Защита прав потребителей при продаже товаров

1Роль органов местного самоуправления в защите прав потребителей В.Богдан // Российская юстиция-2003-№7.

в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;

4.            обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) и другие.

Важную роль в защите прав потребителей играют органы прокуратуры. Реагируя на новые условия хозяйствования, прокуроры проводят проверки по поводу нарушений прав потребителей. Особое внимание уделяется надзору за деятельностью органов, контролирующих безопасность товаров, соблюдение законодательства о защите прав потребителей, обладающих правами по пресечению нарушений прав потребителей, а также по привлечению к ответственности правонарушителей.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»  создана специальная Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в составе Министерства здравоохранения и социального развития РФ. На ее территориальные органы возложены одноименные функции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. Соблюдение специфических прав потребителей контролируется иными органами: Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службой по надзору в сфере связи и другими.

 Несмотря на  многочисленность контролирующих органов, наблюдается  увеличение количества нарушений законодательства о правах потребителей. Так, если в 1999 году органы прокуратуры выявили 7547 правонарушений, то в 2003 году – 19636.1

Не в полной мере исполняются требования ФЗ от 22 июня 1998 года «О лекарственных средствах»:  аптечные учреждения осуществляют деятельность без лицензий; продают фальсифицированные и пришедшие в негодность, с истекшим сроком годности лекарственные препараты; зафиксированы многочисленные случаи нарушения права потребителей на получение своевременной и достоверной информации о продаваемых товарах.

______________________________________________________________________________________________

1Защита прав потребителей. И.Викторов, Т.Ашиткова // Законность -2004-№9.

Практически повсеместно нарушается законодательство в области стандартизации и сертификации товаров: реализуется продукция без сертификата соответствия или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать эта продукция.

Меры прокурорского реагирования  на выявленные нарушения прав

потребителей зависят от характера, степени распространенности и тяжести этих нарушений.

Судебная практика показывает, что защите обычно подлежат такие охраняемые законом права, как  право на качественные и безопасные для жизни и здоровья товары, право на достоверную рекламную информацию и другие. 

Право потребителя на надлежащее качество товара

Одним из важнейших прав потребителя, провозглашенных Законом, является

право на получение товаров надлежащего качества, под которыми понимается продукция, соответствующая по качеству требованиям, установленным в соответствии со ст. 4 Закона.

Содержание ст.4 практически полностью (почти текстуально) соответствует

ст.469 ГК, регулирующей качество товара, реализуемого по договору купли-продажи.

Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Основным критерием качества определен договор, являющийся наиболее естественной юридической формой закрепления отношений потребителя и продавца. Гражданским кодексом предусмотрены два новых вида договоров, которые, как правило, опосредуют отношения с участием гражданина потребителя: публичный договор и договор присоединения.

Согласно ст. 426 ГК, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля).

Цена товаров, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Отказ организации от заключения договора при наличии возможности предоставить товар не допускается.

Договором присоединения, согласно ст. 428 ГК, признается договор, условия

которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. К таким договорам относятся практически все договоры о продаже товаров гражданам-потребителям. Эти договоры исключают возможность обсуждения и выработки согласованных условий. Диктат одной стороны - продавца вынужденный объективными условиями розничной торговли все же имеет некоторые ограничения.

Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или

изменения договора, если договор присоединения, хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.

Таким образом, к предусмотренному Законом "О защите прав потребителей"

праву на расторжение договора в связи с ненадлежащим качеством товара ГК предоставляет право на расторжение и изменение договора по ряду других оснований.

Условия договоров розничной купли-продажи не соответствующие требованиям, прежде всего Закона РФ "О защите прав потребителей", указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, различных правил торговли, должны признаваться ничтожными.

Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо таких качеств товара, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. В данном случае следует исходить из возможности использования для конкретного лица, исходя из цели приобретения предмета договора.

Вторым критерием качества товара (работы, услуги) в пункте 2 статьи 4 указана пригодность для использования в целях, для которых товар такого рода обычно используется. Этот критерий качества используется лишь тогда, когда условие о качестве в договоре отсутствует. Нормы и характеристики, определяющие качество товара, устанавливаются в государственных стандартах (обязательные требования) и в технических условиях предприятий-изготовителей (потребительские характеристики). В этих же документах, а также в иной технической документации изготовителя определяется целевое назначение изделия, то есть его основные потребительские функции, область и условия применения.

В пункте 3 статьи 4 речь идет о конкретных целях приобретения товара. Эти конкретные цели, доведенные потребителем до сведения продавца, могут содержать указания на конкретные характеристики товара, или продавец может определить эти характеристики, поскольку они ему известны. Однако доказать в случае спора несоответствие товара объявленным потребителем целям приобретения последнему практически невозможно, поскольку условия заключения договора розничной купли-продажи не позволяют зафиксировать факт сообщения и содержание цели приобретения.

Таким образом, налицо коллизия между критерием качества товара  указанным в пункте 2 статьи 4 Закона (обычные цели использования товаров определенного рода), и понятием «недостаток», которые должны полностью корреспондироваться между собой по существу.

Представляется, что формулировка понятия «недостаток» является правильной и при определении наличия или отсутствия недостатков следует исходить из несоответствия товара обычно предъявляемым требованиям к его качеству. «Целевой признак» в лучшем случае может использоваться в качестве дополнительного критерия к требованиям качества.

При продаже товаров по образцам или описанию, продавец обязан передать товар, соответствующий образцу или описанию. Продажа товаров по образцам или описаниям является одним из видов договора купли-продажи. Образцы и описания товаров играют роль своеобразных условий договора о качестве товара. Особенности продажи товаров по образцам регулируются Правилами продажи товаров по образцам, утвержденными в соответствии с Законом постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 года N 970.Согласно Правилам, кроме возможности визуального ознакомления потребителя с товаром (в том числе путем демонстрации образцов в действии), продавец обязан обеспечить каждый образец (всех артикулов, марок и разновидностей) аннотацией с указанием завода-изготовителя, технических параметров и других характеристик потребительских свойств товара, иметь каталоги, альбомы имеющихся в продаже товаров по видам оформления. Расцветка и рисунок обивочной ткани, вид отделочных и облицовочных материалов и фурнитуры, а также наименование магазина, дата продажи, наименование товара, его артикул, цена  должны указываться в товарном чеке, выписываемом продавцом1.

Третьим и последним критерием качества в статье 4 Закона указано соответствие обязательным требованиям стандарта к качеству товара, если стандартом такие требования предусмотрены. Таким образом, этот критерий качества применяется как бы под отлагательным условием: если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара.

Под обязательными требованиями имеется в виду, прежде всего, безопасность

товара. Закон «О защите прав потребителей» к понятию стандарт относит: государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров. Государственные стандарты должны содержать требования к продукции по их безопасности для

______________________________________________________________________________________________

1Правила продажи товаров по образцам, утвержденные Постановлением Правительства от 19.01.98 г. №55.

окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан.

Информация о товаре должна содержать показатели качества товара: основные потребительские свойства, состав и другие сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 10 Закона. Законом установлена ответственность за предоставление ненадлежащей информации в определенных случаях, а при возникновении в связи с этим недостатков товара  применяются последствия продажи товара ненадлежащего качества (статья 12). Поэтому невозможно предположить, что отсутствие в статье 4 Закона критерия информации о качестве товара является основанием для признания товара, не соответствующего информации о нем, доброкачественным. Информация о товаре особенно важна для определения его доброкачественности или наличия недостатков в тех случаях, когда договором условие о качестве не предусмотрено. Это возможно, когда на самом товаре, его упаковке, в прилагаемой документации не содержится никакой информации о качестве товара, а указанная информация существует самостоятельно, например, в средствах массовой информации.

Право на свободный выбор товаров

Право свободного выбора товаров означает, во-первых, что любой товар, находящийся в магазине, должен быть продан, во-вторых, выбор должен быть действительно свободным, без принуждения прямого или косвенного. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением других.  Убытки, причиненные потребителю нарушением этой нормы, возмещаются торговым предприятием в полном объеме.

Применение изложенных норм на практике может вызвать определенные затруднения. Навязывание ненужных потребителю товаров обычно  происходит путем продажи наборов, куда наряду с пользующимися спросом товарами помещаются ненужные, залежалые товары, или использования дорогостоящих необязательных отделочных материалов, упаковки и так далее. Созданные продавцом незаконные условия нередко вынуждают потребителя соглашаться с ними. При этом не всегда ненужные товары или услуги могут быть отделены от основных. В этих случаях, если обращение с соответствующими требованиями к руководству предприятия не дало результатов, потребитель может прибегнуть к судебной защите, к помощи органов по защите прав потребителей при местной администрации, общественных  организации потребителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты