Хочу, возлюбленные, продолжить рассказ о чудесах, которые совершал Бог
через Своего угодника. Выше мы рассказали о пришествии в пустыню этого
великого пастыря и мудрого мужа — как он хотел безмолвствовать в
одиночестве на избранном им месте, около которого поблизости не было воды.
С умножением числа братии недостаток воды стал ощутительным, поскольку
приходилось ее носить издалека; некоторые из монахов роптали на святого и
не один раз, но многократно с досадой говорили ему: «Зачем ты, не подумав,
поселился и основал обитель на этом месте, где нет воды?», на что святой
отвечал: «Я хотел здесь безмолвствовать один, но Богу было угодно
воздвигнуть на этом месте таковую обитель во славу Его пресвятого имени.
Дерзайте в молитве и не унывайте. Если Господь источил из камня воду
непокорному еврейскому народу56, разве Он оставит вас, работающих Ему день
и ночь?» С этими словами преподобный отпустил монахов по их кельям.
Сам он вышел из монастыря, взяв с собою одного инока, и спустился с ним
в лесной овраг под монастырем, где никогда не было источника воды, как о
том достоверно рассказывали старожилы. Святой нашел в канавке немного
дождевой воды и, преклонив колени, начал молиться так : «Боже, Отче Господа
нашего Иисуса Христа, сотворивший небо и землю и все видимое и невидимое,
создавший человека от небытия и не хотящий смерти грешников, но посылающий
жизнь. Молим Тебя мы, грешные и недостойные рабы Твои: услышь нас в этот
час и яви славу Твою. Как в пустыне чудодействовала Твоя крепкая десница
через Моисея, источившего по Твоему повелению из камня воду, так и здесь
яви Твою силу — даруй нам воду на этом месте, да разумеют все, что ты
преклоняешь слух к боящимся Тебя и воздающим славу Твоему имени, Отцу, и
Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь».
Сотворив эту молитву, преподобный осенил крестным знамением место, где стояла дождевая вода, и вдруг из-под земли забил полноводный источник, который бьет и поныне и из которого берут воду для всех монастырских нужд, благодаря Бога и Его угодника Сергия. От воды из этого источника случались многочисленные исцеленш больных, страдавших разными недугами, если болящие приходили к источнику с верой. Исцелений сподобляются не только те, кто приходит к источнику.— многие приезжают из далеких областей, черпают воду из ключа и увозят домой, чтобы напоить и окропить болящих, которьн также получают исцеление. Такие случаи бывали не однажды или дважды, но без счета, бывают они и в наши дни57. С того времени источнш в течение десяти или пятнадцати лет называли Сергеевым, но мудрьн муж, не терпя славы, на это сердился и говорил: «Чтобы я никогда н< слышал, как вы называете этот ключ моим именем, потому что не я да; вам воду, но Господь даровал ее нам, недостойным».
ГЛАВА 10. О ВОСКРЕШЕНИИ ОТРОКА МОЛИТВОЙ СВЯТОГО
В окрестностях обители жил некий христолюбец, имевший большую веру к
святому Сергию. У него был единственный сын. 1 малютка, который тяжело
заболел. Отец мальчика, зная святую жизнь Сергия, понес ребенка в монастырь
к святому с таким! мыслями: «Только бы мне донести сына живым к человеку
Божию а там ребенок обязательно выздоровеет».
Однако, пока он просил преподобного помолиться о дитяти, маль чик от жестокого приступа болезни изнемог и испустил дух. Увидев что сын его мертв, несчастный отец, потеряв всякую надежду, зарыда. и сказал преподобному: «Горе мне! Ах, Божий человек! Я со сво^ несчастьем и слезами спешил добраться до тебя, веря и надеясь полу чить утешение, но вместо утешения приобрел лишь еще болыпун скорбь. Лучше бы мне было, если бы мой сын умер дома. Горе мне горе! Что же сейчас делать? Что могло быть горше и страшнее этого?) И он вышел, чтобы приготовить гроб для умершего сына, а мертвец оставил в келье святого. Святой сжалился над несчастным отцом, пре клонил колени и начал молиться за умершего. И вдруг неожиданн дитя ожило и зашевелилось, душа его вернулась в тело.
В келью вошел отец, неся все нужное для погребения, и свято встретил его словами: «Ты напрасно поспешил сделать гроб. не рас смотрев как следует,— твой сын не умер, но жив». Тот не поверил потому что видел, как дитя скончалось; однако, подойдя, он наше своего ребенка живым, как и сказал святой. Припав к ногам Божьег человека, отец благодарил его, но святой сказал: «Ты обманываешьс и сам не знаешь, за что благодаришь: когда ты нес мальчика сюда, от сильной стужи он изнемог, и тебе показалось, что он умер. В келье он отогрелся, а ты думаешь, что он ожил. Раньше всеобщего воскресения никто не может воскреснуть». Но отец настаивал, говоря, что дитя ожило по молитвам святого. Блаженный запретил ему так говорить: «Если ты будешь рассказывать кому-нибудь, то сильно навредишь себе и вовсе лишишься сына». Тот обещал молчать и, взяв малютку, уже совершенно здорового, возвратился домой. Отец мальчика не смел разгласить случившееся чудо, но не мог и молчать о нем, он про себя дивился, воздавая хвалу Богу, творящему дивные и неисповедимые чудеса, которые,— как сказано,— видели глаза наши [Втор. 6- 22]. Это чудо стало известно со слов ученика святого.
ГЛАВА 11. ОБ ОСНОВАНИИ МОНАСТЫРЯ НА РЕКЕ КИРЖАЧ
Некоторое время спустя в обители вновь случилось смятение. Ненавидящий
добро диавол, не терпя сияния, исходящего от преподобного, видя себя
побеждаемым преподобным, вложил некоторым из братии помысел отвергнуть
игуменство Сергия. В один субботний день служилась вечерня, и игумен Сергий
был в алтаре в священническом облачении. Его брат Стефан стоял на левом
клиросе и вдруг спросил канонарха62: «Кто дал тебе эту книгу?» Канонарх
ответил: «Мне ее дал игумен». «Кто здесь игумен?— с гневом воскликнул
Стефан.— Не я ли первым основал эту обитель?» Сказаны были и другие
неподобающие слова. Находясь в алтаре, святой их слышал, но ничего не
сказал. После окончания вечерни, выйдя из церкви, преподобный не пошел в
келью, но, никем не замеченный, покинул монастырь и один отправился по
дороге, ведущей в Кинелу. В пути его настигла ночь, и преподобный спал в
пустыне; проснувшись, он наутро продолжил свой путь и пришел в монастырь на
Махрище63. Там Сергий попросил у Стефана, игумена того монастыря, одного
инока, который мог бы показать пустынные места. Много пустынных дебрей
обошел преподобный вместе со своим провожатым, пока наконец они не пришли
на красивое место близ реки Киржач, где сейчас стоит монастырь честного
Благовещения Пречистой Владычицы нашей Богородицы64,
Как мы уже сказали, Сергий покинул свою обитель незамеченным, и иноки нигде не могли найти его. Братия ужаснулись и, не желая разлучиться со своим пастырем, отправились повсюду искать своего игумена: и в пустынных местах, и в городах. Один из иноков отправился на Махрище к Стефану, желая разузнать о Сергии. Услышав, что преподобный ушел в дальнюю пустыню, чтобы построить монастырь, он возликовал душой и в порыве радости хотел было последовать за святым, но решил вернуться в монастырь, чтобы утешить братию, скорбевшую о святом. Узнав о местопребывании своего игумена, иноки весьма обрадовались и начали приходить к нему по двое и по трое, иногда же и большими группами-
Отец наш Сергий прежде всего поставил келью, чтобы отдыхать от своих
великих трудов. Потом он послал двух своих учеников к святейшему
митрополиту Алексию, прося благословения на основание церкви. Получив его,
он немедленно приступил к постройке, сотворив такую молитву: «Господи, Боже
сил, в давние времена обративший Израиля к вере многочисленными великими
чудесами, изъявивший Свою волю законоположителю Моисею через многие
разнообразные знамения и руном прообразовавший Гедеону65 победу! Ныне,
Господи Вседержитель, услышь меня, грешного Своего раба, молящегося Тебе.
Прими мою молитву и благослови это место, устроившееся по Твоему благоиз-
волению во славу Твою, в похвалу и честь Пречистой Твоей Матери, честного
Ее Благовещения, дабы здесь всегда прославлялось имя Твое, Отца и Сына и
Святого Духа». Окончив молитву, святой приступил к постройке, и благодатью
Христовой работа пошла успешно. Множество людей — иноков и мирян — помогали
ему в этом: одни ставили кельи, другие строили монастырские службы.
Случалось, что к преподобному приезжали князья и бояре, щедро жертвовавшие
серебро на построение монастыря. Вскоре благодатью Божией была поставлена
церковь и собралась многочисленная братия.
Некоторые из иноков монастыря Святой Троицы, горевшие любовью к своему духовному учителю и страдавшие от долгой разлуки с ним, пришли в город к митрополиту и сказали: «Святой владыко! Твое святое владычество знает о нашей разлуке с духовным отцом. Ныне мы живем как овцы без пастыря; священномонахи, старцы и святая, Богом собранная, братия расходятся из монастыря, не вынося разлучения со своим отцом. Да и мы сами не можем дольше жить, если не будем иметь утешение — видеть святого. Если соизволишь, наш Богом данный наставник, то повели ему вернуться в свой монастырь, чтобы мы не изнемогли вконец от скорби о нем».
Услышав это от прибывших братии, митрополит не мешкая спешно послал к
блаженному двух архимандритов — Герасима и Павла с посланием, содержавшем
поучения из Божественного писания: как отец он поучал Сергия и наставлял
как сына. Добравшись до Киржача. посланцы по обычаю поприветствовали Сергия
и сказали: «Отец твой, митрополит Алексий, благословляет тебя и повелел
передать тебе следующее; "Я весьма обрадовался, узнав о твоей жизни в
дальней пустыни, что и там имя Божие прославляется многими благодаря тебе.
Довольно с тебя того, что ты построил здесь церковь и собрал братию. Выбери
из твоих учеников наиболее преуспевшего в добродетели и поставь его вместо
себя строителем святого монастыря, а сам возвращайся в монастырь Святой
Троицы, чтобы братия этого монастыря не покидала его надолго, скорбя в
разлуке с твоим святым преподобием. Тех, кто противится тебе, я изгоню из
монастыря, чтобы там не осталось ни одного твоего недоброжелателя, только
не ослушайся нас. Милость Божия и наше благословение да будут всегда с
тобою"». На это святой отец отвечал им: «Скажите господину митрополиту:
все, исходящее из твоих уст, приму с радостью как исходящее из уст
Христовых и ни в чем не ослушаюсь тебя».
Вернувшись в город, архимандриты передали митрополиту сказанное святым
Сергием, святитель был весьма обрадован совершенным послушанием Сергия и
немедленно послал священников, чтобы они освятили церковь в честь
Благовещения Пречистой Владычицы нашей Богородицы, эта церковь благодатью
Христовою стоит и поныне. Святой Сергий избрал одного из своих учеников —
Романа и послал его к митрополиту, благословив на принятие священства и
должности строителя нового монастыря, а сам вернулся в монастырь Святой
Троицы.
Святой Сергий весьма желал, чтобы игуменом у святого Благовещения стал
Исаакий молчальник, но тот отнюдь не хотел игуменского сана, но, как мы уже
сказали, любя уединение и безмолвие, молил святого благословить его на
полное молчание, такое, чтобы никогда не произнести ни слова. На его
просьбу святой ответил: «Чадо Исаакий! Если ты желаешь подвига молчания, то
приходи завтра после окончания Божественной службы к северным вратам, и я
благословлю тебя безмолвствовать», По слову святого, Исаакий на следующий
день, когда завершилась Божественная служба, пришел к северным вратам.
Святой старец, перекрестив его рукой, сказал: «Господь да исполнит твое
желание». Когда он благословлял Исаакия, внезапно тот увидел, как некое
сильное пламя изошло от рук преподобного, и оно охватило всего Исаакия. С
того времени благодаря молитвам святого Сергия Исаакий пребывал в молчании
бесстрастно: даже если ему хотелось иногда что-либо тихо сказать, молитва
святого останавливала его. Так он провел в безмолвии все оставшиеся дни
своей жизни, по слову Писания Я, как глухой, не слышу, и как немой, который
не открывает yen своих [Пс. 37. 14]. Так он подвизался до конца дней своих
в великол воздержании, удручая свое тело постом, бдением и молчанием и
совер. Щенным послушанием, так же он и умер, предав свою душу Господу
Которого возлюбил с юности своей66.
Когда в монастыре узнали о возвращении святого, все насельник! вышли ему навстречу. Когда братия увидели Сергия, им показалось будто взошло второе солнце. Со всех сторон слышалось: «Слава Тебе Боже, о всех промышляющий!» Чудно и умилительно было видеть, как одни целовали руки своего святого старца, другие — ноги, третьи же, касаясь его одежды, лобызали ее, некоторые забегали вперед, чтобы полюбоваться на своего любимого наставника. Все единодушно ликовали и прославляли Бога за возвращение своего духовного отца. А что же он сам? И он духовно радовался, видя своих чад вместе.
-----------------------
Любовь и молитва преподобного старца влечет и тревожит мой ум и принуждает
рассказывать и писать
Младенец внезапно вскрикнул в утробе матери, и многие изумились этому крику
Священник, огласив младенца и прочтя над ним многие молитвы, с духовной радостью и со тщанием крестил его во имя Отца. и Сына, и Святого Духа и нарек во святом крещении Варфоломеем
Наставник прилежно обучал Варфоломея, но отрок не понимал его. плохо учился и отставал от товарищей
Варфоломеи встретил некоего черноризца, незнакомого ему старца, святого и
чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу
Увидев старца, Кирилл и Мария вышли ему навстречу и поклонились
Псалтирь всегда была у Варфоломея на устах. Он был украшен воздержанием, всегда радовался телесным тяготам и любил носить бедную одежду
Помолившись, братья начали своими руками рубить лес и на своих плечах приносили бревна на выбранное место
Со слезами Варфоломей молился Богу, дабы ему сподобиться ангельского образа и приобщения к лику иночествующих
Преподобный наставлял братию не столько словами, сколько подавая пример своими делами
Монахи пели ночью заутреню без свечей, зажигая березовую или сосновую лучину
Нетерпеливый посетитель не мог дождаться появления старца и, заглянув б щель забора, увидел блаженного в разодранной, ушитой заплатами бедной одежде, трудившегося в поте лица
Святой нашел в канавке немного дождевой воды и. преклонив колени, начал молиться
Вдруг из-под земли забил полноводный источник, который бьет и поныне и из которого берут воду для всех монастырских нужд, благодаря Бога и Его угодника Сергия
Брат преподобного Сергия Стефан стоял на левом клиросе и вдруг спросил канонарха: «Кто дал тебе эту книгу?» Канонарх ответил: «Мне ее дал игумен»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9