ТГП ответы на вопросы 1 курс заочное обучение

ПРИЗНАКИ государства: территориальная организация (собственная + квазитерритория), население (граждане, без гражданства, иностранцы), всеобщая власть (на всей территории, госаппарат, отделена от общества как система управления), суверенитет (верховенство гос. власти на территории и независимость за пределами территории), система права, правоохранительные органы и вооруженные силы, финансовая основа, гос. символика, единое экономическое пространство, единое информационное пространство.

5. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков.

Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

ПОДХОДЫ: формационный и цивилизационный.

ФОРМАЦИОННЫЙ - главным критерием выступают социально-экономические принципы (общественно экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) по этому подходу явл. решающим фактором общественного развития. Базису соответствуют и надстроечные элементы: гос-во и право. В зависимости от типа эконом. базиса выделяют: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы Г.  Достоинство: учитывает поэтапность, смену типов гос-в, продуктивна сама идея делить право на основе социально-экономических факторов, кот. действительно весьма существенно влияют на об-во. Недостатки: запрограммирована, прямолинейна, не учитывает конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юридическую специфику.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ: типология производится на основе конкретно-географических, культурно-национальных, религиозных, специально юр.и иных признаков. В соответствии с этим выделяют:1) национально-правовые системы(это конкретно-историческая совокупность права, юр. практики и господствующей правовой идеологии отдельного гос-ва). 2)правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры, исторического пути его формирования). Различают семьи: романо-германскую (семью континентального права);  англосаксонскую (семью общего права);  религиозную (семью мусульманского и индусского права); традиционную (семью обычного права). Достоинство: выделены национально-исторические, конкретно-географические и технико-юридические признаки, кот. определённо характеризуют Г. Недостатки: её представители недооценивают роль социально-экономич. факторов; дают типологию не Г., а общества (а Г. – только политическая часть общества).    

Романо-германская (Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии, России и др.): иерархическая система источников писаного права, формирует право законодатель, правоприменитель - точно реализует общие нормы, конституции, кодификация актов, подзаконные нормативные акты, деление на отрасли и публичное и частное, на первом месте - права человека и гражданина.

Аглосаксонская (Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.): источник права - судебный прецедент; формирует право суд, на первом месте - права человека и гражданина, нет кодификации и отраслей; главенствующее право – процессуальное, а не материальное.

Религиозная (Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др.): творец права – Бог, источники права - религиозно-нравственные нормы и ценности (Коран, Сунна, Веды), тесное переплетение юр. положений с религиозными, философскими и моральными постулатами; нет деления на отрасли, частное и публичное, законодательство вторично.

Традиционная: (Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока): архаичность, источники права -  обычаи и традиции, кот. регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов; судебная власть руководствуется идеей примирения, юридическая доктрина несущественнане играет существенной роли в юридической жизни данных обществ.


6. Понятие и виды функций современного государства. Формы и методы    осуществления государственных функций.

ФУНКЦИИ – основ. направления деятельности гос-ва по решению стоящих перед ним задач.

Их нельзя отожествлять с целью (то, к чему стремится гос-во); задачами (цель и средства её достижения); ф-ями отдельных органов (предназначены для решения опред. задач). Функции гос-ва охватывают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и сущность гос-ва, их осуществлению подчинена работа каждого органа.  

Делятся:1) От продолжит.- на постоянные(осуществляются на всех этапах развития) и временные(прекращают своё действие с решением определённой задачи); 2) от значения  на основные и не основные;3)по сферам распространения на внутренние и внешние.

Внутренние- это основ. направления деятельности гос-ва по выполнению стоящих перед ним внутрен.задач: 1) охрана прав и свобод закреплена в Конст. ст.2. 2) экономическая -гос-во должно обеспечивать  эконом. рост прежде всего посредством налогов, кредитов, льгот;  3)социальной защиты- приоритетное направление - забота о пенсионерах, инвалидах, детях , а также здравоохранение, поддерживать жилищное строительство; 5) экологическая- обеспечивать своим гражданам нормальную среду обитания, посредством з-нов о природопользовании. 6)культурная -поддержка развития культуры, литературы, музыки .

Внешние –основ. направления деятельности гос-ва по выполнению стоящих перед ним внешних задач: 1)обороны -поддерживать достаточный уровень обороноспособности об-ва, для защиты суверенитета и территориальной целостности. 2)поддержание мирового порядка- деятельность по предотвращению войны, неприменения оружия массового поражения; 3)сотрудничество с др. гос-вами- развитие эконом., политичес. И др.связей.    

ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ: 1) правотворческая (деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства); 2)правоприменительная (деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера); 3)правоохранительная (деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ: 1) организационно-регламентирующая (обеспечение функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем); 2) организационно-хозяйственная (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями); 3)организационно-идеологическая (повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению).

МЕТОДЫ: убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение.









7. Форма государства: понятие и общая характеристика структурных элементов.

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.

ЭЛЕМЕНТЫ: 1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением) - монархические и республиканские; 2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами) - унитарные, федеративные и конфедеративные; 3)политический режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти) - демократический и антидемократический.

8. Понятие и виды форм правления.


Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

ФОРМЫ:  монархия (власть передается по наследству; осуществляется бессрочно; не зависит от волеизъявления населения) и республика (выборность власти; ограниченность срока полномочий власти; зависимость от избирателей).

ВИДЫ МОНАРХИИ: абсолютная (во главе – монарх, Саудовская Аравия, Бруней) и конституционная (наряду с монархом носителем суверенитета выступают высшие гос. органы, Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия).

ВИДЫ РЕСПУБЛИК: президентская (президента выбирает парламент или народ, он назначает правительство, имеет право вето, не может распускать парламент - США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия),   парламентская (правительство формируется зак. органом, парламент может вотум недоверия правительства в целом, президент – формальный глава, руководитель правительства – реальный глава) и смешанные (двойная ответственность правительства - перед президентом и  парламентом, президент и парламент избираются народом, главой – президент, он назначает главу правительства и министров, парламент утверждает бюджет и может вотума недоверия праительству).































9. Форма государственного устройства: понятие и виды.


Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

ВИДЫ: унитарное государство (единое, части – адм.-территориальные единицы и не обладают суверенитетом; Польша, Венгрия, Италия; м.б. децентрализованные – с автономиями), федерация (сложное союзное государство, части – гос. образования, частичный  суверенитет, есть высшие органы и законодательство субъектов федерации; по территориальному – США,  либо по национально-территориальному принципу - Россия) и конфедерация (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей, нет суверенитета, есть союзные органы для координации).





































10. Государственно-правовой режим: понятие и виды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты