финансово-экономический анализ деятельности автобусного парка

В силу всего выше перечисленного необходимо детально рассмотреть все стороны и аспекты финансовой деятельности данного предприятия.
















Глава 1. Значение и сущность финансового анализа рабо­ты предприятия


1.1.                           Сущность, назначение и необходимость финансового анализа


Обеспечение бесперебойной работы предприятия, выполнение его обяза­тельств перед поставщиками, заказчиками, государственным бюджетом и соб­ственным персоналом может быть успешным лишь при устойчивом финансо­вом положении предприятия. Финансовое состояние - комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, разме­щение и использование финансовых ресурсов предприятия. Финансовое поло­жение предприятия оценивается посредством финансового анализа.

В основе анализа финансового состояния организаций лежит анализ агре­гированных форм финансовой отчетности, сформированных на основании фи­нансовой отчетности, определенной приказом Министерства финансов РФ от 12.11.96 г. № 97 с дополнениями, утвержденными приказами Министерства финансов РФ от 03.02 97 г. № 8, от 21.11.97 г. № 81н, от 21.10.98 г. № 47н, и квартальной бухгалтерской отчетности, определенной приказом Министерства финансов РФ от 03.02.97 г. № 8. Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение ор­ганизации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Финансовый анализ показывает причины сложившегося фи­нансового состояния и дает возможность определить направления по его улуч­шению.

Основная цель анализа - получение параметров, дающих объективную оценку финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, измене­ний в структуре активов и пассивов, в расчетах с кредиторами и дебиторами.

Финансовый анализ можно классифицировать по следующим признакам:

•  по субъектам - внешние или внутренние;

•  по объектам анализа - народное хозяйство в целом, отрасль, группа пред­приятий, предприятие, подразделение предприятия;

•  по целям и задачам;

•  по содержанию - комплексный и локальный.

Основным признаком является субъект финансового анализа. Вид анализа определяется исходя из требований субъекта.

Субъектами финансового анализа могут выступать две группы пользовате­лей.

Первая группа состоит из внешних пользователей и включает кредиторов, поставщиков, инвесторов, аудиторов, налоговые органы и других, посторонних для предприятия, лиц. Такой анализ называется внешним.

Вторая группа состоит из внутренних пользователей и включает учредите­лей, собственников, управленческих работников предприятия, бухгалтерию, финансовый и экономические отделы и другие службы предприятия. Финансо­вый анализ, проводимый для этой группы, называется внутренним.

Внешний финансовый анализ проводится по статьям годового бухгалтер­ского баланса и отражает общее состояние предприятия на конкретный момент:

• финансовые результаты;

• имущественное положение;

• финансовая  устойчивость,   ликвидность   баланса,   платежеспособность предприятия;

• состояние дебиторской и кредиторской задолженности;

• эффективность вложенного капитала.

Внутренний финансовый анализ более глубоко исследует причины сло­жившегося финансового состояния, эффективность использования основных и оборотных средств, взаимосвязь показателей объема, себестоимости и прибыли. Для этого используют всю достоверную информацию о состоянии дел предпри­ятия, доступную лишь ограниченному кругу лиц, руководящих деятельностью предприятия. Внутренние пользователи преследуют свои цели анализа:

•         определение финансового положения;

•         выявление изменений в финансовом состоянии в динамике;

•    выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

•         прогноз основных тенденций финансового состояния.

Таким образом, в традиционном понимании финансовый анализ представ­ляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предпри­ятия на основе его бухгалтерской отчетности.

Существуют различные методы финансового анализа. Среди них можно выделить:

•     горизонтальный анализ - сравнение каждой позиции

отчетности с предыдущим периодом;

•         вертикальный анализ - определение структуры итоговых финансовых по­казателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в це­лом;

•         трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом пред­шествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динами­ки показателя. С помощью тренда ведется перспективный прогнозный анализ.

•         анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по отдельным показателям фирмы, определение взаимосвязи показателей;

•         сравнительный анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, подразделений, це­хов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

•         факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов на результи­рующий показатель.

Выбор метода или комплекса методов финансового анализа зависит от це­лей, которые ставит перед собой пользователь (внутренний или внешний).

Анализ финансового состояния предприятия включает три составляющие:

1.Анализ финансового состояния предприятия.

2.Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

3.Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятия.

Анализ финансового состояния проводится на конкретную дату и опреде­ляет наличие в распоряжении предприятия ресурсов всех видов и соответствие их потребностям предприятия. Эта составляющая финансового анализа строится на основе:

•         анализа размещения средств и источников их образования;

•         анализа обеспеченности собственными и приравненными к ним средст­вами в обороте;

•         анализа состояния активов и пассивов.

Вторая составляющая финансового анализа представляет собой анализ ос­новных хозяйственных фактов и событий в динамике.

Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности является базой для дальнейшего планирования деятельности предприятия. Он включает в себя следующие этапы:

•         анализ использования кредитов;

•         анализ оборачиваемости оборотных средств;

•         анализ платежеспособности;

•         анализ финансовых результатов.

Независимо от выбранного метода или комплекса методов, этапы финан­сового анализа должны содержать следующую информацию:

1. Анализ размещения средств и источников их образования - это выявле­ние изменений, происшедших в структуре средств и источников их образования за определенный период. Сопоставляя структуру изменений в активе и пассиве, можно сделать выводы о том, через какие источники, в основном, был приток новых средств и в какие активы эти новые средства, в основном, вложены. Правильное использование средств предприятия предполагает их размещение в строгом соответствии с источником образования и целевым назначением.

2. Анализ обеспеченности собственными и приравненными к ним средст­вами в обороте заключается в сравнении средств в наличии с потребностями предприятия в них. Наличие устанавливают путем вычитания из суммы собст­венных и приравненных к ним средств суммы основных и отвлеченных средств. Обеспеченность собственными и приравненными к ним средствами в обороте играет большую роль в нормальной деятельности предприятия. Они постоянно меняют свою форму и позволяют совершать необходимые хозяйственные опе­рации. Предприятие должно иметь собственные и приравненные к ним средства в размерах, определенных в производственно-финансовом плане.

Излишек собственных средств в обороте затрудняет осуществление режи­ма экономии. При наличии излишка собственных средств руководители неред­ко ослабляют внимание к финансовым вопросам, начинают запасать матери­альные ценности в гораздо больших против потребности количествах и пере­стают следить за своевременном погашении дебиторской задолженности. Пере­ход оборотных средств из одной формы в другую замедляется, и какая-то их часть фактически перестает участвовать в обороте, иначе говоря, оказывается иммобшшзованной.

Недостаток собственных средств в обороте также отрицательно влияет на деятельность предприятия: создает напряженность в выполнении плана, не по­зволяет вовремя приобретать нужные материальные ценности, выплачивать за­работную плату и производить другие неотложные затраты.

3. Анализ состояния активов и пассивов предприятия необходим для оценки уровня ликвидности. Ликвидность предприятия - это способность пере­водить свои активы в деньги для покрытия всех необходимых платежей по мере наступления их срока. Ликвидность ценностей означает их способность пре­вращаться в деньги. Ликвидность можно рассматривать с двух сторон: как вре­мя для продажи актива, и как сумму, вырученную от продажи актива. Обе эти стороны тесно связаны: зачастую можно продать актив за корот­кое время, но со значительной скидкой. Все активы фирмы в зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, можно условно подразделить на следующие группы.

1.    Наиболее ликвидные активы - суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немед­ленно.

2.    Быстрореализуемые активы - активы, для обращения которых в налич­ные средства требуется определенное время.

3.    Медленно реализуемые активы - наименее ликвидные активы - это запа­сы, дебиторская задолженность, налог на добавленную стоимость по приобре­тенным ценностям.

4.    Труднореализуемые активы - активы, которые предназначены для ис­пользования в хозяйственной деятельности в течение относительно продолжи­тельного периода времени.

Пассивы баланса по степени возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом:

1. Наиболее срочные обязательства - кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не пога­шенные в срок.

2. Краткосрочные пассивы - краткосрочные заемные кредиты банков и про­чие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

3. Долгосрочные пассивы - долгосрочные заемные кредиты и прочие долго­срочные пассивы.

4. Постоянные пассивы - капитал и резервы, доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей.

При анализе активов и пассивов организации важно знать не только их со­отношение между собой, а и изменения в каждой группе за отчетный период.  Кроме того, для анализа требуется знать состав дебиторов и кредиторов, время возникновения по каждому из них задолженности, ее динамику, прини­мавшиеся меры по погашению, причины списания отдельных сумм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты