Как и в прошлом, главной и наиболее влиятельной фигурой (разумеется, после Александра II) при обсуждении вопроса о судьбе Русской Америки оставался великий князь Константин, возглавлявший морское министерство и ставший в 1865 году председателем Государственного совета. После разговора со Стеклем он поручил управляющему Морским министерством вице-адмиралу Н.К. Краббе сообщить А.М. Горчакову: «Его высочество полагает, что девятилетний период, истекший со времени отзыва, который он препроводил к Вашему сиятельству 7 декабря 1857 года, не только ни в чем не изменяет высказанных им в то время мыслей, но, напротив того, представил несколько новых и существенных в подтверждение их доказательств. В 1857 году положение наших Северо-американских колоний было далеко не так обстоятельно нам известно, как ныне, и это ближайшее знакомство, к сожалению, нам показало со всей очевидностью, что в отношении этого края мы поставлены если не навсегда, то, по 'крайней мере, на весьма продолжительный срок в неизбежную необходимость искусственными мера-ми и денежными со стороны казны пожертвованиями не только поддерживать существование частной компании, доказавшей свою несостоятельность в достижении предназначенных ей целей, но и оставить за ней часть прав, долженствующих принадлежать одним правительственным учреждениям. С другой стороны, значительное развитие, которое получила эти девять лет Приамурский край, ясно указывает, где именно на крайнем востоке предстоит России будущность.
Если присоединить к этому исключительные выгоды, которые может представить нам тесный союз с Северо-Американскими Штатами, и необходимость отстранения всего, что могло бы породить несогласие между двумя великими державами, то нельзя не сказать, что уступка этих отдаленных колоний, не приносящих нам и не могущих принести пользы, не имеющих никакой существенной связи с Россией и которых мы не можем в случае нужды защитить, удовлетворила бы требованиям предусмотрительности и благоразумия».
Не со всеми этими соображениями можно согласиться. Явной несостоятельно выглядит утверждение, что американские владения не приносят и даже не могут принести пользы, не имеют существенной связи с Россией и т. п. С другой стороны, из этого документа вполне очевидным представляется вывод о важном значении, которое царское правительство придавало сближению и даже тесному союзу с Соединенными Штатами, в связи с чем оно соглашалось даже уступить им свои владения в Северной Америке, сосредоточив главное внимание на Сибири, Дальнем Востоке и особенно Приамурском крае.
Ознакомившись с соображениями двух влиятельных сановников Российской империи и хорошо зная точку зрения Э. А. Стекля, также высказывавшегося в пользу продажи, А. М. Горчаков пришел к выводу, что настало время принимать окончательное решение, в связи с чем он предложил провести особое совещание с личным участием Александра Второго. В письме к царю от 12(24) декабря 1866 года министр иностранных дел отмечал, что он «не может взять на себя ответственность сделать единоличное заключение о политической стороне вопроса» и хотел бы иметь возможность обсудить его в присутствии императора «в узком комитете, ввиду необходимости соблюдения непременной секретности, который будет состоять только из Константина, Рейтерна и меня». Он также предложил пригласить Стекля ввиду его «знания местных условий».
Из неразборчивой надписи, сделанной на письме Александром Вторым, можно заключить, что он согласился провести заседание в пятницу 16 (28) декабря у себя в Зимнем дворце или у Горчакова в здании МИД на Дворцовой площади, если последний не будет чувствовать себя достаточно хорошо, чтобы покинуть свою резиденцию. Из «памятной книжки» Александра Второго за 1866 год видно, что заседание состоялось у Горчакова.
Накануне заседания Горчаков предложил дополнительно включить в состав комитета вице-адмирала Н.К. Краббе, поскольку Российско-американская компания находилась в ведении Морского министерства. Император с этим предложением согласился и сделал на письме соответствующую помету.
В час дня 16 (28) декабря в парадном кабинете Министерства иностранных дел России на Дворцовой площади собрались участники «особого заседания»: Александр Второй, Константин, Горчаков, Рейтерн, Краббе и Стекль. Был ли на заседании еще кто-нибудь (в том числе секретарь), неизвестно.
Главная ответственность за принятое решение в самодержавной России, естественно, ложилась на императора. Насколько обстоятельно о всех деталях вопроса был осведомлен сам Александр II, сказать с абсолютной точностью трудно, хотя все основные документы проходили через его руки. Вне всякого сомнения, он познакомился с кратким резюме мнений Константина, Рейтерна и Стекля, которое было специально ему прислано в связи с подготовкой заседания. Именно этот документ стал для царя исходным:
«Мнение его императорского высочества вел. кн. Константина. Его императорское высочество считает, что положение наших колоний ухудшается изо дня в день; что, столь удаленные от метрополии, они не имеют для России никакого значения, тогда как необходимость их защиты в будущем, как и в прошлом, будет столь же трудной, как и дорогостоящей. Его императорское высочество придерживается мнения, что необходимо от них отказаться, продав их Соединенным Штатам, и сосредоточить все заботы правительства на наших владениях на Амуре, которые составляют неразрывную часть империи и которые во всех отношениях представляют больше ресурсов, чем северные берега наших американских владений.
Мнение министра финансов. Г-н Рейтерн смотрит на вопрос с финансовой точки зрения; он говорит, что компания, на которую возложено исследование (exploration) колоний, оказалась несчастливой и неспособной, и в настоящий момент она сохраняется только искусственными средствами, которые не смогут долго продлить ее существование. Императорское правительство, как считает г-н Рейтерн, поставлено перед альтернативой: оно обязано или прийти на помощь компании, которая стоит на грани банкротства, со значительными денежными средствами, или взять на себя заботу об управлении ею, что приведет к не менее обременительным жертвам. Г-н Рейтерн, как и его высочество вел. кн., считает необходимым уступить наши колонии Соединенным Штатам.
Мнение нашего посланника в Вашингтоне. В своих донесениях г-н Стекль не раз обращал внимание на неудобства, которые создает обладание нашими американскими колониями и слабое обеспечение их безопасности. В случае войны эти колонии будут зависеть от милости любой враждебной державы, и даже в мирное время мы не защищены от американских флибустьеров, которыми кишит Тихий океан. На жалобы, с которыми императорская миссия в Вашингтоне не раз обращалась по этому поводу, федеральное правительство неизменно нам отвечало, что мы сами должны принять необходимые меры предосторожности против этих мародеров и что Соединенные Штаты не могут взять на себя охрану наших берегов. Эти конфликты, всегда нежелательные, могут в большей или меньшей степени повредить сохранению хороших отношений между двумя странами. Несколько лет назад американцы предложили г-ну Стеклю купить наши колонии, как они купили в прошлом Луизиану и Флориду у Франции и у Испании, а недавно Техас и Калифорнию у Мексики; г-н Стекль считает, что их можно было бы склонить к возобновлению этого предложения.
Однако важно, чтобы переговоры были устроены таким путем, чтобы инициатива исходила от Соединенных Штатов и чтобы императорское правительство не было ничем связано и сохранило право после того, как предложение будет сделано, принять его или отвергнуть».
Приведенное выше резюме готовилось, по всей видимости, в Азиатском департаменте МИД, который специально выделил значение русских владений по Амуру, но зато совершенно опустил мысль о желательности поддержания тесного союза с США, которая присутствовала в записках Константина еще с 1857 года. Слишком прямолинейно излагалась и записка М. X. Рейтерна. Впрочем, как сам Константин, так и другие лица, мнения которых были представлены царю, участвовали в заседании комитета и могли изложить свои соображения в более точном и полном виде.
Из более позднего свидетельства Э.А. Стекля известно, в частности, что во время заседания 16 (28) декабря 1866 года «министр финансов представил детальные сведения о действительном состоянии компании и о пожертвованиях, которые правительство должно было сделать, чтобы поддержать ее кредит»
Следует сказать, что ко времени проведения заседания комитета М.X. Рейтерн располагал обширной и разнообразной информацией о финансовом состоянии Российско-американской компании. Сама компания, как уже упоминалось, просила отпустить ей «1120000 руб. серебром билетами государственного казначейства». Кроме того, по поручению Рейтерна, «директор государственного банка» представил 8 (20) декабря несколько важных документов, подписанных членом исполнительной части Главного правления РАК вице-адмиралом М. Д. Тебеньковым: 1. Ведомость долгов РАК, подлежащих немедленной уплате, на сумму 1 121670 рублей. 2. Перечень имущества компании в колониях стоимостью 1747 652 рубля (кроме того, у РАК имелось еще несколько кораблей стоимостью 479612 рублей). 3. Смету ее годовых доходов (720250 рублей) и расходов— 676 550 рублей.
Комментируя представленную смету доходов и расходов компании, основанную на ходе дел РАК в последние годы, «столь неблагоприятные для оной», директор государственного банка обратил внимание на то, что «расходы исчислены в самом полном количестве, а доходы в весьма умеренном». Будучи опытным финансистом, он оценивал перспективы компании на будущее достаточно благоприятно: «Из вышеупомянутой сметы я мог заключить, что, по моему усмотрению, ...компания может существовать при благоразумных распоряжениях и коммерческих познаниях гг. членов Правления, получая ежегодно дарованную оной правительством субсидию в 200 тыс. руб., без новых пожертвований со стороны правительства на будущее время, если какие-либо непредвиденные коммерческие или политические обстоятельства не будут тому препятствовать, и что доходы компании на будущее время могут превысить показанные в сметах суммы».
Все эти материалы, по всей видимости, не в полной мере удовлетворили министра финансов, и он запросил у руководства РАК еще и краткую сводку ее имущества и долгов. Такая общая сводка была ему представлена 16 (28) декабря 1866 года «директором Американской компании тайным советником бароном Врангелем». «Стоимость колониального имущества и товаров за вычетом всех долгов компании» в этом документе была определена в 1574 437 рублей 87 копеек (сумма долгов исчислялась в 1442 670 рублей). Не исключено, что все эти данные могли учитываться М.X. Рейтерном при определении возможной денежной компенсации РАК после продажи Аляски Соединенным Штатам. Во всяком случае, можно утверждать, что на совещании 16 (28) декабря министр финансов имел в своем распоряжении довольно обстоятельную информацию о состоянии дел Российско-американской компании.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17