Законность - это соблюдение всеми субъектами права законных и подзаконных актов.
Для ЗАК. необходимо: 1)наличие правовых, справедливых, научно-обоснованных законов (содержательная сторона); 2)их выполнение (формальная сторона).
ПРИНЦИПЫ: 1)единство (понимание и применение законов должно быть одинаковым на всей территории страны); 2)верховенство Конституции и закона; 3)гарантированность прав и свобод; 4)связь законности с культурой (от культурного уровня должностных лиц зависит состояние законности; 5)недопустимость подмены законности целесообразностью; 6)принцип презумпции невиновности (закреплен в Конституции).
Гарантии законности - это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав гражданина, интересов общества и государства.
ВИДЫ ГАРАНТИИ: 1)социально-экономические (уровень благосостояния об-ва, степень экономического развития, экономическая свобода и т.д.); 2)политические(степень демократизма, многопартийность, разделение властей и т.д.); 3)организационные (деятельность органов, контролирующих законы - прокуратура, суд, милиция и т.д.); 4)общественные (комплекс мер применяемых общественность в целях борьбы с нарушениями законодательства); 5)идеологические (степень правосознания); 6)специально-юридические (презумпция невиновности, институты возбуждения уголовного дела, процедуры рассмотрения дел и т.д.)
Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов явл. правомерным, это состояние урегулированности социальных связей.
ПР - результат действия права и законности, его социальное назначение-развитие об-ва на основе справедливости, способность гарантировать основные права и свободы человека, возможность обеспечение и соблюдение групповых интересов.
ОСОБЕННОСТИ ПР: 1)он запланирован в нормах права; 2)обеспечивается гос-вом. 3)делает человека более свободным, облегчает жизнь. 4)возникает в результате реализации правовых норм; 5)выступает итогом законности.
Следует различать понятие ПР. и общественный порядок.
Общественный порядок - состояние упорядоченности общ. отношений, которое достигается не только с помощью правовых норм (законности), но и социальных норм (дисциплины). Это понятие более широкое, основой его является ПР.
Законность, демократия и ПР. взаимосвязаны. Подлинная демократия невозможна без ПР. и законности, но и ПР. и законность не будут приносить людям пользу без демократии,, с помощью кот. можно изменять нормативную базу законности и ПР. Укреплению ПР. способствуют такие проявления демократии как демократичность законов, контроль об-ва за реализацией законов и др.
49. Понятие, структура и виды правовых статусов.
Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны, кот. осознает себя, свою роль и место в об-ве ( «человек» биологический субъект, представитель животного мира, понятие гражданин характеризует человека с юр.стороны).
Бывают случаи когда человек не обладает качествами личности (признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).
Правовой статус - это юридически закреплённое положение субъекта в обществе.
Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий гос.органов и должностных лиц, с помощью кот. они выполняют свои социальные функции. Именно права и обязанности - основа правового статуса.
СТРУКТУРА: 1)права и обязанности; 2)законные интересы; 3)правосубъектность; 4)гражданство;5)юридическая ответственность; 6)правовые принципы.
Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Общий статус-статус лица, как гражданина гос-ва, закреплённый в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ. Специальный - фиксирует особенности положения определённых категорий граждан (студентов, участников войны, адвокатов и т.д.),обеспечивает выполнение их специальных функций. Индивидуальный статус - выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность) и представляет совокупность специфических прав и обязанностей личности.
50. Понятие, структура и виды правосознания.
Правосознание - совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.
Правосознание - реакция положит. или отриц. на вновь принятые законы, нормативные акты и др.
СТРУКТУРА: 1)правовая психология (переживания, кот. испытывают люди к праву; чувства, настроения, поверхностные, эмоциональные оценки права; 2)Правовая идеология (понятия, принципы, убеждения людей к действующему или желаемому праву; более глубокое осмысление правовых явлений, более рациональный уровень оценки права). Правовая идеология – главный элемент в структуре правосознания.
ПО УРОВНЮ: 1)обыденное (массовые представления людей по поводу права, возникающие под влиянием жизненного опыта); 2) профессиональное (чувства, убеждения складывающиеся у юристов на основе юр.практики); 3) научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права).
ПО СТЕПЕНИ ОБЩНОСТИ: массовое, групповое и индивидуальное.
Развитие правосознания обусловлено действующим правом, с другой стороны, само право зависит от правосознания - как на уровне правотворчества(законодатель должен учитывать правосознание общества),так и на уровне правоприменения (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права).
51. Понятие, виды и пути преодоления деформаций правосознания.
Нигилизм вообще (в переводе с лат. - "отрицание") выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это - одна из форм мироощущения и социального поведения.
Правовой нигилизм - разновидность социального нигилизма как родового понятия.
СУЩНОСТЬ: общее негативно-отрицательное, неуважительное отношение к праву, законам, нормативному порядку.
ПРИЧИНЫ: юридическое невежество, косность, отсталость, правовая невоспитанность основной массы населения, политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий.
Правовой нигилизм - продукт социальных отношений.
ЧЕРТЫ::
1) подчеркнуто демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный характер, что обоснованно квалифицируется общественным мнением как беспредел или запредельность;
2) глобальность, массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;
3) многообразие форм проявления - от криминальных до легальных, от парламентско-конституционных до митингово-охлократических, от "верхушечных" до бытовых;
4) особая степень разрушительности, оппозиционная и популистская направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм;
5) слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом в единый деструктивный процесс;
6) связь с негативизмом - более широким течением, захлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни.
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ: повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и др.
Однако ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать немедленно. Это трудный, длительный процесс.
Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.
Одна из главных целей правового воспитания - выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу.
52. Понятие, структура и виды правовой культуры.
Правовая культура - часть общей культуры общества или отдельной личности, которая, кратко говоря, выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами.
Это - особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки.
Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры
Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в нее входят. Кроме того, правовая культура - многоуровневое понятие. Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю.
СТРУКТУРА:
1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания;
2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение);
3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта;
4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;
5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами;
6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.
Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования законов.
53. Понятие, предмет, методы и типы правового регулирования.
Метод правового регулирования - это совокупность юр.средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.
В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования. Они и выступают системообразующими факторами.
ПРЕДМЕТ - это те общественные отношения, кот. он регулирует (общест. отношения объективно существуют, их определённый характер требует к себе и соответствующих правовых форм. Так, трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные- семейно-брачного права).
СПОСОБЫ: дозволение (предоставление субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах), обязывание (возложение на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия) и запрещение (воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением).
МЕТОДЫ: 1)императивный – метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях; 2)диспозитивный - метод равноправия сторон, основанный на дозволениях; 3)поощрительный - метод вознаграждения за определённое заслуженное поведение4)рекомендательный - метод совета осуществления желательного для об-ва и гос-ва поведения и т.д.
54. Механизм правового регулирования: понятие, структура и стадии.
МПР - система юр.средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения субъектов права.
ЦЕЛЬ МПР - обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак).
МПР - система различных по природе и функциям юр.средств, позволяющих достигать его целей (формальный признак).
Механизм показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные юр.инструменты. Потребность в различных правовых средствах определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям. Проблемы удовлетворения интересов предполагает разнообразие правового оформления.
СТРУКТУРА И СТАДИИ МПР: 1)норма права (здесь формируется правило поведения, кот. направлено на удовлетворение тех или иных интересов); 2)юр. факт или фактический состав (определение конкретных условий, что позволяет перейти от общих правил к детальным); 3)правоотношения (выявляется какая из сторон имеет интерес и субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая обязана не препятствовать удовлетворению (запрет) или осуществлять активные действия (обязанность); 4)акты реализации прав и обязанностей (это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь. 5)охранительный, правоприменительный акт (вступает в действие, когда беспрепятственная форма реализации права не удаётся и на помощь должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность).
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Воронина Лариса Васильевна
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11