Серафимов своими глазами и, на небе пение ангелов, которые возглашали
Трисвятое: Сеят, свят, свят. Господь Саваоф! [Ис. 6. З]. В возрасте трех лет была введена во храм, в святая святых, Пречистая Дева Мария13; в тридцать лет Христос был крещен Иоанном в Иордане; трех учеников Христос возвел на Фавор и преобразился перед ними; через три дня Христос воскрес из мертвых; трижды Христос после воскресения спросил: Петр. любить литы яеня?
[Ин.21.15—17]. Как же я говорю о числе три и не вспомню о великой и страшной тайне Триединого Божества: в трех Святынях, трех Образах, трех
Ипостасях, в трех Лицах — Единое Божество Пресвятой Троицы, Отец, и Сын, и
Святой Дух, Триипостасное Божество, у Которого одна сила, одна власть, одно владычество? Подобало и этому младенцу трижды прокричать еще в утробе матери, прежде рождения на свет, в предзнаменование того, что он будет некогда учеником Троицы, что и сбылось, и многих приведет к разумению и познанию Бога, уча своих словесных овец веровать во Святую Троицу,
Единосущную во Едином Божестве.
Не явное ли это указание на то, что с ребенком в будущем произойдут
удивительные и досточудные вещи! Не истинное ли это преобразование его
будущей жизни, которое исполнится впоследствии в его чудных деяниях!
Видевшие и слышавшие о первых знамениях должны верить и последующим
событиям. Еще до рождения святого Бог предызбрал его: не без особенной
цели, не вотще было дано на удивление многим это первое знамение, но оно
было предвестником всего, что совершилось впоследствии. Об этом мы
постарались рассказать, потому что повествуем о чудной жизни пречудного
человека.
Следует здесь вспомнить и древних святых, просиявших в Ветхом и Новом
Законе: как зачатие, так и рождение многих из них предваряемо было
особенным откровением от Бога. Мы не от себя это говорим, но заимствуем
примеры из Священного Писания и с нашим рассказом мысленно сравниваем
рассказы о других событиях: так, пророка Иеремию Бог освятил во чреве
матери, и, до рождения его предвидя, что Иеремия будет вместилищем Святого
Духа, все предвидящий Бог исполнил его благодатью с юных лет. Исаия же
пророк сказал: Так говорит Господь, призвавший меня из утробы, и, из чрева
матери избрав меня. Он назвал мое имя [Ис. 49.1]. Святой же великий пророк
Иоанн Предтеча еще в утробе матери познал Господа, носимого во чреве
Пречистой Приснодевы Марии, и взыграл младенец радостно во чреве [Лк. 1.
44] матери своей Елизаветы, и ее устами пророчествовал; она воскликнула
тогда, говоря: Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? [Лк.
1. 43]. О святом и славном пророке Илии Фесвитянине известно, что. когда
мать родила его, родители видели, как прекрасные и светлые лицами мужи
нарекли имя ребенку, повивали его в огненные пелены и питали его огненным
пламенем. Отец, отправившись в Иерусалим, сообщил об этом архиереям, на что
они сказали: «Не бойся, человек! Ибо жизнь этого ребенка будет светом, а
слово его — судом, и он будет судить Израиль оружием и огнем», что и
сбылось 14.
Святой Николай Чудотворец15, когда начали омывать его после рождения,
внезапно встал на ноги и стоял в ночвах16 полтора часа. О святом
преподобном отце нашем Ефреме Сирине 17 рассказывается, что, когда он
родился, родителям его было видение: на языке у младенца был посажен
виноградник, который вырос и наполнил всю землю, и птицы небесные прилетали
и клевали его плоды; виноградник означал разум, который будет дан святому.
О преподобном Алимпии столпнике 18 известно, что перед рождением ребенка
его мать видела такой сон: как будто она носила на руках своих красивого
ягненка, у которого на рогах были свечи; тогда она поняла, что у нее должен
родиться мальчик и он будет добродетельным, что и сбылось. Святой отец наш
преподобный Симеон Столпник, чудотворец19, подвизавшийся на Дивной горе,
был зачат по обетованию Предтечи Крестителя, который возвестил об этом
матери его. Когда ребенок родился и его кормили грудью, он не брал левый
сосок — Бог показал этим, что младенец возлюбит правый путь следования
заповедям Господним. Когда святой Феодор Сикеот20, чудотворец, был еще в
утробе матери, она видела, как звезда сошла с неба и упала ей на чрево. Эта
звезда указывала на многие добродетели младенца. В житии Великого Евфимия21
написано, что до рождения его, в одну из ночей, когда родители молились
вдвоем, им было явление от Бога и было сказано: «Возрадуйтесь и утешьтесь!
Вот, Бог даровал вам ребенка, радости одноименного, ибо рождением его Бог
даровал радость Своим Церквам». Кроме того, в житии Феодора Эдесского22
написано, что родители его, Симеон и Мария, в молитве просили себе сына.
Однажды, в первую субботу Великого поста, когда они молились в церкви,
каждому из них в отдельности явилось некое сладостное видение: им казалось,
что они видят великомученика Феодора Тирона вместе с апостолом Павлом,
стоявших и говоривших: «Воистину даром Божиим будет ребенок, который
родится, по имени Феодор» 23; что и сбылось- В житии святого отца нашего
Петра митрополита 24. нового чудотворца на Руси, описано такое знамение. До
рождения его. когда он еще был в утробе матери, однажды ночью, на рассвете,
в воскресный день. его матери было такое видение: ей казалось, что она
держит на руках своих ягненка, а между рогов его растет дерево с
прекрасными листьями, покрытое многими цветами и плодами, и посреди ветвей
его горит множество свечей. Пробудившись, женщина недоумевала о значении
своего видения, на что оно указывает и что предзнаменует. Хотя видения
своего она и не поняла, но последующие события, достойные удивления,
показали, какими дарами Бог украсил Своего угодника.
Зачем еще говорить и длинными речами утомлять внимание слушателей? Ибо
излишество и пространность в рассказе — враг для слуха как изобильная пища
— враг для тела. Но да не осудит никто меня неуча, за то, что я удлинил
рассказ: когда вспоминаются случаи и: житий других святых, приводятся
свидетельства в подтверждение и делаются сравнения, тогда разъясняются
досточудные деяния досто-чудного мужа, описываемые в нашей повести.
Досточудно было это возглашение его в утробе матери, досточудно было
воспитание его от младенческих пеленок. Этому ребенку подобало родиться с
чудесным знамением, благодаря которому прочие люди поняли, что у
удивительного лужа удивительны и зачатие, и рождение, и воспитание. Господь
ода-эил его Своей благодатью больше, чем других новорожденных младенцев, и
всеми этими знамениями предуказал Свой премудрый о нем Промысл.
Хочу также поведать о времени и годе, когда родился преподобный: в годы
правления благочестивого, славного и могущественного царя Андроника,
самодержца греческого, который царствовал в Царьграде, при архиепископе
Константинопольском Каллисте, патриархе Вселенском; преподобный родился в
Русской земле в годы княжения великого князя тверского Димитрия
Михайловича, при архиепископе преосвященном Петре, митрополите всея Руси.
когда приходило войско Ахмыла25.
Младенец, о котором мы продолжаем рассказ, в течение нескольких месяцев после крещения был вскормлен грудью по закону природы, затем его отняли от груди матери, развернули из пеленок и вынули из колыбели. Ребенок дальше рос, как и полагается детям; возрастая душой, телом и духом, он исполнялся разума и страха Божия, и милость Божия была на нем; так он жил до семилетнего возраста, когда родители отдали его учиться грамоте.
У раба Божия Кирилла, о котором уже говорилось, было три сына: первый
Стефан, второй Варфоломей, третий Петр; отец воспитывал их, всячески
наставляя в благочестии и чистоте. Стефан и Петр быстро изучили грамоту,
Варфоломей же не сразу овладел чтением, но учился медленно и плохо.
Наставник прилежно обучал Варфоломея, но отрок не понимал его, плохо учился
и отставал от товарищей, занимавшихся вместе с ним. За это его часто
бранили родители и строго наказывал учитель, а товарищи укоряли. Отрок
наедине часто со слезами молился Богу. говоря: «Господи! Дай мне выучить
грамоту, научи и вразуми меня».
ГЛАВА 2. О ТОМ, КАК ВАРФОЛОМЕЮ БЫЛО ДАРОВАНО ПОЗНАНИЕ ГРАМОТЫ ОТ БОГА, А
НЕ ОТ ЛЮДЕЙ
Родители Варфоломея сильно скорбели, а учитель весьма огорчался
тщетности усилий своих. Все печалились, не ведая высшего предначертания
Божественного Промысла, не зная о том, что Бог сотворит с этим отроком, что
Господь не оставит Своего преподобного. По смотрению Божию нужно было,
чтобы книжное знание он получил от Бога, а не от людей, что и сбылось.
Расскажем подробнее о том, как благодаря Божественному явлению он научился
грамоте. Однажды отец послал отрока искать жеребят, и это было по
предначертанию Премудрого Бога, как говорит Первая книга Царств о Сауле26,
который был послан отцом своим Кисом отыскать ослиц: Саул пошел и встретил
святого пророка Самуила, которым был помазан на царство, и таким образом
обрел жребий, высший по сравнению с обыденными делами. Так и блаженный
отрок получил дар, превосходящий обычные дары: будучи послан отцом своим
Кириллом искать скот, он встретил некоего черноризца, незнакомого ему
старца, святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного
ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно со слезами молился-
Увидев его, отрок сначала смиренно поклонился, затем подошел и стал вблизи,
ожидая, когда тот кончит молитву.
Помолившись, старец взглянул на отрока, прозревая в нем духовными очами избранный сосуд Святого Духа. Он с любовью подозвал Варфоломея к себе, благословил его, поцеловал по христианскому обычаю и спросил: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» Отрок сказал: «Душа моя желает более всего знать грамоту, для этого я отдан был учиться. Сейчас душа моя печалится о том, что я учусь грамоте, но не могу ее одолеть. Ты, святой отче, помолись за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте».
Старец воздел руки, возвел очи к небу, вздохнув пред Богом, усердно
помолился и после молитвы сказал: «Аминь». Бережно достав из кармана, он,
как некое сокровище, тремя пальцами подал Варфоломею нечто похожее на
анафору 27, с виду маленький кусок белого пшеничного хлеба — святой
просфоры, и сказал ему: «Открой уста свои, чадо, возьми это и съешь — это
тебе дается в знамение благодати Бо-жией и понимания Священного Писания.
Хотя и маленькой кажется частица, которую я даю тебе, но велика сладость
вкушения от нее». Отрок открыл уста и съел то, что ему было дано, и была
сладость во рту его. как от сладчайшего меда. И он произнес: «Не об этом ли
сказано: Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим [Пс.
118. 103], и душа моя весьма возлюбила их». Старец ответил ему: «Если
веруешь, больше этого увидишь. А о грамоте, чадо, не скорби: знай, что
отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих
братьев и сверстников» — и поучил его на пользу души.
Отрок поклонился старцу, и, как земля плодовитая и плодоносная, принявшая семена в сердце свое. он радовался душой и сердцем встрече со святым старцем. Старец хотел пойти своей дорогой, но отрок пал на землю лицом к ногам старца и со слезами умолял его поселиться в доме родителей его, говоря: «Мои родители очень любят таких, как ты, отче». Старец, удивившись вере отрока, не мешкая отправился в дом его родителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9