Защита прав потребителей при продаже товаров

§            отсутствие необходимой информации о товаре;

§            продажа биологически активных добавок и непродовольственных товаров по телевизионной рекламе;

 При этом в настоящее время получила широкое распространение  продажа товаров курьерским способом, посредством рекламы на телевидении. Возникающие нарушения в этой области связаны с непредставлением информации о сертификации товара, противопоказаниях и т.д. Отсутствие в ФЗ “О рекламе” положений, предусматривающих ответственность за непредставление информации о рекламодателе, изготовителе и продавце значительно усложняет реализацию норм Закона “О защите прав потребителей”.

§            отсутствие  законодательной базы, регулирующей дистанционные, сетевые и другие подобные формы торговли.

§            отказ предпринимателей решить вопрос в добровольном порядке или навязывание потребителю условий о ремонте товара. Такие заявления разрешаются путем разъяснения продавцу требований законодательства о защите прав потребителей и редко доходят до суда.  

 С каждым годом число обращений в органы защиты прав потребителей возрастает, за последний год их число возросло на 12%, в том числе в торговле – на 7%. Причиной роста количества заявлений потребителей является ухудшение ситуации на потребительском рынке в целом в связи с сокращением объема контроля государственными органами.

Таким образом, приоритетными должны оставаться мероприятия, направленные на обеспечение защиты законных прав и интересов потребителей и добросовестных товаропроизводителей. По их результатам необходимо применять административные меры воздействия при тесном взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими контролирующими органами.

                                                               II.                       Существенное влияние на правоприменительную практику оказывает несовершенство нормативной базы. Некоторые вопросы до сих пор остаются нерешенными, возникают определенные сложности при реализации законодательства о защите прав потребителей:

1.      Установленный в статье 1 Закона запрет на принятие актов, содержащих нормы о защите прав потребителей, органами исполнительной власти не всегда соблюдается, при чем современная практика свидетельствует о том, что полностью их исключать не нужно;

2.      В судебной практике встречаются случаи, когда необходимым условием для признания гражданина потребителем является заключение им договора купли-продажи, а в соответствии с законодательством потребителем также является лицо, имеющее намерение заключить договор или использующее товар;

3.            Закон недостаточно четко дифференцирует обязанности изготовителя и продавца в отношении товаров несоответствующих требованиям закона. Обязанности должны быть распределены следующим образом: производство приостанавливается или товар снимается с производства изготовителем; приостановление реализации – изготовителем и продавцом; изъятие из оборота и отзыв от потребителя – изготовителем и продавцом. Представляется, что эти обязанности должны выполняться каждой из сторон, которой стали известны соответствующие факты и обстоятельства. Необходимые меры должны приниматься немедленно, независимо от того, кем установлены эти факты и обстоятельства.

4.            Закон одним из критериев качества товара называет конкретные цели его приобретения. Проблема состоит в том, что в случае спора доказать несоответствие  товара целям приобретения практически невозможно, так как они излагаются в устной форме;

5.            Существует проблема определения понятия дорогостоящий товар. Многие нормативные акты ссылаются на это понятие, но ни в одном из них данное определение не содержится.  Следовательно, данный термин является неопределенным и не имеет юридического содержания, а соответственно не может быть использован в качестве четкого и единообразного критерия;

6.            в Законе установлен срок для обнаружения недостатков – разумный срок, но не раскрыто, как он должен определяться и последствия его нарушения. Представляется, что продолжительность этого срока зависит от характера недостатка, но в любом случае он не может быть более двух лет.

В связи с этим необходимо продолжать работы в области совершенствования законодательства о защите прав потребителей, обеспечения согласованности применения норм законодательных актов, сопряженных с требованиями защиты прав и интересов потребителей и товаропроизводителей, привести в соответствие с требованиями  отдельные положения ФЗ “О рекламе”.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1.     Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты прав потребителей» от 9 апреля 1985 года.

2.     Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области защиты прав потребителей от 23 мая 1994 года // Россия – Украина. 1990-2000. Документы и материалы кн. 1.

1990-1995 – М.: международные отношения, 2001. С. 339-342.

3.     Гражданский Кодекс РФ часть 1,2 // Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, статья 3301, 1996, № 5, статья 410.

4.     Федеральный Закон «О введении в действие части 2 Гражданского кодекса РФ» от 26 января 1996 года №15-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1996, № 5, статья 411.

5.     Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 с изменениями от 22.08.2004 №122-ФЗ// Ведомости СНД и ВС РФ, 09.04.1992, № 15, ст. 766.

6.     Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара. Утверждён постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55 (С изменениями от 12.07.2003) // Российская газета, № 21, 04.02.1998, Российская газета, № 142, 17.07.2003.

7.     Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий, которые по истечении определённого периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан установить срок службы. Утверждён постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 №720 // СЗ РФ 23.06.97, № 25, ст.2942.

8.     Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению. Утверждён постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 №720 // СЗ РФ 23.06.97, № 25, ст.2942.

9.     Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. Утверждён постановлением Правительства РФ от 13.05.1997 №575 //Собрание законодательства РФ 1997, № 20, статья 230.

10. Правила продажи товаров по образцам. Утверждены Постановлением Правительства от 19 августа 1994 № 970 // СЗ РФ 05.09.1994, № 19, ст.2209.

11. Правила продажи отдельных видов товаров. Утверждены Постановлением Правительства от 19.01.1998 №55 // Российская газета, № 21, 04.02.1998, Российская газета, № 142, 17.07.2003.

12. Примерные правила работы предприятия розничной торговли. Утверждены Письмом Комитета РФ по торговле от 17 марта 1994 года № 1-314/32-9.

13. Разъяснения «О некоторых вопросах, связанных с применением закона о защите прав потребителей». Утверждены Приказом МАП от 20 мая 1998 года № 160 // Российская газета, № 5-6, 14.01.99, №92, 14.05 99.

14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 года № 2 «О внесении изменений и дополнений в  Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года  № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» // Российская газета, № 230, 26.11.1994, № 202, 17.10.2001.

15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 ноября 2000 года № 32 «О внесении изменений и дополнений в некоторые Постановления Пленума Верховного Суда РФ» // Российская газета, № 202, 17.10.2001.

Используемая литература

16. Антонов В.В. Потребительское право и защита прав потребителей: учебно-практическое пособие / В.В.Антонов, Н.А. Антонова, Г.А. Толпыгин.- М.: Книга сервис,2003

17. Защита прав потребителей: Законодательно-нормативная база (издание пятое переработанное и дополненное). - М.: Экзамен, 2003

18. Комментарий к закону «О защите прав потребителей»: постатейный / И. А. Балушкин, Н.С. Михайлова, А.В. Смирнова.- М.: Проспект, 2004

19. Комментарий к закону «О защите прав потребителей»/ Под редакцией М.Ю. Челышева.- М.: Юрайт- М, 2002

20. Парций Я.Е. Комментарий к правилам торговли.- М.: Юрайт-Издат, 2003

21. Шахурин Ф.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие/ Ф.Р. Шахурин, Г.Н. Цыкова. 4-е издание, переработанное и дополненное.- М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»; Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002

22. Гражданско-правовые особенности реализации права потребителей на замену дорогостоящих товаров ненадлежащего качества. М.А. Бычко // Юрист.- 2003- №6

23.  Защита прав потребителей. И.Викторов, Т.Ашиткова // Законность.- 2004- №9

24. Некоторые проблемы нормативно-правового регулирования защиты прав потребителей. М.А. Катыс // Юрист.- 2001- №10

25. Роль органов местного управления в защите прав потребителей. В. Богдан // Российская юстиция.- 2003- №7

26. Самозащита права как способ защиты прав потребителей в сфере торговли. В.В. Богдан // Юрист,- 2003- №2

27. Товары и продукция не отвечают требованиям безопасности. Г. Шарова // Законность.- 2004- №8

Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии, присутствующие, вашему вниманию представлен доклад по выпускной квалификационной работе на тему: защита прав потребителей при продаже товаров.

Практически каждый гражданин в течение своей жизни выступает в роли потребителя, участника отношений, складывающихся на потребительском рынке. При этом права потребителей зачастую нарушаются. В результате им причиняется существенный материальный и моральный вред. Правовое регулирование потребительских отношений осуществляется при помощи законодательства о защите права потребителей.

 Для нашей страны законодательство о защите прав потребителей является  новым. Как самостоятельный институт в России он возник сравнительно недавно - в начале девяностых годов. Переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное закрепление многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской деятельности и определение её организационно-правовых форм – все это способствовало созданию потребительского рынка товаров и услуг. 

В период перехода к рыночной экономики потребители по существу были бесправны. Изготовители и продавцы диктовали им свои условия, судебная защита фактически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. В связи с этим возникла необходимость установления правового положения потребителя, нормативное закрепление способов защиты его прав и законных интересов. Только с принятием Верховным Советом РФ 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» вобравшим в себя лучший опыт законодательной практики возникшая проблема разрешилась.

Его необходимо знать каждому гражданину, так как он дает возможность:

1.                 приобрести статус равноправного субъекта на рынке товаров;

2.                 грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем;

3.                 защитить свои нарушенные права.

Создание в России действенной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики.

Цель данной выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы изучить законодательство, регулирующее отношения связанные с защитой прав потребителей, определить его полноту, эффективность, а также обозначить проблемы, возникающие при осуществлении своих прав потребителями.

В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи:

·                   Изучить права потребителей в торговом обслуживании;

·                   Проанализировать законодательство, регулирующее отношения связанные с защитой прав потребителей;

·                   Рассмотреть судебную практику по делам о защите прав потребителей;

·                   Определить роль муниципальных органов в сфере защиты прав потребителей.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

 I.                                                                           Относительно правоприменительной практики.

Во-первых, на сегодня Закон РФ “О защите прав потребителей” остается, по мнению юристов наиболее нарушаемым из всех действующих законов.

Во-вторых, наибольшее количество жалоб, поступающих в органы местного самоуправления, приходится на торговлю – 67%. Основными нарушениями в сфере торговли является:

§                          продажа товаров ненадлежащего качества,

§                           отсутствие необходимой информации о товаре;

§                           продажа биологически активных добавок и непродовольственных товаров по телевизионной рекламе;

При этом в настоящее время получила широкое распространение продажа товаров курьерским способом, посредством рекламы на телевидении. Возникающие нарушения в этой области связаны с непредставлением информации о сертификации товара, противопоказаниях и т.д. Отсутствие в ФЗ “О рекламе” положений, предусматривающих ответственность за непредставление информации о рекламодателе, изготовителе и продавце значительно усложняет реализацию норм Закона “О защите прав потребителей”, так же

§                           отсутствие  законодательной базы, регулирующей дистанционные, сетевые и другие подобные формы торговли.

С каждым годом число обращений в органы защиты прав потребителей возрастает, за последний год их число возросло на 12%, в том числе в торговле – на 7%.

Таким образом, приоритетными должны оставаться мероприятия, направленные на обеспечение защиты законных прав и интересов потребителей и добросовестных товаропроизводителей. По их результатам необходимо применять административные меры воздействия при тесном взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими контролирующими органами.

III.                              Существенное влияние на правоприменительную практику оказывает несовершенство нормативной базы. Некоторые вопросы до сих пор остаются нерешенными, возникают определенные сложности при реализации законодательства о защите прав потребителей:

1.                       Установленный в статье 1 Закона запрет на принятие актов, содержащих нормы о защите прав потребителей, органами исполнительной власти не всегда соблюдается, при чем современная практика свидетельствует о том, что полностью их исключать не нужно;

2.                       В судебной практике встречаются случаи, когда необходимым условием для признания гражданина потребителем является заключение им договора купли-продажи, а в соответствии с законодательством потребителем также является лицо, имеющее намерение заключить договор или использующее товар;

3.                       Закон недостаточно четко дифференцирует обязанности изготовителя и продавца в отношении товаров несоответствующих требованиям закона. Обязанности должны быть распределены следующим образом: производство приостанавливается или товар снимается с производства изготовителем; приостановление реализации – изготовителем и продавцом; изъятие из оборота и отзыв от потребителя – изготовителем и продавцом. Представляется, что эти обязанности должны выполняться каждой из сторон, которой стали известны соответствующие факты и обстоятельства. Необходимые меры должны приниматься немедленно, независимо от того, кем установлены эти факты и обстоятельства.

4.                       Закон одним из критериев качества товара называет конкретные цели его приобретения. Проблема состоит в том, что в случае спора доказать несоответствие  товара целям приобретения практически невозможно, так как они излагаются в устной форме;

5.                       Существует проблема определения понятия дорогостоящий товар. Многие нормативные акты ссылаются на это понятие, но ни в одном из них данного определения не содержится. Следовательно, этот термин является неопределенным и не имеет юридического содержания, а соответственно не может быть использован в качестве четкого и единообразного критерия;

6.                       в Законе установлен срок для обнаружения недостатков – разумный срок, но не раскрыто, как он должен определяться и последствия его нарушения. Представляется, что продолжительность этого срока зависит от характера недостатка, но в любом случае он не может быть более двух лет.

В связи с этим необходимо продолжать работы в области совершенствования законодательства о защите прав потребителей, обеспечения согласованности применения норм законодательных актов, сопряженных с требованиями защиты прав и интересов потребителей и товаропроизводителей, привести в соответствие с требованиями  отдельные положения ФЗ “О рекламе”.




1Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для  защиты прав потребителей» от 9 апреля 1985 года.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты