Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти.
Всякие изменения, происходящие в сущности государства, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Политический режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы, он создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития, фиксирует политическую сторону государственного управления - реальную принадлежность власти определенным субъектам политических действий, способы владения и удержания ее и, соответственно, механизмы воздействия на людей.
ПРИЗНАКИ: степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности; характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом; положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; тип политического поведения; характер политического лидерства; доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти; политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.); меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.
ВИЛЫ: демократический (либерально-демократические, где приоритет - личности, ее правам и свободам, государство их защищает; консервативно-демократические, где важна не Конституция, а политические традиции) и антидемократический (тоталитарный в т.ч. фашистский, государство стремится к глобальному господству, общество отчуждено от власти, насилий и террор, однопартийность, нет плюрализма, свобод, формальное право, бесконтрольность гос-ва).
11. Механизм государства: понятие, признаки и элементы.
Следовательно, механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства.
Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.
Отличие от "государственного аппарата": гос. аппарат - система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в "механизм государства" входят еще и гос.учреждения и организации, а также вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д
ЧЕРТЫ: Характерные черты механизма государства:
а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. - законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруж. силы и т.д.;
б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами.
в) его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.
СТРУКТУРА:
1) государственные органы, для осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
2) государственные организации - его "материальные придатки", которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
3) государственные учреждения - осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);
4) государственные предприятия - осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;
5) государственные служащие, специально занимающиеся управлением: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи, преподаватели вузов, иные служащие - бюджетники;
6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
12. Понятие и классификация органов государственной власти.
Государственный орган -это звено гос. аппарата, участвующее в осуществлении определённых функций государства и наделённое в этой связи властными полномочиями.
ПРИЗНАКИ органа государства: 1)самостоятельный элемент механизма гос-ва;2)образован и действует на основе правовых актов(Конст.,з ак-нов); 3) выполняет свойственные только ему задачи и функции; 4)наделён властными полномочиями, возможностью применения в случае необходимости мер принуждения; 5) состоит из гос. служащих, имеет одну цель, для достижения кот. он и создан; 6) имеет соответствующую структуру, материальную базу, финансы, кот. требуются для осуществления его компетенции.
ПО ФОРМЕ РЕАЛИЗАЦИИ: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольно-надзорные органы;
ПО ПРИНЦИПУ РАЗДЕЛ. ВЛАСТЕЙ: законодательные, исполнительные, судебные;
ПО ИЕРАРХИИ: федеральные, республиканские, местные;
ПО СРОКАМ ПОЛНОМОЧИЙ: постоянные и временные;
ПО ПОРЯДКУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ компетенции- коллегиальные (Гос. дума, Федер. собрание) и единоначальные (президент);
ПО ПРАВОВЫМ ФОРМАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные;
ПО ХАРАКТЕРУ КОМПЕТЕНЦИИ – органы общей компетенции (правительство) и специальной компетенции (министерства) и т. д.
Своего рода обобщающим основанием классификации гос.органов явл. их место, роль, функциональное назначение в механизме структуры гос-ва.
Механизм государства действует через отдельные гос.органы, каждый орган соответственно своей компетенции выполняет свойственные ему функции.
13. Государственный аппарат РФ: понятие, структура и принципы функционирования.
Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.
Принципы - это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.
ПРИНЦИПЫ:
принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их);
принцип демократизма (широкое участие граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства интересов большинства населения);
принцип разделения властей (законодательную, исполнительную и судебную);
принцип законности (обязательность соблюдения всеми Конституции, законов и подзаконных актов);
принцип гласности (информированность общественности о деятельности государственных органов, "прозрачность" процесса функционирования чиновников);
учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма;
принцип профессионализма (использование наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата);
принцип сочетания коллегиальности и единоначалия (разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата);
принцип сочетания выборности и назначаемости (оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении);
принцип иерархичности (одни органы государства подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).
Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и повышению эффективности.
14. Политическая система общества: понятие и элементы. Место государства в политической системе общества.
ПС об-ва - упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (гос.органов, полит.партий, движений), в рамках которых происходит политическая жизнь общества и осуществляется полит.власть.
Понятие ПС показывает, как регулируются полит.процессы, как формируется и функционирует полит. власть, это мех-зм организации и реализации полит. деятельности. ПС позволяет проникнуть в полит. интересы классов, социал. групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости полит. явлений, регулируют произ-ство и распредел. благ между социальными группами на основе использования гос.власти, участия в ней, борьбы за неё.
СТРУКТУРА ПС: 1)полит. организ.,партии, движения, труд. коллективы, общест. организ.; 2) полит. сознание, хар-ет идеологические стороны ПС; 3) социально полит. и прав. нормы, регулирующ. полит.жизнь об-ва; 4) полит.отношения, кот. складываются между элементами ПС по поводу власти; 5) полит.практика, состоящая из полит.деятельности и полит. опыта.
ФУНКЦИИ:1)обеспечение полит.власти для социальной группы или большинства об-ва (в зависим. от этого демократич., антидемократич); 2)управление различными сферами жизни общ-ва; 3) мобилизация средств и ресурсов для достижения своих целей и задач (людские, материальные, духовные); 4)представление интересов различ. субъектов полит. отношений;5)интеграция об-ва (объединение различных полит. сил для снятия противоречий, конфликтов) 6) полит. специализация( воспроизводство ПС путем обучения новыхчленов об-ва).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11