Варфоломей, не захотел жениться, но всей душой стремился к иноческой жизни-
Об этом он многократно просил отца, говоря: «Господин мой, отпусти меня теперь, как ты обещал, чтобы с твоим благословением я начал иноческую жизнь». Но родители ответили ему: «Чадо! Подожди немного и потерпи ради нас: мы стары, бедны, больны и некому ухаживать за нами. Твои братья Стефан и Петр женились и думают, как угодить женам; ты же, неженатый, думаешь, как угодить Богу,— ты избрал благую часть, которая не отнимется у тебя. Только поухаживай за нами немного, и когда проводишь нас, своих родителей, До могилы, тогда сможешь осуществить свое намерение. Когда положишь нас в могилу и засыплешь землей, тогда исполнишь свое желание».
Благодатный юноша с радостью обещал ухаживать за ними до конца их жизни
и с того дня старался каждый день всячески угодить родителям, чтобы
заслужить себе их молитвы и благословение. Так он жил некоторое время,
прислуживая и угождая отцу и матери всей душой и от чистого сердца, пока
Кирилл и Мария не постриглись в монахи и каждый из них в подобающее время
не удалился в свой монастырь. Немного лет прожив в иночестве, они
преставились от этой жизни и отошли к Богу, сына же своего, блаженного
юношу Варфоломея, они многократно благословляли до последнего своего
вздоха. Добродетельный юноша проводил родителей до могилы: он пел над ними
надгробные песнопения, обрядил их тела, поцеловал их, с большими почестями
положил в гроб и засыпал землей со слезами, как некое бесценное сокровище.
Со слезами он почтил умерших отца и мать панихидами и святыми литургиями,
отметил их память молитвами, раздачей милостыни убогим и кормлением нищих.
Так он творил память по своим родителям сорок дней.
Варфоломей вернулся в свой дом, радуясь душой и сердцем, как будто бы
он приобрел некое бесценное сокровище, обильное духовное богатство, ибо
преподобный юноша очень хотел начать монашескую деизнь. Вернувшись домой
после смерти родителей, он начал расставаться с житейскими заботами. На дом
и на все вещи, необходимые в доме. он смотрел с презрением, вспоминая в
сердце своем Писание, в котором сказано, что мирская жизнь полна многих
вздохов и печалей. Пророк сказал: Покиньте их, и отделитесь от них, и
нечистого не касайтесь [2 Кор. 6-17]. Вот слова другого пророка: покиньте
землю и взойдете на небо. И Давид сказал: Прилепьигась душа моя к Тебе;
меня поддерживает десница Твоя [Пс. 62. 9], и еще: Далеко удалился бы я и
оставался бы в пустыне, надеясь на Бога. спасающего меня [Пс. 54. 8]. И
Господь в Евангелии сказал: Если кто приходит ко Мне и не отречется от
всего, что имеет, тот не может быть Моим учеником [Лк- 14. 26, 33]. Укрепив
этими словами душу и тело, он позвал Петра, своего младшего брата, и
оставил ему отцовское наследство и все, что было в родительском доме,
потребное для жизни. Сам он не взял себе ничего, следуя словам
Божественного апостола, сказавшего: Я все почитаю за сор, чтобы приобрести
Христа [Фил. 3. 8].
Стефан, старший брат Варфоломея, недолго прожил с женой, которая вскоре умерла, оставив двух сыновей: Климента и Иоанна, этот Иоанн впоследствии стал Феодором Симоновским34. Стефан спустя некоторое время оставил м-лр и стал монахом в монастыре Покрова Святой Богородицы в Хотькове35. Блаженный юноша Варфоломей, придя к нему, просил Стефана, чтобы тот отправился вместе с ним на поиски пустынного места. Стефан, повинуясь словам блаженного юноши, покинул монастырь и пошел вместе с ним.
Они исходили много лесов и наконец пришли в одно пустынное место в чаще леса, где был источник воды. Братья обошли то место и полюбили его, ибо Бог направлял их. Помолившись, они начали своими руками рубить лес и на своих плечах приносили бревна на выбранное место. Сначала братья сделали себе хижину для ночлега с чуланом и устроили над ней крышу, потом построили келью, огородили место для небольшой церковки и срубили ее- Когда была завершена постройка церкви и пришло время освящать ее, блаженный юноша сказал Стефану: «Поскольку ты мой старший брат по рождению и по плоти, но более по духу, мне следует слушаться тебя как отца. Сейчас мне не с кем советоваться обо всем, кроме тебя. Усердно молю тебя ответить на мой вопрос: вот, церковь уже поставлена и закончена, пришло время освящать ее; скажи мне, в день какого святого будет престольный праздник нашей церкви, во имя какого святого освящать ее?»
В ответ Стефан сказал Варфоломею: «Зачем ты спрашиваешь и для чего
искушаешь меня и допытываешься? Ты сам знаешь ответ на свой вопрос не хуже
меня, потому что отец и мать, родители наши, много раз говорили тебе при
нас: «Блюди себя, дитя! Не наш ты сын, но Божий дар, потому что Бог избрал
тебя, еще когда мать носила тебя в утробе, и дал о тебе знамение до
рождения твоего, когда ты трижды прокричал на всю церковь во время пения
святой литургии, так что все люди, стоявшие там и слышавшие, удивились и
ужаснулись, говоря: «Кем будет этот младенец?» Но священники и старцы, мужи
святые, ясно поняли и истолковали это знамение, говоря: «Поскольку в чуде с
младенцем отобразилось число три, это означает, что ребенок будет той
Троицы, и не только сам будет благочестиво веровать, но и многих других
соберет и научит веровать в Святую Троицу». Поэтому тебе подобает освятить
эту церковь во имя Святой Троицы. Это будет не наше измышление, но Божие
изволение, предначертание и избрание, ибо Господь так пожелал. Да будет имя
Господа благословенно вовеки!» Когда Стефан закончил, блаженный юноша
вздохнул из глубины сердца и ответил: «Правильно ты сказал, господин мой.
Любезно мне слово твое. и я того же хотел и замышлял. Душа моя желает
создать и освятить церковь во имя Святой Троицы. Смирения ради я спрашивал
тебя, и Господь Бог не оставил меня — дал мне по желанию моего сердца и
хотения моего не лишил меня».
Так решив, братья взяли благословение на освящение церкви у епископа.
Из города от митрополита Феогноста36 приехали священники и привезли с собой
священные предметы, антиминс37, мощи святых мучеников и все, что нужно для
освящения церкви. Церковь была освящена во имя Святой Троицы по
благословению преосвященного архиепископа Феогноста, митрополита Киевского
и всея Руси, при великом князе Симеоне Ивановиче38, думаю, что это
произошло в начале княжения его. Справедливо церковь эта была названа
именем Святой Троицы, ибо она была поставлена благодатью Бога Отца,
милостью Сына Божия и споспешением Святого Духа.
Стефан, построив и освятив церковь, еще некоторое время прожил в пустыне с братом и увидел, что пустынная жизнь трудна, прискорбна, сурова: во всем нужда, во всем лишения, неоткуда взять ни еды, ни питья. ни чего- либо другого, нужного для жизни. К тому месту не было ни дорог, ни привоза ниоткуда, вокруг этой пустыни поблизости не было ни сел, ни домов, ни людей, живущих в них; не вела туда никакая тропа людская и не было ни прохожих, ни посетителей, но вокруг со всех сторон стоял лес — безлюдная чаща и глушь. Глядя на нее и тяготясь своей жизнью, Стефан оставил пустыню и родного брата, преподобного пустыннолюбца и пустынножителя, и ушел оттуда в Москву.
Придя в город, Стефан поселился в монастыре святого Богоявления 39, где
нашел себе келью, и жил там, весьма преуспевая в добродетели: он был
трудолюбив, проводил в своей келье суровую, постническую жизнь, не пил пива
и носил скромную одежду. В то время в Богоявленском монастыре жил
митрополит Алексий 4С, который еще не был поставлен в митрополиты, но с
честью проходил путь иноческой жизни. Они со Стефаном жили общей духовной
жизнью и в церкви оба пели на клиросе, стоя рядом; в том же монастыре жил
также некто Геронтий, известный и славный старец. Когда великий князь
Симеон узнал о Стефане и его добродетельной жизни, он повелел митрополиту
Феогносту поставить Стефана в пресвитеры — облечь в священнический сан, а
потом велел поручить ему игуменство в том монастыре и взял его себе
духовным отцом; так же поступили Василий тысяцкий, Феодор, брат его 41, и
другие знатнейшие бояре, один за другим.
Но вернемся к славному, блаженному, верному юноше, который был родным и
единоутробным братом Стефана. Хотя они и родились от одного отца и хотя
одно чрево произвело их на свет, но имели они разные наклонности. Разве не
были они родными братьями? Разве не сообща положили отправиться и жить на
том месте? Разве не вместе они решили обосноваться в малой той пустыне?
Почему же они расстались друг с другом? Один пожелал жить так, другой
иначе; один решил подвизаться в городском монастыре, другой же пустыню
сделал подобной городу.
Не упрекайте меня, неученого, за то, что я так много и пространно до
сих пор рассказывал о младенчестве, детстве и вообще обо всей мирской жизни
Варфоломея: хотя жил он в миру, но душу и желания свои обращал к Богу. Я
хочу показать читающим и слушающим его житие, как он еще в младенчестве и в
детстве был украшен верой, чистой жизнью и всевозможными добродетелями,—
таковы были все его дела и жизнь в миру. Хотя этот благой и достойный отрок
в то время жил мирской жизнью, но Бог свыше заботился о нем, посещая его
Своей благодатью, защищая и ограждая его святыми Своими ангелами, сохраняя
его на всяком месте и на всех путях его, куда бы тот ни пошел. Сердцеведец
Бог, один видящий сердечные тайны, один знающий сокрытое, провидел будущее
преподобного, знал, что в его сердце заключено много добродетелей и великое
стремление к любви, провидел, что отрок будет сосудом избранным из-за
своего произволения на благое, что он станет игуменом многочисленной братии
и отцом многих монастырей. Но в то время Варфоломей более всего хотел
принять монашеский постриг, ибо он всей душой стремился к иноческой жизни в
посте и безмолвии.
ГЛАВА 5 О ПОСТРИЖЕНИИ ВАРФОЛОМЕЯ, КОТОРОЕ СТАЛО НАЧАЛОМ ИНОЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
СВЯТОГО
Преподобный отец наш не принимал ангельского образа до тех пор, пока не
изучил весь монастырский устав: и монашеский порядок, и все прочее, что
требуется монахам. Всегда, во всякое время, с большим усердием, с желанием
и со слезами он молился Богу, дабы ему сподобиться ангельского образа и
приобщения к лику иночествующих. Поэтому ок позвал к себе в пустыньку, о
которой мыговорили, одного духовного старца, украшенного священническим
саном, почтенного благодатью пресвитерства, саном игумена, по имени Мит-
рофан. Варфоломей просил его с мольбой и, смиренно кланяясь в ноги,
радостно преклонил свою голову пред ним, желая от него пострижения в
иночество. Святой неоднократно повторял свою просьбу: «Отче! Сотвори любовь
— постриги меня в монашеский чин, ибо я давно, с юности моей, желаю этого,
но воля родителей удерживала меня. Ныне, от всего освободившись, я жажду
пострига; как олень стремится к источнику водному, так жаждет душа моя
иноческой и пустынной жизни».
Игумен немедля вошел в церковь и постриг его в ангельский образ. в
седьмой день месяца октября, на память святых мучеников Сергия и Вакха. В
монашестве ему было дано имя Сергий, так как в то время давали имена, не
рассуждая и не считаясь с мирским именем, но, какого святого память
отмечалась в день пострига, такое имя и давали постригавшемуся42, Святому
было, когда он стал иноком, двадцать три ода. А в церкви, о которой
упоминалось, созданной самим Сергием и названной в честь Святой Троицы,
игумен вместе с чином пострига совершил Божественную литургию. Блаженный
Сергий, новопостриженный инок, после совершения пострига причастился Святых
Тайн, Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, он сподобился
такой святыни, будучи ее достоин. И вот, после святого причащения или во
время самого причащения на него снизошла и вселилась благодать и дар
Святого Духа. Откуда это известно? Там присутствовали некоторые люди,
ставшие верными свидетелями того, что, когда Сергий причастился Святых
Тайн, вся церковь внезапно наполнилась благоуханием, которое ощущалось не
только в церкви, но и вокруг нее. Все видевшие причастие преподобного и
ощутившие это благовоние прославили Бога, так прославляющего Своих
угодников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9