Защита прав потребителей при продаже товаров

Истица направила кассационную жалобу. Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда установила, что истица ссылалась на то, что покупка была дорогостоящей, соответственно не могла не знать о порядке и основании расторжения договора дорогостоящей техники. Поэтому ей предстояло доказать наличие существенного недостатка в товаре, чего она не сделала. Ответчик напротив представил доказательства опровергающие доводы истицы, подтверждающие, что недостатки не являются существенными, устранены в период гарантийного ремонта бесплатно, в разумный срок, что отказ истицы от получения компьютера неоснователен. Поэтому суд обосновано отказал в удовлетворении требований о расторжении договора и сопутствующих ему. Доказательств опровергающих выводы кассационная жалоба не содержит и удовлетворению не подлежит.

В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец или организация, выполняющая их функции, обязаны при предъявлении потребителем требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет.

Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется указанное требование, утвержден Постановлением Правительства  № 55. В него включены:

1.            автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства;

2.            мебель;

3.            электробытовые приборы, используемые в личных и медицинских целях;

4.            электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи.

5.            гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.1

Время со дня обращения потребителя по поводу ремонта товара до дня его выдачи после ремонта в гарантийный срок не засчитывается, а срок считается

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 №55

на этот период продленным. Момент предъявления требований и выдачи отремонтированного товара должны быть документально зафиксированы.

При устранении недостатков путем замены комплектующего изделия или

составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новую часть устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененную, если иное не предусмотрено договором. Договором может быть предусмотрена иная продолжительность гарантийного срока на  новые части, в том числе и меньше, чем была на замененные. Гарантийный срок исчисляется со дня выдачи товара после ремонта.

Не урегулированы в Гражданском кодексе также сроки замены товара ненадлежащего качества. В Законе «О защите прав потребителей» предусмотрен семидневный срок для замены товара с недостатками на доброкачественный. В случае сомнений по поводу недостатков, причины и времени их возникновения, обязанное лицо вправе провести проверку. В этом случае товар должен быть заменен в течение двадцати дней со дня предъявления требования. При отсутствии у продавца или организации, выполняющей его функции на основании договора, необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования, замена осуществляется в течение месяца со дня предъявления требования. Для районов сезонного завоза товаров требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению, при отсутствии у продавца или изготовителя необходимого для замены товара на  день предъявления требования, в срок необходимый для очередной доставки товара в эти районы. 

При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, а также возмещение убытков, причиненных потребителю расторжением договора купли – продажи подлежат удовлетворению продавцом или изготовителем в течение десяти дней со дня  предъявления  требований.

Статья 23 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает конкретную ответственность продавца (изготовителя)  за просрочку выполнения требований потребителя. Согласно этой  статье за нарушение предусмотренных Законом сроков, а также за невыполнение или задержку выполнения требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая их функции, уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара. Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено, в день добровольного удовлетворения требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было. В случае не выполнения требования в установленные сроки потребитель вправе предъявить иное требование, предусмотренное Законом по своему выбору. В случае нарушения обязанным лицом одновременно сроков и обязательств неустойка взыскивается за каждое допущенное нарушение.

Независимо от взыскания неустойки потребитель, в случае нарушения сроков, вправе предъявить любое другое требование, предусмотренное статьей 18 Закона. В этом случае неустойка взыскивается до предъявления нового требования. При удовлетворении требования потребителя судом неустойка взыскивается в день фактического исполнения решения.

Суд в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. При этом судом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца и другие обстоятельства. Под явной несоразмерностью следует понимать, в частности, незначительный размер или отсутствие убытков в результате



нарушения обязательства.1

Проанализировав  договоры купли – продажи товаров, гарантийные талоны на товары, техническую и иную документацию, прилагаемую к товару, можно прийти к выводу, что большинство из них содержат условия, противоречащие закону и ущемляющие права потребителей. Наиболее распространенными нарушениями являются следующие:

1.            Продавцы и изготовители, в документации на товар ограничивают право потребителей в выборе требования. Например, в гарантийных талонах указывают: если в течение гарантийного периода в изделии появится дефект, магазин гарантирует выполнение бесплатного ремонта.

2.            Продавцы часто устанавливают гарантийные сроки меньшей продолжительности, чем изготовитель.

3.            Требования потребителей рассматривают только при предъявлении гарантийного талона, чека, квитанции.

4.            Продавец устанавливает условие,  что гарантийные обязательства утрачивают силу при совершении потребителем определенных действии, в том

числе самостоятельного ремонта,  разборки товара.

5.            Часто продавец или изготовитель оговаривают условие, что он  несет

ответственность, только если недостатки товара возникли по его вине.2

В заключение хочется отметить, что не всегда гарантийный срок установленный изготовителем или продавцом является определяющим. В отдельных случаях при обнаружении недостатков применяются сроки установленные в Законе или иные сроки. Например:

·  Если недостаток обнаружен в течение двух лет, но гарантийный срок уже истек потребитель вправе предъявить требования как продавцу, так и изготовителю если докажет, что недостаток возник до передачи ему товара;

·              Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок меньший,

____________________________________________________________________________________________

1Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 года №2 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда от 29 сентября 1994 года №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».

2Комментарий к Закону «О защите прав потребителей»:  /Под ред. И.А. Балушкина, – М.: Проспект, 2004.

чем на основное потребитель вправе предъявить требования в отношении

недостатков комплектующего  в течение гарантийного срока на основное изделие, если договором не предусмотрено иное.

2.4 РАЧЕТЫ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ

Порядок взаиморасчетов между продавцом и потребителем при осуществлении последним своих прав, связанных с продажей ему товара ненадлежащего качества, регулируется статьей 24 Закона «О защите прав потребителей» и статьей 504 Гражданского кодекса (возмещение разницы в цене при замене товара, уменьшении покупной цены и возврате товара).

Согласно статье 24 Закона, при замене  недоброкачественного товара на товар аналогичной марки перерасчет цены не производится, независимо от ее изменения в любую сторону.

 При замене приобретенного потребителем недоброкачественного товара на товар другой марки, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставляемого взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах. Если же  цена товара, предоставляемого взамен, ниже цены заменяемого товара, то потребителю выплачивается разница в цене.

Расчеты производятся исходя из цены товара, устанавливаемой продавцом на

момент удовлетворения соответствующего требования, а если требование не было удовлетворено добровольно – на момент вынесения судом решения об удовлетворении требования. Например, в случае замены товара на товар другой марки, стоимость которой превышает стоимость, оплаченную  потребителем за некачественный товар, требование продавца доплатить ему разницу в  стоимости товара правомерно. Вместе с тем если товар, подлежащий замене, подорожал относительно цены, оплаченной за него покупателем, то в расчет принимается новая цена такого товара, действующая на момент удовлетворения требования.

Аналогичный порядок предусмотрен для определения цены при предъявлении требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара.

Порядок определения цены товара при расторжении договора купли-продажи установлен пунктом 4 статьи 24 Закона, редакция которого полностью совпадает с пунктом 4 статьи 504 Гражданского кодекса и устанавливает право потребителя требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения  его требования, а если оно добровольно не удовлетворено – на момент вынесения судом решения. Как известно, при расторжении договора по требованию продавца потребитель возвращает некачественный товар, а продавец обязан возвратить потребителю уплаченную сумму. Данная норма направлена на то, чтобы потребитель реально мог приобрести аналогичный  товар при повышении цены на него. Продавец же не вправе требовать уменьшения возвращенной суммы, если цена на товар понизилась.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты