Защита прав потребителей при продаже товаров
p>Закон предусматривает, что в случае нарушения права потребителя на свободный выбор товаров могут быть взысканы причиненные убытки.

В данном разделе мной были рассмотрены основные права потребителей при продаже им товаров. Наиболее важными из них являются: право на безопасность товара и  его надлежащее качество.

Предусмотренные Законом «О защите прав потребителей»  меры настолько

серьезны, что для изготовителя и продавца они могут обернуться большими экономическими потерями или даже привести к прекращению производства. Поэтому именно изготовитель и продавец,  прежде всего, заинтересованы в быстром и полном выявлении и устранении причин нарушения требований к безопасности товара. В связи с этим  изготовителям целесообразно разработать локальный нормативный акт (стандарт, инструкцию), регламентирующий порядок работы в таких случаях.

Закон «О защите прав потребителей» недостаточно четко дифференцирует обязанности изготовителя и продавца в случае выпуска товаров с нарушениями требований по безопасности. Исходя из их возможностей, надо распределить соответствующие обязанности следующим образом: производство приостанавливается или товар снимается с производства изготовителем; реализация – изготовителем и продавцом; изъятие из оборота и отзыв от потребителя – изготовителем и продавцом. Представляется, что эти обязанности должны выполняться каждой из сторон, которой стали известны соответствующие факты и обстоятельства. Необходимые меры должны приниматься немедленно, независимо от того, кем установлены эти факты и обстоятельства. Производство продукции и ее реализация должны быть приостановлены до устранения причин, вызывающих вред, то есть до устранения  нарушений  производственного происхождения (технология, конструкция, материалы, испытания) или других недостатков. Необходимо разработать детальный механизм реализации этих обязанностей, который должен предусматривать порядок возобновления производства после его приостановления, реализации продукции после изъятия ее из оборота или отзыва от потребителя, взаимоотношения между изготовителем и продавцом. 

В последние годы в России резко ухудшилась ситуация с качеством и безопасностью товаров. Так, за шесть лет (1997 – 2002 года) количество зарегистрированных преступлений по статье 238 Уголовного кодекса РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности) выросло почти в семнадцать раз, а в период с 2002 по 2003 годы – еще в два раза (с 1674 до 3454). По данным проверок, за период с 1997 по 2003 годы средний уровень фальсифицированной продукции составляет от 20 до 50 %, а по некоторым позициям – 80 -90%. В 2002 году из 45 000 проверенных предприятий торговли в каждом третьем обнаружен, сбыт фальсифицированных товаров. Например, до 50% чая  не подлежит продаже из-за истекшего срока годности, повышенного содержания металлопримесей, наличия других вредных для здоровья веществ1.

Активно идет производство и ввоз из-за рубежа биологически активных добавок к пище. Исследования показывают, что многие из них вредны для здоровья.

Все это свидетельствует о том, что законодательство не эффективно. По моему мнению, причина этого кроется не в самом законодательстве, а в работе контролирующих органов, от которых во многом зависит реализация и функционирование Закона.

Борьба с некачественными, опасными для жизни и здоровья человека товарами должна стать приоритетным направлением деятельности контролирующих и правоохранительных органов.

______________________________________________________________________________________________

1Товары и продукция не отвечают требованиям безопасности. Г.Шарова //Законность.-2004 - №8

2.2 ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА

В главе второй Закона «О защите прав потребителей» большое внимание посвящено последствиям продажи товаров ненадлежащего качества.

Данные отношения регулируются статьей 18 Закона «О защите прав потребителей» и главой 30 Гражданского кодекса РФ, которая регулирует  отношения по договору купли-продажи. При решении вопросов, связанных с обнаружением недостатков в товаре, не оговоренных продавцом, следует в первую очередь руководствоваться положениями  Гражданского кодекса и Закона, в части не противоречащей кодексу.

Статья 18 Закона  определяет права потребителя в случае продажи товара ненадлежащего качества.

Наличие недостатка определяется по одному из следующих критериев:

1.            несоответствие обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке;

2.            несоответствие условиям договора;

3.            несоответствие целям, для которых товар такого рода обычно используется;

4.            несоответствие целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора;

5.            несоответствие образцу или описанию при продаже товара по образцу или описанию.

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

1.            безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения  расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

2.            соразмерного уменьшения покупной цены;

3.            замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

4.            замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

5.            расторжения договора купли-продажи.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

При безвозмездном устранении недостатков возникает вопрос о его объеме и правовом регулировании. Некоторые продавцы и изготовители при реализации технически сложных товаров в документах, устанавливающих гарантийные обязательства, указывают, что эти обязательства не действуют, если изделие не работает или работает ненадлежащим образом в связи с недостатками расходных материалов. Для правильного решения этого вопроса необходимо определить, что входит в состав товара, из каких частей он состоит. Для ответа необходимо обратиться к понятиям комплектности товара и комплекта товаров. Статья 479 Гражданского кодекса указывает, что комплект товаров – это их определенный набор. При этом каждый из товаров, входящих в комплект, является самостоятельным товаром, который может продаваться и использоваться по своему целевому назначению независимо от других товаров, включенных в комплект. Состав комплекта является договорным условием. В отличие от комплекта, под комплектностью следует понимать такую совокупность составных частей, которые образуют товар с определенными потребительскими свойствами. Эти составные части скомпонованы в единое изделие и, как правило, самостоятельно не используются. Комплектующие части могут быть отделены от основной и, как правило, изнашиваются быстрее. Именно поэтому пункт 3 статьи 470 Гражданского кодекса допускает возможность установления на эти части в договоре купли-продажи самостоятельного гарантийного срока, отличающегося по продолжительности от гарантийного срока на основное изделие. Технически сложные изделия иногда не могут выполнять свои функции без расходных материалов и деталей, которые не входят в состав товара, например, батарейки для различных приборов, поэтому для избегания споров  по поводу того, на что распространяются гарантийные обязательства, изготовитель (продавец) товара должны точно определить его комплектность.

Гарантийный ремонт не должен рассматриваться как самостоятельная услуга, а является способом восстановления права потребителя на получение доброкачественного товара Потребитель вправе требовать возмещения своих  расходов на устранение недостатка товара независимо от причины отказа продавца или изготовителя  произвести ремонт или если они произвели его не в установленный срок. Факт устранения недостатка и сумма расходов должны быть подтверждены потребителем.

Требование о соразмерном уменьшении покупной цены может быть заявлено, если недостаток товара не препятствует его использованию по назначению, но ограничивает полноценное использование, предусмотренное условиями договора. Одновременное предъявление требований об уценке и ремонте  является необоснованным. Размер уценки определяется соглашением сторон, а если соглашение не достигнуто, потребитель вправе обратиться в суд или предъявить другое требование.

Потребитель вправе предъявить любое из перечисленных  требований по своему усмотрению при обнаружении в товаре недостатка. Из этого правила сделаны три исключения, два из которых связаны с характером товара, а одно – со спецификой продавца.

Первое касается технически сложных товаров, перечень которых утвержден Правительством РФ. Для замены технически сложных товаров на товар аналогичной марки или на такой же товар другой марки недостаточно простого недостатка, необходимо, чтобы недостаток, имеющийся в товаре, был существенным.

В соответствии со статьей 503 Гражданского кодекса РФ потребитель вправе потребовать расторжения договора купли – продажи (в том числе технически сложного или дорогостоящего товара) независимо от того, насколько существенными были нарушения требований к качеству.

В Законе «О защите прав потребителей» даны признаки отнесения недостатков к существенным. К ним относятся недостатки товара, которые делают невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением либо которые не могут быть устранены, либо проявляются вновь после его устранения, либо для устранения которых требуются большие затраты, либо вследствие которых потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.1

В пункте 2 статьи 475 Гражданского кодекса РФ также определены признаки отнесения недостатков, выявленных в товаре, к существенным, которые аналогичны установленным в Законе «О защите прав потребителей». К существенным недостаткам согласно Закону может быть отнесен недостаток, который делает невозможным или недопустимым  использование товара в соответствии с его  целевым назначением. Одним из вариантов такого недостатка является опасность использования товара для жизни, здоровья и имущества граждан.

 Например, согласно постановлению Правительства РФ от 13 мая 1997 года №575 «Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае

обнаружения в товарах существенных недостатков» при обнаружении нарушения качества автотранспортного  средства недостаток должен быть неустранимым или устранимым с несоразмерными затратами времени, выявляться неоднократно или проявляться после его устранения. Остальные перечисленные  требования могут быть предъявлены при наличии любого недостатка в этих товарах.

Упомянутый выше перечень  помимо автотранспортных средств включает: мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, холодильники, морозильники, лодочные моторы, стиральные машины автоматические, персональные компьютеры с основными периферийными устройствами, ______________________________________________________________________________________________

1Разъяснения о некоторых вопросах связанных с применением Закона «О защите прав потребителей», утвержденные Приказом МАП от 20 мая 1998 года №160.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты