В силу всего выше перечисленного необходимо детально рассмотреть все стороны и аспекты финансовой деятельности данного предприятия.
Глава 1. Значение и сущность финансового анализа работы предприятия
1.1. Сущность, назначение и необходимость финансового анализа
Обеспечение бесперебойной работы предприятия, выполнение его обязательств перед поставщиками, заказчиками, государственным бюджетом и собственным персоналом может быть успешным лишь при устойчивом финансовом положении предприятия. Финансовое состояние - комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия. Финансовое положение предприятия оценивается посредством финансового анализа.
В основе анализа финансового состояния организаций лежит анализ агрегированных форм финансовой отчетности, сформированных на основании финансовой отчетности, определенной приказом Министерства финансов РФ от 12.11.96 г. № 97 с дополнениями, утвержденными приказами Министерства финансов РФ от 03.02 97 г. № 8, от 21.11.97 г. № 81н, от 21.10.98 г. № 47н, и квартальной бухгалтерской отчетности, определенной приказом Министерства финансов РФ от 03.02.97 г. № 8. Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Финансовый анализ показывает причины сложившегося финансового состояния и дает возможность определить направления по его улучшению.
Основная цель анализа - получение параметров, дающих объективную оценку финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с кредиторами и дебиторами.
Финансовый анализ можно классифицировать по следующим признакам:
• по субъектам - внешние или внутренние;
• по объектам анализа - народное хозяйство в целом, отрасль, группа предприятий, предприятие, подразделение предприятия;
• по целям и задачам;
• по содержанию - комплексный и локальный.
Основным признаком является субъект финансового анализа. Вид анализа определяется исходя из требований субъекта.
Субъектами финансового анализа могут выступать две группы пользователей.
Первая группа состоит из внешних пользователей и включает кредиторов, поставщиков, инвесторов, аудиторов, налоговые органы и других, посторонних для предприятия, лиц. Такой анализ называется внешним.
Вторая группа состоит из внутренних пользователей и включает учредителей, собственников, управленческих работников предприятия, бухгалтерию, финансовый и экономические отделы и другие службы предприятия. Финансовый анализ, проводимый для этой группы, называется внутренним.
Внешний финансовый анализ проводится по статьям годового бухгалтерского баланса и отражает общее состояние предприятия на конкретный момент:
• финансовые результаты;
• имущественное положение;
• финансовая устойчивость, ликвидность баланса, платежеспособность предприятия;
• состояние дебиторской и кредиторской задолженности;
• эффективность вложенного капитала.
Внутренний финансовый анализ более глубоко исследует причины сложившегося финансового состояния, эффективность использования основных и оборотных средств, взаимосвязь показателей объема, себестоимости и прибыли. Для этого используют всю достоверную информацию о состоянии дел предприятия, доступную лишь ограниченному кругу лиц, руководящих деятельностью предприятия. Внутренние пользователи преследуют свои цели анализа:
• определение финансового положения;
• выявление изменений в финансовом состоянии в динамике;
• выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
• прогноз основных тенденций финансового состояния.
Таким образом, в традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.
Существуют различные методы финансового анализа. Среди них можно выделить:
• горизонтальный анализ - сравнение каждой позиции
отчетности с предыдущим периодом;
• вертикальный анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
• трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда ведется перспективный прогнозный анализ.
• анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по отдельным показателям фирмы, определение взаимосвязи показателей;
• сравнительный анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
• факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов на результирующий показатель.
Выбор метода или комплекса методов финансового анализа зависит от целей, которые ставит перед собой пользователь (внутренний или внешний).
Анализ финансового состояния предприятия включает три составляющие:
1.Анализ финансового состояния предприятия.
2.Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
3.Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Анализ финансового состояния проводится на конкретную дату и определяет наличие в распоряжении предприятия ресурсов всех видов и соответствие их потребностям предприятия. Эта составляющая финансового анализа строится на основе:
• анализа размещения средств и источников их образования;
• анализа обеспеченности собственными и приравненными к ним средствами в обороте;
• анализа состояния активов и пассивов.
Вторая составляющая финансового анализа представляет собой анализ основных хозяйственных фактов и событий в динамике.
Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности является базой для дальнейшего планирования деятельности предприятия. Он включает в себя следующие этапы:
• анализ использования кредитов;
• анализ оборачиваемости оборотных средств;
• анализ платежеспособности;
• анализ финансовых результатов.
Независимо от выбранного метода или комплекса методов, этапы финансового анализа должны содержать следующую информацию:
1. Анализ размещения средств и источников их образования - это выявление изменений, происшедших в структуре средств и источников их образования за определенный период. Сопоставляя структуру изменений в активе и пассиве, можно сделать выводы о том, через какие источники, в основном, был приток новых средств и в какие активы эти новые средства, в основном, вложены. Правильное использование средств предприятия предполагает их размещение в строгом соответствии с источником образования и целевым назначением.
2. Анализ обеспеченности собственными и приравненными к ним средствами в обороте заключается в сравнении средств в наличии с потребностями предприятия в них. Наличие устанавливают путем вычитания из суммы собственных и приравненных к ним средств суммы основных и отвлеченных средств. Обеспеченность собственными и приравненными к ним средствами в обороте играет большую роль в нормальной деятельности предприятия. Они постоянно меняют свою форму и позволяют совершать необходимые хозяйственные операции. Предприятие должно иметь собственные и приравненные к ним средства в размерах, определенных в производственно-финансовом плане.
Излишек собственных средств в обороте затрудняет осуществление режима экономии. При наличии излишка собственных средств руководители нередко ослабляют внимание к финансовым вопросам, начинают запасать материальные ценности в гораздо больших против потребности количествах и перестают следить за своевременном погашении дебиторской задолженности. Переход оборотных средств из одной формы в другую замедляется, и какая-то их часть фактически перестает участвовать в обороте, иначе говоря, оказывается иммобшшзованной.
Недостаток собственных средств в обороте также отрицательно влияет на деятельность предприятия: создает напряженность в выполнении плана, не позволяет вовремя приобретать нужные материальные ценности, выплачивать заработную плату и производить другие неотложные затраты.
3. Анализ состояния активов и пассивов предприятия необходим для оценки уровня ликвидности. Ликвидность предприятия - это способность переводить свои активы в деньги для покрытия всех необходимых платежей по мере наступления их срока. Ликвидность ценностей означает их способность превращаться в деньги. Ликвидность можно рассматривать с двух сторон: как время для продажи актива, и как сумму, вырученную от продажи актива. Обе эти стороны тесно связаны: зачастую можно продать актив за короткое время, но со значительной скидкой. Все активы фирмы в зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, можно условно подразделить на следующие группы.
1. Наиболее ликвидные активы - суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно.
2. Быстрореализуемые активы - активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время.
3. Медленно реализуемые активы - наименее ликвидные активы - это запасы, дебиторская задолженность, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.
4. Труднореализуемые активы - активы, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение относительно продолжительного периода времени.
Пассивы баланса по степени возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом:
1. Наиболее срочные обязательства - кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок.
2. Краткосрочные пассивы - краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.
3. Долгосрочные пассивы - долгосрочные заемные кредиты и прочие долгосрочные пассивы.
4. Постоянные пассивы - капитал и резервы, доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей.
При анализе активов и пассивов организации важно знать не только их соотношение между собой, а и изменения в каждой группе за отчетный период. Кроме того, для анализа требуется знать состав дебиторов и кредиторов, время возникновения по каждому из них задолженности, ее динамику, принимавшиеся меры по погашению, причины списания отдельных сумм.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19