ТГП ответы на вопросы 1 курс заочное обучение

г) в большинстве случаев правоисполнительные действия фиксируются, оформляются.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: - субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности.

а) добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право.

б) Реализуются главным образом управомочивающие нормы.

ПРИМЕНЕНИЕ: нормы права применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям (судьями, прокурорами, следователями), а также другими работниками госаппарата.













37.                 Правоприменение: понятие, признаки и стадии.

Правоприменение - особая форма реализации права, характеризующаяся признаками: 1)применяют право только уполномоченные компетентные субъекты (гос.органы); 2)носит властный хар-р;3) имеет ряд стадий; 4)осуществляется в процессуальной форме(в целях усиления гарантий законности);5) связано с применением властного правоприменительного акта.

Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут  сами реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в принуждении.

СТАДИИ: 1)установление фактической основы дела; 2)установление юр.основы дела; 3)решение дела.

Оно обосновано только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой.

На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт, норму права, проверяет подлинность текста норм права, уясняет смысл, содержание квалифицирует деяние.

На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт, это такой правовой акт, кот. содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юр. дела.

Установление факт. и юр. основы дела выступают как бы подготовительными стадиями, принятие решения явл. завершающей и основной. После этого решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано.






























                                 

38. Правоприменительные акты: понятие, признаки и виды.


Правоприменительный акт - известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Призван применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

ПРИЗНАКИ:

1) они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приказ об увольнении). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;

2) являются властными и обязательными для исполнения (за неисполнение таких актов могут последовать санкции);

3) не содержат в себе правовой нормы (их назначение - не создавать, а применять нормы права);

4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование,

5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются;

6) обеспечиваются государственным принуждением.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.).

ВИДЫ:

По отраслевому признаку: уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

По субъектам издания: акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

По юридической природе: на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

По последствиям: на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз).

По форме выражения: на письменные (акты-документы) и устные (акты-действия).  Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение)  или молчаливые (жесты – затормозить). Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность.

По названию: указы, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта, указания и т.д.









39.           Пробелы и коллизии в праве: понятие и способы преодоления.

Пробелы в праве -  полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юр. норм.

Важно учитывать 2 условия пробельности: 1) факт. обстоятельства должны находится в сфере правового регулирования ; 2)должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные факт.обстоятельства.

Существуют объек. и субъек. причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться (путем принятия новой нормы права) и преодолеваться (с помощью правоприменительного процесса).

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ: аналогии закона и аналогии права.

Аналогия закона- это решение конкретного юр.дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права –это решение конкретного юр. дела на основе общих принципов и смысла права.

Данный способ возможен лишь тогда, когда нет  нормы права, которая бы регулировала сходный случай. При таком применении важное значение  имеют справедливость, равенство перед законом и судом и т.д., что как правило устанавливается в конституции. Поэтому правоприменитель может ссылаться на Конституцию.

 В уголовном и административном праве аналогия исключается(действует принцип – деяние не считается преступлением, если не предусмотрено уголовным законом).

С развитием законодательства применение права по аналогии становится исключением, даже в тех отраслях , где оно допускается.   

Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

 ВИДЫ: 1) коллизии между нормативными актами или отдельными правовыми нормами; 2) коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов); 3) коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же предписаний, несогласованность управленческих действий); 4) коллизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований; 5) коллизии целей (когда в нормативных актах разных уровней или разных органов закладываются противоречащие друг другу, а иногда и взаимоисключающие целевые установки); 6) коллизии между национальным и международным правом.

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ: 1) толкование; 2) принятие нового акта; 3) отмена старого; 4) внесение изменений или уточнений в действующие; 5) судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство; 6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм; 7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий; 8) конституционное правосудие; 9) оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики; 10) международные процедуры.

ПРАВИЛА практики: а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется позже изданный; б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой; в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то - общий.



40.           Толкование норм права: понятие, способы и виды толкования норм права.

Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм.

В процессе ТНП уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.д.

ТНП необходимо в связи со  специальной терминологией юр. норм, неясностью правотворческого процесса.

ЦЕЛЬ ТНП - правильно и единообразно понимать и  применять предписания.

ТНП состоит из двух сторон: 1)уяснение 2) разъяснение 

ВИДЫ ТНП: 1) официальное (дается уполномоченными на то субъектами, выражается в актах); 2) неофициальное(не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы).

Официальное бывает: 1)нормативным, распространяется на большой круг лиц и случаев; 2)казуальным, обязательным только для конкретного случая.

Неофициальное бывает: 1)обыденным (не требует специальных познаний); 2)профессиональным (дают юристы); 3)доктринальным (научное разъяснение юр.норм).

ВИДЫ ТНП: 1) буквальное (смысл и текст совпадают); 2)ограничительное (действительный смысл права уже его текста); распространительное (смысл шире текста).

СПОСОБЫ ТНП -  совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм: грамматический (язык, грамматика); логический (с помощью законов); систематический (анализ связей юр. нормы с другими нормами); историко-политический; идеологический (установление целей издания акта); специально-юридический (раскрытие юр. терминов).




























41.           Акты толкования норм права: понятие, признаки и виды.

Акт ТНП - правовой акт, кот. содержит разъяснение смысла юр. норм (не имеют самостоятельного значения).

ПРИЗНАКИ:

1) они не содержат в себе общих правил поведения, а следовательно, не относятся к числу нормативных актов;

2) не являются источником и формой права;

3) адресуются, как правило, к должностным лицам;

4) носят подзаконный, но обязательный характер;

5) по форме они могут облекаться в те же акты, что и нормативные - указы, постановления, инструкции и т.д.;

6) их цель - толковать, разъяснять, но не создавать право.

ВИДЫ АКТОВ: 1)в зависимости от типов ТНП - нормативного и казуального толкования; 2)в зависимости от органов - акты гос.власти, судебные, прокурорские..., 3)в зависимости от предмета- акты толкования уголовного, административноправа;4)от характера - материальные и процессуальные; 5)от формы- указы, постановления, инструкции.   



































42.     Понятие, признаки и виды правомерного поведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты