управлении и особых социальных правилах поведения), под влиянием целой системы факторов.

ТЕОРИИ: теологическая (божественная сила); договорная (сила разума, сознания); психологическая (факторы психики человека); органическая (биологические факторы); материалистическая (социально-экономические факторы); теория насилия (военно-политические факторы) и т.д. 

Такой плюрализм мнений обусловлен следующим: во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай, Индия – 3-4 век до н.э.) - во многом связан с необходимостью проведения в данных обществах масштабных социальных работ (строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия и т.п.). Поэтому здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя

Афины (классической формы возникновения Г. – 1 век до н.э.) - две революции, на протяжении одного столетия привели к старого родового устройства, существовавших форм правления, к территориальному разделению населения и образованию политической власти с ее законодательными, законосовещательными, исполнительными органами, постоянным войском, полицией и таможенной стражей, тюрьмами и другими государственными учреждениями.  Особенности создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью - патрициями.

Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности - закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками - знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).













3. Общие предпосылки и закономерности возникновения государства и права.

ПРЕДПОСЫЛКИ: экономические, социальные, политические.

Экономические: «неолитическая революции» (экономика присваивающая сменилась производящей, выделение скотоводства, ремесла, торговля -10-15 тыс. лет назад) => рост производительности труда => перераспределение излишков => социальное неравенство, классы => государство для интересов экон. господствующего класса.

Социальные: запрет инцеста => от родовой к семейной общине => частная семейная собственность => социальное неравенство, классы => государство для интересов экон. господствующего класса.

Политические: внутриполитические (с разрушением родовых общин и усложнением хоз.  деятельности возникла потребность в новом механизме социального регулирования), внешнеполитические (расселение людей, борьба за лучшие земли).

Общество и государство - понятия не совпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе помимо государства есть и негосударственные структуры: политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д. Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.

Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивает порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса - нередко как орудие подавления и насилия.

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства), так и права - без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Право - более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволение и обязывание, создающие широкие возможности для упорядочения общественных отношений. Возникновение права - следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, - нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел).

4. Понятие, признаки и сущность государства.

Государство – суверенная организация публичной политической власти в обществе, действующая на определенной территории, обладающая государственным аппаратом, системой права и финансовой основой для осуществления своих функций.

СУЩНОСТЬ Г. проявляется в том, в чьих интересах осуществляется государственная власть.

Два основных подхода: классовый и общесоциальный.

Классовый подход - государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса (государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном "снятии" данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства)

Общечеловеческий (или общесоциальный) подход - государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп (государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии).

Возможны и другие подходы – религиозный (в интересах опр. Религии – Ватикан, Пакистан, Иран), национальный (в интересах национальности – Латвия, Эстония), расовый (ЮАР).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты