Стратегия силового подавления этнополитического конфликта на Северном Кавказе (на примере Чеченской ...

Стратегия силового подавления этнополитического конфликта на Северном Кавказе (на примере Чеченской ...

Введение……3

Глава 1. Теоретико-методологическая база для изучения этнополитического конфликта:

1.1.  Понятие этнополитического конфликта…..7

1.2.  Природа, причины и сущность этнополитических конфликтов….9

1.3.  Типология этнополитических конфликтов…..16

1.4.  Стратегии правительственного контроля в этнополитическом конфликте:

1.4.1.   Силовой контроль……19

1.4.2.   Посредническое вмешательство……23

Глава 2. Стратегия подавления политического экстремизма в Чеченской Республике:

     2.1. Внутренние составляющие чеченского конфликта…..33

     2.2. Международные аспекты чеченского конфликта…..36

     2.3. Тактика физического подавления конфликта (анализ эффективности

            1-ой  и 2-ой чеченских компаний)…..39

     2.4. Ситуация в Чеченской республике сегодня…..43

Заключение…..47

Список использованной литературы












ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Радикальные обществен­но-политические перемены в России вряд ли могут быть правильно оценены без глу­бокого анализа этнополитических столкновений между населяющими ее народами. Распад СССР высветил всю сложность системы межнаци­ональных отношений, заклю­чающей в себе как созида­тельный, так и разрушитель­ный потенциал.

     Многовековой уклад мир­ного межнационального со­жительства и совместного труда, взаимной помощи и поддержки, мудрости в пре­одолении ссор и обид ока­зался вытесненным кровавым противоборством, получив­шим наименование «этнополитический конфликт». К се­редине 90-х годов на терри­тории бывшего СССР име­лось 180 точек, где межна­циональная напряженность вылилась в столкновения. Треть его территории (7 млн км2) оказалась вовлеченной в территориальный передел.

     На охваченной этнополитическими конфликтами терри­тории проживает более 30 млн. человек. Национальная вражда унесла десятки ты­сяч жизней, согнала с наси­женных мест многие сотни тысяч человек. Эскалация межэтнических противоречий привела к тому, что в ряде случаев внутренние межнаци­ональные конфликты стали выливаться  в межгосудар­ственные. Усилилось кланово-конфессиональное проти­востояние.

     История этнополитических конфликтов настолько дли­тельна, что современные представления, основанные на методах их разрешения в рамках либеральной цивили­зации, отражают лишь ее миг. Это теоретическое по­ложение применимо и к Рос­сии, прошлое которой оста­вило нам сложные и запу­танные межнациональные проблемы. Например, на Северном Кавказе нет ни од­ной территории, ни одного национального образования, которые в последние сто лет не изменили свои географи­ческие очертания десять раз[1]. Отсюда следует, что любой этнополитический конфликт на территории Рос­сии — явление историческое, обладающее внутренней ди­намикой, многообразием форм проявления и стадий развития, меняющимся соста­вом участников. Без преодо­ления этнополитических кон­фликтов, без введения их в цивилизованное русло, без создания культуры разреше­ния таких конфликтов про­чное российское государст­во невозможно. Не будет преувеличением сказать, что это — один из центральных вопросов политики России в осуществлении коренных со­циально-экономических и политических преобразова­ний в обществе.

     Этнополитические конфликты, ведущие к распаду полиэтнических государств и утрате правительственной монополии на легитимное принуждение, - важный аспект изучения социального контроля этнического насилия. От эффективности контроля зависит успех модернизации. На первый план выходят проблемы причин насильственного этнополитического конфликта. От комплексного анализа микро-, мезо-, и макроуровневых условий этнополитического конфликта и его типов зависит оценка адекватности правительственных стратегий сдерживания этнического насилия.

Степень научной разработанности темы.  В отечественных и зарубежных научных изданиях последнего деся­тилетия опубликованы сотни и сотни материалов, посвященных анализу причин этнополитического конфликта и его управления. Конфликт на этнонациональной почве стал предметом исследования этнологов, исто­риков, политологов, правоведов, социологов, конфликтологов, регионоведов, психологов, философов и представителей других отраслей зна­ния[2].

     Социокультурная парадигма анализа политической реальности формировалась в течение второй половины ХIХ - ХХ вв. в рамках социологии культуры (М. Вебер, Э. Дюркгейм), культурной антропологии (А. Кребер, Б. Рут,  П.П. Эванс-Причард), системно-функциональной теории (Т. Парсонс и Р. Мертон), теории символического интеракционизма (Д. Мида), и нашла своё отражение в трудах зарубежных политологов Г. Алмонда, С. Вербы, Ж.-М. Денкэна, М. Догана, Л. Пая.

    В отечественной политической науке в последние три десятилетия сформировалось собственное социокультурное направление в изучении политики. Ученые К.С. Гаджиев, А.И. Соловьев, Ю.С. Пивоваров, объясняют специфику российского политического процесса через культурные детерминанты, которые определяют строение, механизмы развития и форму политических явлений.

     Среди классиков западной общественной науки, внесших наиболее значительный общетеоретический вклад в разработку методологических основ этнополитических процессов и проблем национализма, являются Б. Андерсон, О. Бауэр, Э. Геллнер, Д. Горовиц, Т. Гурр, У. Коннор, М. Манн, Дж. Ротшильд, Р. Ставенхаген, Э. Хобсбаум и др.

     В 1970-1980-е гг. значительную долю отечественных исследований в области национально-этнических отношений составляла критика зарубежных теоретических концепций, что позволило советской научной общественности ознакомиться с состоянием конфликтологического знания в зарубежных исследованиях. Следует назвать, прежде всего, работы В.С. Агеева, Г.М. Андреевой, И.С. Кона, С.К. Рощина, Г.У. Солдатовой, П.Н. Шихирева, А.К. Уледова и др.

      В дальнейшем отечественная этническая конфликтология сложилась из нескольких школ и направлений, существовавших к концу 1980-х гг.:

Во-первых, это историки и этнографы, изучавшие этнические конфликты в зарубежных странах и накопивших немалый объем эмпирических знаний об этнических, этнорасовых и этноконфессиональных конфликтах в разных странах мира. Это работы Ю.В. Бромлея, Л.М. Дробижевой, В.И. Козлова, С.Я. Козлова, С.И. Королева, В.А. Тишкова, С.А. Токарева, Н.Н. Чебоксарова и др.

     Во-вторых, это специалисты в области национальных отношений советского периода, которые обратились к изучению этнических конфликтов в силу резкого нарастания этнической напряженности и актуализации многих ранее латентных этнических конфликтов в обществе. В этом ряду необходимо назвать имена Ю.В. Арутюняна, Э.А. Баграмова, Т.Ю. Бурмистровой, М.Н. Губогло и др.

      В-третьих, это психологическая ветвь отечественного обществоведения. В постсоветский период многие из представителей психологического знания в этнологии внесли ценный вклад в развитие этнической конфликтологии, в исследование динамики этнических конфликтов, выработку мер по снижению этноконфликтной напряженности и постконфликтной реабилитации (А.О. Бороноев, А.Х. Гаджиев, А.Ф. Дашдамиров, В.Н. Павленко, П.И. Смирнов и др.).

      В-четвертых, это сформировавшееся со второй половины 1980-х гг. и в 1990-е гг. социолого-политологическое направление в отечественном обществознании (А.В. Дмитриев, Л.М. Дробижева, Ю.Г. Запрудский, А.Г. Здравомыслов, Э.А.. Паин, Л.С. Рубан, Е.И. Степанов).

     Цель и задачи работы. Целью реферата является исследование этнополитического конфликта и стратегии силового его подавления на примере Чеченской Республики. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи: концептуализировать понятие этнополитического конфликта, рассмотреть его природу, причины возникновения и сущность;  типологизировать этнополитический конфликт; рассмотреть возможные стратегии правительственного контроля в этнополитическом конфликте; рассмотреть внутренние составляющие и внешние аспекты конфликта в Чечне; проанализировать эффективность подавления конфликта и рассмотреть ситуацию в Чеченской Республики на сегодняшний день.




Глава 1. Теоретико-методологическая база для изучения этнополитического конфликта

     В отечественной и зарубежной литературе существует достаточно широкий выбор в определении этнического конфликта: даже беглый взгляд на заголовки статей и монографий предоставляет нам редкое изобилие названий, которые используются для обозначения конфликтности в этнических отношениях, в зависимости от приводимой аргументации, а в некоторых случаях - и от фантазии автора: этнические, этнонациональные, межэтнические, этносоциальные, этноэкономические, ирредентистские, сепаратистские, сецессионные, межклановые, национальные, межнациональные и, наконец, этнополитические конфликты[3].


1.1.                    Понятие этнополитического конфликта

     В отечественной и зарубежной литературе существует достаточно широкий выбор в определении этнического конфликта: даже беглый взгляд на заголовки статей и монографий предоставляет нам редкое изобилие названий, которые используются для обозначения конфликтности в этнических отношениях, в зависимости от приводимой аргументации, а в некоторых случаях - и от фантазии автора: этнические, этнонациональные, межэтнические, этносоциальные, этноэкономические, ирредентистские, сепаратистские, сецессионные, межклановые, национальные, межнациональные и, наконец, этнополитические конфликты.

     В российской этнополитологии под этнополитическим конфликтом понимается конфликт, характеризующий­ся определенным уровнем организованного политического действия, участием об­щественных движений, нали­чием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этничес­кой общности[4]. В этом понятии глубоко отра­жена суть войны Армении и Азербайджана за Нагорный Карабах, столкновения между Северной Осетией и Ингушетией, беспорядков в Алма-Ате и др.

    Разное понимание фено­мена «этничность» обуслов­ливает широкий спектр ин­терпретации этнополитических конфликтов. Это связа­ло с тем, что четко выра­женный этнический параметр проявляется не сразу. Об этом свидетельствуют, в час­тности, события в Прибалти­ке в конце 80-х годов. Вы­ступления там народных фронтов были расценены средствами массовой инфор­мации как этнические, хотя они на первых порах носили явно выраженный общеде­мократический характер, яв­ляясь проявлением воли на­селения освободиться от Центра. Конечно, этнический компонент там присутство­вал. Однако самодовлеющую ценность он приобрел позд­нее, когда движение за су­веренитет и независимость стало неудержимым.

     Не совсем правомерно трактовать как этнополитический конфликт и аналогич­ные процессы суверенизации и автономизации, которые проходят в России под фла­гом национальных движений (имеются в виду события вокруг договоров России с Татарстаном, Башкортоста­ном и другими субъектами Федерации).

     Чисто этнических кон­фликтов мало. Но вместе с тем этнический компонент имманентен многим разно­видностям конфликтов. Ана­лиз процесса исторического назревания этнополитического конфликта по времени, через различные фазы обна­руживает мощный потенциал его «перелива» из одной конфликтной разновидности в другую. Иначе говоря, за­родившись как социальный, пройдя стадию этнополитического созревания и вылив­шись в межнациональные столкновения, конфликт мо­жет разрядить свою деструк­тивную энергию в несколь­ких сопредельных областях общественного развития. Здесь проявляется эффект синхронного воздействия на общественную среду, кото­рый может носить комплекс­ный характер, выливаясь по­рой в кризис национально-государственного устройства (например, молодой федера­тивной системы). Многие эле­менты такого развития при­сущи, как представляется, трагическим событиям в Чечне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты