Аляска под управлением Александра Андреевича Баранова
Человек дела Баранов, был делу и предан. По прибытии в Русскую Америку Баранов начинает искать новое место для столицы. Он для этой цели выбрал остров Ситка. В 1804 году Баранов во главе целой флотилии кораблей и байдарок пришел на Ситху, и вскоре над островом взвился русский флаг. Была заложена крепость Ново-Архангельск. Усилиями Александра Андреевича на новых русских территориях в Аляске строятся верфи, на которых активно строятся суда; склады, жилые помещения, церквушки и школы для аборигенов. Даже был построен медицинский пункт в Ново-Архангельске. На побережье Кенайского полуострова Баранов начинает разработку угля. Повсюду расширяет промысел пушного зверя и морских животных. В 1807 году Баранов получает орден Анны второй степени, и производят в коллежские советники. Во времена Баранова русских поселениях в Америке жили около 500 русских человек, 550 креолов, 5300 алеутов, которые почти все были за русских, 1400 кенайцев, и 500 чугач.
27 ноября 1818 года на компанейском судне РАК «Кутузов» под командованием Гагемейстера Александр Андреевич отплывал в Россию. Провожала его всё поселение и аборигены, не живущие в нём. Во время этого плавания, он заболел и умер. Лишь благодаря неиссякаемой энергии и инициативе Баранова, упорству, смелости и трудолюбию простых русских людей - мореходов, хлебопашцев и мастеровых - крепла Русская Америка, раздвигались ее границы, возникали новые поселения, развивалось ее хозяйство.
Форт «Росс» и неудавшиеся «русские» Гавайи
Александр Андреевич Баранов не только укреплял и развивал приобретённые территории, но он ещё всячески содействовал их приобретению. В 1812 году он реализовал идею Резанова 1806 года об образовании постоянного русского форпоста в северной Калифорнии. В этом ему помог его сподвижник Иван Александрович Кусков. Баранов посылает Кускова с заданием, нанести на карту побережье от Аляски до Калифорнии, в удобном и свободном от испанце месте поставить поселение и наладить с ними связи. Кусков ходил морем к верхней Калифорнии пять раз, и 11 сентября 1812 года под его начальством был поднят русский флаг над крепостью Форт-Росс. Чуть позже возле крепости появилось два ранчо русских людей.
Плодородие Калифорнии было ее вторым, после каланов, достоинством для русских. Развитие хлебопашества и скотоводства в Новом Альбионе самое надёжное средство обеспечения Русской Америки продовольствием. Экспансия РАК в южном направлении, ставшая в 1800-е года стратегической задачей, нуждалась в легитимизации и поддержке со стороны государства. Последнее, по мысли Баранова, могло бы компенсировать недостаток сил у РАК для успеха подобной экспансии. Он обращается в ГП РАК и к Румянцеву с просьбой учесть это обстоятельство и, предупреждая иностранную колонизацию, «хотя бы с казенной стороны могущественной показать вид». Речь шла о занятии Российским государством новоальбионского побережья, то есть Орегона и Северной Калифорнии - о чем мечтал Резанов. «...А довольно бы для оной [здесь говорится про компанию], - продолжает Баранов, - средины между тем занятием и Ситкою, где лучшие промысловые состоят выгоды...», что в сочетании с отпугиванием «бостонцев» и открытием торговли с Кантоном и Испанской Калифорнией было бы, по мысли Баранова, достаточно для процветания РАК.
Налаживались контакты с Испанцами и местными аборигенами. Развивали сельскохозяйственные угодья. Теперь хлеб стали возить из колонии Росс кораблями на Аляску. Это намного облегчило развитие русских территорий в Америке.
Мысли Баранова давно увлекали южнее Форт-Росса – на Сандвичевы острова. Теперь они называются Гавайями. Эти острова – самый крупный архипелаг Тихого океана. Они были открыты Джеймсом Куком по пути к берегам Берингова пролива. Испанцы тут тоже были, но интереса к территории не проявили. Бывала там и «Нева» Лисянского в 1816 году. Тогда же правитель острова Овиги Томи-Оми просился у Лисянского в русское подданство. Но он не взял на себя такой ответственности в связи с напряжённой международной обстановкой после войны.
В 1810 году на большинстве островов архипелага завершил создание королевства верховный вождь Камеамеа Первый. Правитель Томи-Оми был фактически у него в подчинении, хотя формально числился независимым. Камеамеа был не глупым вождём. Он, когда на остров прибывали экспедиции американцев или англичан, выменивал у них ни бусы, а ружья и порох, давая взамен приезжим ароматное сандаловое дерево, ценимое в Китае и США. Он сумел добыть корабль с помощью американцев, который получил в придачу к ружьям. А через несколько лет он имел флот в 25 кораблей и подчинённые острова. Острова постепенно становились базой для американских китобоев.
В 1808 году Баранов направляет на Гавайи 14-пушечный шлюп «Нева» под командой лейтенанта Леонтия Гагемейстера. В 1809 году «Нева» пришла на острова, и Гагемейстеру удалось установить контакт с Камеамеа. Тот принял его радушно, и даже пообещал выделить землю под русское поселение. Предложил наладить торговлю с Ново-Архангельском. По возвращению на Камчатку, Гагемейстер отправил Румянцеву послание, с планом «организации на Гавайях сельскохозяйственных поселений, для снабжения продовольствием Русской Америки». И в этом же году главное правление РАК обратилось с таким предложением к императору. Но в его кругах это сочли за авантюру. Это же геополитический промах, совсем негосударственное и не дальновидное решение! А Камеамеа к этому времени уже подарил Баранову земельные владения на одном из островов. И Баранов подумывал, что возможно в старости перейти жить на Гавайи.
Но американцы, которые постоянно крутились под боком у Камеамеа, настропалили его против русских, почувствовав конкуренцию. Это они подкрепили новой партией оружия. И вождь перестал доверять Баранову лично. И вдруг ситуация приобретает обвальный характер. В 1815 году Баранов отправляет на Гавайи экспедицию во главе с агентом комиссионером РАК доктором Егором Николаевичем Шеффером. Его задачей определялось улаживание инцидента с погибшим у берегов острова Отувая компанейского корабля «Беринг». Груз был спасён подданными короля Томи-Оми. Баранов послал Камеамеа с Шеффером серебряную медаль на владимирской ленте. Но вождь принял гостя так, что ему была угроза для жизни. Помог случай. Камеамеа серьёзно заболел «грудной болезнью» и Шеффер его вылечил. И тогда всё сразу изменилось, вождь обещал помочь с грузом. Шеффер отправился к Томи-Оми и тот ему вернул груз. Шеффер поделился с ним. И он ему признался, что его подстрекал «первый министр». Тогда Томи-Оми так проникся к русским, что попросил принять его под их подданство. Он признавался, что на него постоянно давят американцы и Камеамеа. Шеффер связался с Барановым и через месяц получил ответ «остров тот Атувай взять именем государя нашего императора всероссийского во владение под державу его». В торжественной обстановке, под выстрелы пушек остров вошёл в состав Российской империи, о чём главное правление РАК сообщило министру иностранных дел Нессельроде.
А янки уже всерьёз забеспокоились. Они начали провоцировать русских. Когда в поселении никого не было, пытались снять российский флаг, но местные жители дали им отпор. А в это время записка дошла до Нессельроде, и он связался с английским послом. Через него он выяснил, что Англия на эти острова не имеет никаких притязаний. Когда янки об этом узнали, то они перешли к решительным действиям. Они напрямую заявили Томи-Оми о том, что воюют с Россией и если тот не прогонит русских с острова, то он будет разбит пятью американскими кораблями. Томи-Оми стал давить на русских, чтобы те уходили, а то его убьют. Тогда подошёл один американский корабль к русскому гавайскому берегу. Шеффер решил не рисковать и уплыть с командой с острова. Об этом сообщили РАК, а та сообщила министру иностранных дел. Он, проконсультировавшись с императором, ответил: «Государь император изволит полагать, что приобретение сих островов и добровольное их поступление в его покровительство не только не может принести России никакой существенной пользы, но напротив, во многих отношениях сопряжено с весьма важными неудобствами…»
Уйдя с островов один раз, Россия их потеряла навсегда. Хотя их можно было сохранить, втеревшись в доверие к вождям, при постоянном наращивании присутствия там. Если бы император принял акт Томи-Оми официально, то с точки зрения международного права русские фрегаты могли бы придти на острова. А противостоять нам тогдашние американские бригантины не смогли бы. Имея на руках подлинный документ от Томи-Оми, Россия могла бы действовать жёстко и смело. В отличие от правительства и императора, такие люди как Шелихов, Резанов, Баранов действительно мыслили, как дальновидные стратеги, как государственные деятели. Печально, что такие люди были не императорском престоле.
Тропики, океанический прибой, пальмы, южные созвездия – для русского человека это не доступная экзотика. А ведь могло быть иначе. Перед Россией уже в те времена стояла проблема, не говоря уже о нынешнем времени, наличия не замерзающих морских баз на Дальнем Востоке, в Тихом океане. Гавайи – это идеальная не замерзающая база, которая могла приютить русский флот. И упустить такую возможность - это непростительная, грубейшая, глупейшая геополитическая ошибка. Гавайи – это центр Тихого океана, кто владеет ими, тот контролирует океан. Это геостратегический бастион, плацдарм. А в нынешних условиях последствия от этой ошибки увеличиваются в разы. Сегодня Мировой океан становится центром пересечения интересов практически всех государств планеты. Если начало 20 века характеризовалось ожесточенной борьбой за передел суши, то в скором будущем борьба будет идти за делёж акватории и дна Мирового океана. Об этом сейчас говорят многие учёные. И те, у кого будут Гавайи, тот, несомненно, остаётся в выигрыше.
РУССКАЯ АМЕРИКА И РАК
Церковь в деле освоения Аляски
Начало распространения православия в Северной Америке совпадает с процессом открытия и колонизации Алеутских о-вов и северо-западного побережья Американского континента русскими мореплавателями, промышленниками и купцами, подавляющее большинство которых принадлежало к православной церкви. На кораблях, отправлявшихся в плавание к берегам Северной Америки, имелись иконы и церковные книги, необходимые для проведения тех богослужений, которые участники экспедиций могли совершать сами, без священника. По мере того как у берегов Америки начали возникать русские поселения, церковные службы начинают проводиться совместно с принявшими православие местными жителями.
У коренных жителей Аляски еще продолжали бытовать традиционные религиозные верования магические и тотемические представления, культы природы и предков. Широко практиковался шаманизм. В деятельности шаманов на первый план выступала функция лекаря, а среди прочих функций признавалось умение способствовать удаче в промыслах, предсказывать появление стад животных, погоду и проч. Большая часть идей и образов христианской религии была совершенно чужда религиозным концепциям индейцев. Они не имели понятия о Боге, тем более о едином Боге, им были чужды одно из основных положений христианства - мысль о божественном Спасителе, а также идея о наказании после смерти, представления о рае и аде. У индейцев не было специальных домов для совершения религиозных.
Православная церковь появилась в Америке в 1794 году, когда на остров Кадьяк прибыли 8 монахов и 2 послушника Русской православной церкви. Целью их прибытия было продолжение начатой здешними русскими переселенцами-мирянами работы по обращению в православие местного алеутского населения. Появление православных приходов на Аляске тесно связано с деятельностью Российско-Американской Компании. В 1780-х годах крещением алеутов лично занялись Г. И. Шелихов и его помощники. Но Шелихов понимал, что наступило время для постоянного общения с настоящей паствой специально подготовленных для этой цели людей — монахов, священников. Шелихову и его приказчикам за обилием практических забот было недосуг заниматься миссионерством. Первый священник появился в тех местах в составе правительственной экспедиции Биллингса. Его звали Василий Сивцов. В своем рапорте синоду от 4 июня 1792 года он сообщил: “...бывши в 1790 и 1791 годах по Лисьей гряде на острове Уналашка и Каняги и на западной стороне острова Кадьяка окрестил туземцев, из коих некоторые уже приняли христианство ранее от русских промышленников, мужского пола 93 и женского пола 33 да повенчал 14 пар”. В следующем году обер-прокурор синода уже знакомился с прошением Шелихова. Он сообщал о крещении им небольших групп туземцев и о том, что для их детей заведено на островах училище. Шелихов просил прислать “хорошего священника с причтом” и добавил: “Все расходы по устройству церквей, снабжению их утварью и другими необходимыми принадлежностями, а равно и содержание причта компания принимает на свой счет”. Эту просьбу обер-прокурор синода доложил Екатерине II, которая поощряла деятельность компании. Делу был дан быстрый ход.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17