Защита прав потребителей при продаже товаров

7.            место нахождения, фирменное наименование изготовителя и место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на

принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

8.            информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров;

9.            информацию о правилах продажи товаров;1

Данная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям по безопасности товара, представляется в виде маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предъявляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации его выдавшей.

Закон «О защите прав потребителей»  устанавливает, что основная задача предоставления информации о товаре – обеспечение его компетентного выбора. Компетентность выбора обеспечивается предоставлением информации о назначении товара, его качестве, условиях использования, гарантиях и так далее. Продавец (изготовитель)  сам должен определять необходимый объем этой информации, памятуя о своей ответственности за неполноту предоставленной информации.

По отдельным видам товаров перечень информации и способы ее доведения

______________________________________________________________________________________________

1 Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1

до потребителя могут устанавливаться Постановлениями Правительства РФ.

Правительство РФ Постановлением от 27 декабря 1996 года №1575  запретило с 1 мая 1997 года продажу на территории РФ импортных продуктов питания без информации о них на русском языке. Аналогичный порядок введен другим

Постановлением с 1 июля 1998 года в отношении непродовольственных товаров. Наличие такой информации должны обеспечить организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют импорт товаров в Россию.

Недостоверный перевод информации об импортных товарах на  русский язык рассматривается как предоставление недостоверной информации.

Непредставление информации о предприятиях, выполняющих функции

изготовителя или продавца для рассмотрения претензий потребителей, ремонта и технического обслуживания товаров является нарушением права потребителя на обеспечение возможности использования товара по назначению и права на информацию, что может повлечь ответственность изготовителя и продавца.

Пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, установлено, что при продаже товаров продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем их маркировки знаком соответствия и ознакомить потребителя по его требованию с одним из следующих документов: с сертификатом или декларацией о соответствии; с копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, его выдавшим; с товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения  о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия,  наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца), с указанием его адреса и телефона.1

Маркирование товаров прошедших сертификацию, знаком соответствия установлено Законом о сертификации. Согласно статье 6 Закона о сертификации знак соответствия, зарегистрированный в порядке – это знак, которым  подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Он является формой доведения до всех заинтересованных сторон информации о проведении сертификации маркированной им продукции.

Важность для потребителя достоверной и полной информации о товаре, а также об изготовителе (продавце) подчеркивается установлением в Законе «О защите прав потребителей» специальной ответственностью за правонарушения в этой области. Эта ответственность является гражданско-правовой ответственностью предпринимателей. Ответственность работников организаций за соответствующие правонарушения регулируется трудовым, административным и уголовным законодательством.

В Законе предусмотрена ответственность за факт непредоставления возможности   незамедлительно получить при заключении договора информации о товаре. Это усиливает защиту прав потребителя и ответственность его контрагента. В этом случае потребитель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок его расторгнуть и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При расторжении договора потребитель обязан возвратить товар.

За непредоставление полной и достаточной информации о товаре может наступить ответственность за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации. Изготовитель (продавец) не может быть освобожден  от ответственности, даже если появление недостатка объективно вызвано действиями самого потребителя. В

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства от 19.01.98  №55.

этом случае отсутствует его вина и есть вина организации, ответственной за  предоставление недостоверной и неполной информации.

Закон «О защите прав потребителей» практически лишает заинтересованную сторону при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных предоставлением  недостоверной или недостаточно полной информации о товаре, возможности ссылаться на осведомленность потребителя в соответствующих вопросах. Необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

Одной из причин введения в Закон новой статьи о просвещении потребителей

является слабое знание ими своих прав.

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Статья не только провозглашает право потребителей на просвещение в области защиты их прав, но и обеспечивает реализацию этого права путем включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и программы.

Согласно ст. 7 Закона РФ "Об образовании" государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ (за исключением случаев, предусмотренных законом).

Система информации потребителей об их правах обеспечивается обязательной информацией, предусмотренной Законом, а также путем проведения консультаций, семинаров государственными, муниципальными органами и общественными организациями потребителей, изданием соответствующих журналов и другой литературы.

Право на государственную и общественную защиту прав потребителей

В силу статьи 44 Закона «О защите прав потребителей» каждый гражданин имеет право обратиться в органы местного самоуправления за защитой своих потребительских прав в случае их нарушения недобросовестными продавцами. Нет сомнений в том, что Закон законодательно закрепивший это право  является  прогрессивным и  очень важным для обеспечения защиты прав потребителей со стороны местных органов власти. С его принятием в субъектах РФ стали образовываться при местных администрациях подразделения, осуществляющие соответствующие полномочия. Органы местного самоуправления, как известно, не входят в систему органов государственной власти и наделены правом, по своему усмотрению решать вопросы местного значения, в том числе и защиты прав потребителей на территории соответствующего муниципального образования.

Каждый человек может получить защиту  своих потребительских прав в случае их нарушения со стороны продавцов, причем как самостоятельно, так и при помощи специализированных органов. Отделы по защите прав потребителей появились не только при администрациях городов – областных центров, но и в районных центрах. Свою работу они осуществляют в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг»,  «О качестве и безопасности пищевых продуктов», правилами торговли и другими нормативными актами. Работниками отделов по защите прав потребителей ведется работа по разъяснению законодательства, как на личных приемах, так и по телефону, что позволяет еще более эффективно оказывать помощь гражданам. Регулярно проводятся проверки хозяйствующих субъектов по устным и письменным обращениям граждан, как самостоятельно отделом, так и совместно с другими контролирующими


органами.1

Незаменимо и участие отдела в досудебном урегулировании споров между потребителями и продавцами. Очень часто потребитель не в силах самостоятельно доказать свою правоту. В этом случае работники отдела стараются объяснить недобросовестному продавцу, что в его интересах удовлетворить законные требования потребителя, не доводя дело до суда. Но не все конфликты удается разрешить в досудебной стадии. Статья 44 Закона наделила органы местного самоуправления правом обращаться в суды в целях защиты прав потребителей (неопределенного круга лиц).

Количество обращений в органы  по защите прав потребителей с каждым годом увеличивается. Это свидетельствует о том, что потребители стали более активны, проявляют больший интерес к качеству тех товаров, которые им предлагаются. Обращаться за защитой своих прав  в случае их нарушения со стороны недобросовестных продавцов стало нормой, и это свидетельствует о повышении общего уровня правовой грамотности населения.

Однако большими правами в данной сфере обладают  общественные организации.

Законом «О защите прав потребителей» предусмотрено право граждан объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей.

Общественные объединения потребителей вправе:

1.            участвовать в разработке требований к безопасности товаров, а также стандартов, проектов законов и иных актов  в области защиты прав потребителей;

2.            проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров, проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового                обслуживания, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять эти акты для рассмотрения  в  уполномоченные органы;

3.            участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти

_____________________________________________________________________________________________

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты