финансово-экономический анализ деятельности автобусного парка

Показатель оборачиваемости кредиторской задолженности (К7) для Пуш­кинского автобусного парка (К7=7,01) является в достаточной степени благопо­лучным. Однако в отчетном году он значительно увеличился и для его сокра­щения необходимо уменьшать размер кредиторской задолженности. Сокра­щение кредиторской задолженности перед бюджетом и внебюджетными фон­дами, прочими кредиторами позволит довести этот показатель до К7=3,0 и даст предприятию 4 балла вместо 3.

Дальнейшее сокращение кредиторской задолженности является путем уменьшения показателя К7 до уровня менее 1 месяца, что позволит отнести предприятие к числу платежеспособных.

Коэффициент рентабельности собственного капитала (К 12) характеризует Пушкинский автобусный парк как неблагополучный с точки зрения финансовой устойчивости (К12 = -3,51). Это вызвано тем, что у предприятия имеется боль­шой убыток. Для улучшения этого коэффициента необходимо его повысить, как минимум, до нулевого уровня. В этом случае предприятие получит 2 балла. Таким образом, обобщая предложения по улучшению финансового состоя­ния Пушкинского автобусного парка, можно сделать вывод, что задача мини­мум - перевод предприятия из группы предприятий 2 категории неплатеже­способности в группу предприятий 1 категории неплатежеспособности будет выполнена при условии достижения следующих значений коэффициентов:

•         К2 = 1,02 (оценка--4 балла)

•         КЗ = 0,17 (оценка — 8 баллов)

•         Кб = 2,59 (оценка — 6 баллов)

•         К7 =3,6 (оценка — 4 балла)

•         К12 = 0,01 (оценка-- 2 балла)

Интегральная оценка 26 баллов позволит отнести Пушкинский автобусный парк к числу предприятий 1-ой категории неплатежеспособности (от 19 до 31 балла). Такие предприятия характеризует удовлетворительный уровень рента­бельности, но недостаточная устойчивость к колебаниям рыночных факторов. Однако, учитывая стабильный спрос на услуги городского пассажирского транспорта, данное состояние можно считать значительным финансовым улуч­шением. У предприятия появляются возможности для дальнейшего улучшения финансового состояния и перспективы при дальнейшем выполнении рекомен­даций перейти в следующую группу — платежеспособные предприятия.

Изложенные выше пути определяют основные направления улучшения финансового состояния предприятия. Далее рассмотрим возможные пути их достижения.

3.2. Рекомендации по улучшения финансового состояния Пушкин­ского автобусного парка


Как показал анализ направлений улучшения финансового состояния Пуш­кинского автобусного парка, они сводятся к двум основным путям:

1.      Уменьшение кредиторской задолженности (коэффициенты К2 и К7)

2. Уменьшение непокрытого убытка предприятия (коэффициенты КЗ и К12)

Более детальный анализ баланса предприятия показывает, что, на самом деле, оба эти пути имеют непосредственную связь: на конец 2002 года непокры­тый убыток составил 21,6 млн. руб., а кредиторская задолженность составила 22 млн. руб. Сопоставление этих величин позволяет сделать вывод о том, что уве­личение кредиторской задолженности вызвано наличием непокрытого убытка предприятия, или что непокрытый убыток финансируется за счет увеличения кредиторской задолженности.

Таким образом, можно сделать вывод, что основной причиной крайне не­благоприятного состояния Пушкинского автобусного парка является наличие и увеличение непокрытого убытка, которое, в свою очередь, проявляется и в дру­гих показателях финансовой устойчивости предприятия, в которых непосредст­венно не участвует финансовый результат. Данный вывод является важным ре­зультатом анализа финансового состояния предприятия, так как позволяет най­ти основную причину его неблагополучия и направить усилия на ее устранение.

Сокращение убытков предприятия возможно двумя основными путями или их комбинацией:

1.    Сокращение расходов предприятия.

2.    Увеличение доходов предприятия.

Для сокращения убытков Пушкинского автобусного парка необходимо проанализировать возможности использования этих путей. В связи с этим необ­ходимо более детально проанализировать расходы предприятия и его доходы.

3.2.1. Расходы Пушкинского автобусного парка


Расходы предприятия могут быть сокращены двумя основными путями:

1.      Интенсивным - сокращением расходов на единицу услуг без изменения объемов услуг

2.           Экстенсивным - сокращением объемов оказанных услуг без изменения расходов на единицу услуг.

Рассмотрим возможности сокращения расходов указанными путями (см. таблицу 21, приложение 3).


Структура расходов Пушкинского автобусного парка

Таблица 21

Элемент

2000

2001

2002

тыс. руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Социальные перевозки

Зарплата с начислениями

18893,4

52,3

25 836,2

48

31 457,8

43,2

Материальные затраты

12970

35,9

20 103,8

37,3

31 564,2

43,3

Амортизация

2 046,6

5,7

2072

3,8

3479

4,8

Налоги

432

1,2

1033

1,9

932

1,3

Прочие расходы

943

2,6

2413

4,5

1 707

2,3

Итого социальные перевозки

35285

97,7

51458

95,5

69140

94,9

Коммерческие перевозки

Итого коммерческие перевозки

838

2,3

2412

4,5

3730

5,1

Итого:

36123

100,0

53870

100,0

72870

100,0

Интенсивный.    Как видно из структуры расходов Пушкинского автобусно­го парка, основную долю занимают две статьи - материальные затраты (43,2%) и заработная плата (43,3%).

Проанализируем возможности их сокращения. Материальные затраты Пушкинского автобусного парка -  это в первую очередь расходы на горюче­смазочные материалы, запчасти, резину. Данные статьи расходов на практике не могут быть сокращены, так как их стоимость является рыночной.

Средняя заработная плата персонала в Пушкинском автобусном парке со­ставляет 2 508 руб., что позволяет сделать вывод об отсутствии резервов ее со­кращения. Также отсутствуют резервы сокращения численности работников, о чем свидетельствует и наличие вакансий как обслуживающего персонала, так и водителей и кондукторов в парке. Не могут быть сокращены расходы на амортизацию (4,8%), так как размер этих отчислений установлен нормативными документами.

Размер налоговых отчислений (1,3%) устанавливается на законодательном уровне и соответственно также не может быть сокращен. Единственным элементом затрат, на величину которого парк может оказы­вать влияние, являются прочие расходы, но их удельный вес составляет всего 2,3% и сократился по сравнению с предыдущими годами, что позволяет сделать вывод об исчерпанности резервов его сокращения.

Таким образом, анализ интенсивного пути сокращения расходов Пушкин­ского автобусного парка показывает, что он не имеет существенных резервов и составляет менее 2%.

Экстенсивный. Для проведения анализа возможности сокращения расхо­дов экстенсивным путем расходы предприятия подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные.

К условно-переменным расходам отнесем материальные расходы (43,3%), заработную плату с начислениями (43,2%). Общая доля условно-переменных расходов составляет 86,5%.

К условно-постоянным расходам отнесем амортизационные отчисления (4,8%), налоги (1,3%), прочие расходы (2,3%). Общая доля условно-постоянных расходов составляет ,4%.

Существенное преобладание доли условно-переменных расходов над ус­ловно-постоянными позволяет сделать вывод о том, что наибольший резерв снижения расходов имеется в сокращении условно-переменных расходов, кото­рое возможно только при сокращении объема оказанных услуг.

Таким образом, можно сделать вывод, что сокращение расходов Пушкин­ского автобусного парка возможно в основном путем сокращения объема ока­занных услуг. Ограничением сокращения объема оказанных услуг выступает их социаль­ная значимость, в связи с чем сокращение объема оказанных услуг может про­исходить только в пределах достижения границы безубыточности.

3.2.2. Доходы Пушкинского автобусного парка


Анализ доходов предприятия показывает, что оно получает доходы от двух видов перевозок:

• социальные перевозки по регулируемому тарифу;

• коммерческие перевозки.

Структура доходов Пушкинского автобусного парка

Таблица 22


2000

2001

2002

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Социальные перевозки

разовые билеты

6639

21,5

6 562,2

13,7

6 928,6

10,9

карточки (парк)

2238

7,2

3 675,8

7,7

4 569,4

7,2

единые

3715

12,0

6048

12,6

8352

13,1

пригород

2987

9,7

4303

9,0

6049

9,5

бюджетные дотации

13847

44,8

24499

51,0

32656

51,4

Итого социальные перевозки

29426

95,2

45088

93,9

58555

92,1

Коммерческие перевозки

экспрессы

2

0

0

0

0

0

такси

650

2,1

1 948

4,1

3808

6,0

заказные

307

1,0

574

1,2

835

1,3

прочие

515

1,7

422

0,9

393

0,6

Итого коммерческие перевозки

1474

4,8

2944

6,1

5036

7,9

Всего:

30900

100,0

48032

100,0

63591

100,0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты