ПРИЗНАКИ государства: территориальная организация (собственная + квазитерритория), население (граждане, без гражданства, иностранцы), всеобщая власть (на всей территории, госаппарат, отделена от общества как система управления), суверенитет (верховенство гос. власти на территории и независимость за пределами территории), система права, правоохранительные органы и вооруженные силы, финансовая основа, гос. символика, единое экономическое пространство, единое информационное пространство.
5. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.
Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков.
Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.
ПОДХОДЫ: формационный и цивилизационный.
ФОРМАЦИОННЫЙ - главным критерием выступают социально-экономические принципы (общественно экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) по этому подходу явл. решающим фактором общественного развития. Базису соответствуют и надстроечные элементы: гос-во и право. В зависимости от типа эконом. базиса выделяют: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы Г. Достоинство: учитывает поэтапность, смену типов гос-в, продуктивна сама идея делить право на основе социально-экономических факторов, кот. действительно весьма существенно влияют на об-во. Недостатки: запрограммирована, прямолинейна, не учитывает конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юридическую специфику.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ: типология производится на основе конкретно-географических, культурно-национальных, религиозных, специально юр.и иных признаков. В соответствии с этим выделяют:1) национально-правовые системы(это конкретно-историческая совокупность права, юр. практики и господствующей правовой идеологии отдельного гос-ва). 2)правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры, исторического пути его формирования). Различают семьи: романо-германскую (семью континентального права); англосаксонскую (семью общего права); религиозную (семью мусульманского и индусского права); традиционную (семью обычного права). Достоинство: выделены национально-исторические, конкретно-географические и технико-юридические признаки, кот. определённо характеризуют Г. Недостатки: её представители недооценивают роль социально-экономич. факторов; дают типологию не Г., а общества (а Г. – только политическая часть общества).
Романо-германская (Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии, России и др.): иерархическая система источников писаного права, формирует право законодатель, правоприменитель - точно реализует общие нормы, конституции, кодификация актов, подзаконные нормативные акты, деление на отрасли и публичное и частное, на первом месте - права человека и гражданина.
Аглосаксонская (Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.): источник права - судебный прецедент; формирует право суд, на первом месте - права человека и гражданина, нет кодификации и отраслей; главенствующее право – процессуальное, а не материальное.
Религиозная (Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др.): творец права – Бог, источники права - религиозно-нравственные нормы и ценности (Коран, Сунна, Веды), тесное переплетение юр. положений с религиозными, философскими и моральными постулатами; нет деления на отрасли, частное и публичное, законодательство вторично.
Традиционная: (Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока): архаичность, источники права - обычаи и традиции, кот. регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов; судебная власть руководствуется идеей примирения, юридическая доктрина несущественнане играет существенной роли в юридической жизни данных обществ.
6. Понятие и виды функций современного государства. Формы и методы осуществления государственных функций.
ФУНКЦИИ – основ. направления деятельности гос-ва по решению стоящих перед ним задач.
Их нельзя отожествлять с целью (то, к чему стремится гос-во); задачами (цель и средства её достижения); ф-ями отдельных органов (предназначены для решения опред. задач). Функции гос-ва охватывают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и сущность гос-ва, их осуществлению подчинена работа каждого органа.
Делятся:1) От продолжит.- на постоянные(осуществляются на всех этапах развития) и временные(прекращают своё действие с решением определённой задачи); 2) от значения на основные и не основные;3)по сферам распространения на внутренние и внешние.
Внутренние- это основ. направления деятельности гос-ва по выполнению стоящих перед ним внутрен.задач: 1) охрана прав и свобод закреплена в Конст. ст.2. 2) экономическая -гос-во должно обеспечивать эконом. рост прежде всего посредством налогов, кредитов, льгот; 3)социальной защиты- приоритетное направление - забота о пенсионерах, инвалидах, детях , а также здравоохранение, поддерживать жилищное строительство; 5) экологическая- обеспечивать своим гражданам нормальную среду обитания, посредством з-нов о природопользовании. 6)культурная -поддержка развития культуры, литературы, музыки .
Внешние –основ. направления деятельности гос-ва по выполнению стоящих перед ним внешних задач: 1)обороны -поддерживать достаточный уровень обороноспособности об-ва, для защиты суверенитета и территориальной целостности. 2)поддержание мирового порядка- деятельность по предотвращению войны, неприменения оружия массового поражения; 3)сотрудничество с др. гос-вами- развитие эконом., политичес. И др.связей.
ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ: 1) правотворческая (деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства); 2)правоприменительная (деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера); 3)правоохранительная (деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц).
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ: 1) организационно-регламентирующая (обеспечение функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем); 2) организационно-хозяйственная (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями); 3)организационно-идеологическая (повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению).
МЕТОДЫ: убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение.
7. Форма государства: понятие и общая характеристика структурных элементов.
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.
ЭЛЕМЕНТЫ: 1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением) - монархические и республиканские; 2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами) - унитарные, федеративные и конфедеративные; 3)политический режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти) - демократический и антидемократический.
8. Понятие и виды форм правления.
Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением
К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.
ФОРМЫ: монархия (власть передается по наследству; осуществляется бессрочно; не зависит от волеизъявления населения) и республика (выборность власти; ограниченность срока полномочий власти; зависимость от избирателей).
ВИДЫ МОНАРХИИ: абсолютная (во главе – монарх, Саудовская Аравия, Бруней) и конституционная (наряду с монархом носителем суверенитета выступают высшие гос. органы, Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия).
ВИДЫ РЕСПУБЛИК: президентская (президента выбирает парламент или народ, он назначает правительство, имеет право вето, не может распускать парламент - США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия), парламентская (правительство формируется зак. органом, парламент может вотум недоверия правительства в целом, президент – формальный глава, руководитель правительства – реальный глава) и смешанные (двойная ответственность правительства - перед президентом и парламентом, президент и парламент избираются народом, главой – президент, он назначает главу правительства и министров, парламент утверждает бюджет и может вотума недоверия праительству).
9. Форма государственного устройства: понятие и виды.
Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.
ВИДЫ: унитарное государство (единое, части – адм.-территориальные единицы и не обладают суверенитетом; Польша, Венгрия, Италия; м.б. децентрализованные – с автономиями), федерация (сложное союзное государство, части – гос. образования, частичный суверенитет, есть высшие органы и законодательство субъектов федерации; по территориальному – США, либо по национально-территориальному принципу - Россия) и конфедерация (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей, нет суверенитета, есть союзные органы для координации).
10. Государственно-правовой режим: понятие и виды.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11