ТГП ответы на вопросы 1 курс заочное обучение

19.           Структура нормы права: понятие и элементы.

Структура - внутреннее строение системы, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей. Структура предполагает  упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность.

СТРУКТУРА: 1)гипотеза – элемент нормы права, указывает на условия её действия (время, место); 2)диспозиция - определяет модель поведения субъектов с помощью прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы; 3)санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

Они могут быть как негативными - меры наказания, так и позитивными- меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей). Каждый элемент играет свою роль.

Юристы говорят, что без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции - немыслима, без санкции - бессильна.

Гипотеза (предположение) - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п).

ГИПОТЕЗЫ: а) по характеру содержания - общие (абстрактные, определяющие условия действия норм общими родовыми признаками) и конкретные (казуистические, устанавливающие частные специальные условия действия нормы, например нормы УПК); б)по степени определенности общая гипотеза - абсолютно определенной (только указывает факты, которые обусловливают действие нормы, например сроки давности), абсолютно неопределенной (предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять юридическую норму) либо относительной (содержит указание на ограничительные условия действия нормы); в) по степени сложности - однородные (если в ней указано одно обстоятельство) и составные (при  наличии/отсутствии двух или более обстоятельств).

Диспозиция (юридическое расположение сторон) - модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов.

ДИСПОЗИЦИИ: а) по способу описания - простые (содержащие указание на совершение деяния без описания его признаков), описательные (содержащие признаки правомерного либо противоправного поведения); отсылочные (содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта); бланкетные (содержащие ссылку на другой нормативно-правовой акт либо отсылают правоприменителя к соответствующему закону); б) по своей юридической направленности - предоставительно-обязывающие (содержат двусторонние правила поведения, например, арендодателя и арендатора), обязывающие (указывают вид и меру поведения обязанного лица), управомочивающие (указывают на вид и меру возможного поведения, например, избирателя), рекомендательные (указывают на желательность либо целесообразность того или иного поведения), запрещающие (указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность).

Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

САНКЦИИ: негативные, неблагоприятные - меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), позитивные - меры поощрения (премия).







20. Способы и порядок изложения норм права в нормативных актах.


Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.


Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.


Излагая правило поведения, законодатель может:

- все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

- в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

- элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

- элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.


СПОСОБЫ:

1) прямой способ - норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

2) отсылочный (ссылочный) способ - статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта;

3) бланкетный способ - статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду других нормативных актов, правил (например, при незаконном вооружении для уяснения соответствующей нормы УК РФ должен быть использован Федеральный закон «Об оружии»).

























21.           Понятие и виды форм (источников) права.

Под ИСТОЧНИКОМ ПРАВА следует понимать 3 фактора:1) источник в материальном смысле (условия жизни об-ва, форма собственности и т.д.);2) источник в идеологическом смысле (правовые учения, доктрины, правосознание);3)источник в формально-юридическом смысле - это есть форма права, т.е. способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРАВА: 1) нормативный акт-это правовой акт, содерж. нормы права и направленный на урегулирование определённых обществен.отношений (Констит., законы и др.); 2) правовой обычай- это исторически сложившееся правило поведения, содерж. в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения (наприм.ст.5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота ); 3)юридический прецедент-это судебное или административное решение по конкретному делу, кот. придается сила нормы права и  кот. руководствуются при решении сходных дел (распространено в Англии, США, Канаде и др.) 4)нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права.    




































22. Понятие и виды основных правовых систем современности.


В мире существуют различные правовые системы и правовые семьи, отражающие особенности соответствующих эпох, цивилизаций, стран, народов, континентов.

Различают национальные правовые системы и межнациональные (семьи или отдельные группы систем).

Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права, юр. практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).

ВИДЫ семей: романо-германская (семья континентального права);  англосаксонская (семья общего права);  религиозная (семья мусульманского и индусского права); традиционная (семья обычного права).

Романо-германская (Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии, России и др.): иерархическая система источников писаного права, формирует право законодатель, правоприменитель - точно реализует общие нормы, конституции, кодификация актов, подзаконные нормативные акты, деление на отрасли и публичное и частное, на первом месте - права человека и гражданина.

Аглосаксонская (Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.): источник права - судебный прецедент; формирует право суд, на первом месте - права человека и гражданина, нет кодификации и отраслей; главенствующее право – процессуальное, а не материальное.

Религиозная (Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др.): творец права – Бог, источники права - религиозно-нравственные нормы и ценности (Коран, Сунна, Веды), тесное переплетение юр. положений с религиозными, философскими и моральными постулатами; нет деления на отрасли, частное и публичное, законодательство вторично.

Традиционная: (Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока): архаичность, источники права -  обычаи и традиции, кот. регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов; судебная власть руководствуется идеей примирения, юридическая доктрина несущественнане играет существенной роли в юридической жизни данных обществ.


















23.           Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов в РФ.

 НПА - это правовой акт, принятый уполномоченным на то  органом и содерж. правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

По юр. силе все НПА подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

ПРИЗНАКИ ЗАКОНА: 1) принимается только органом законодательной власти или референдумом; 2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ; 3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа; 4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить; 5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

ВИДЫ З-НОВ: по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации); по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом); по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.); по сроку действия (постоянные законы и временные); по характеру (текущие и чрезвычайные); по сферам действия (общефедеральные и региональные); по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.); по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.); по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные); по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

ВИДЫ ПОДЗАКОН. АКТОВ: 1)Указы Президента РФ; 2)Постановления Правительства РФ; 3) приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов; 4)решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур);  5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (глав администраций, губернаторов); 6)нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов; 7)локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка).

 















24.           Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты