Стратегия силового подавления этнополитического конфликта на Северном Кавказе (на примере Чеченской ...
Введение……3
Глава 1. Теоретико-методологическая база для изучения этнополитического конфликта:
1.1. Понятие этнополитического конфликта…..7
1.2. Природа, причины и сущность этнополитических конфликтов….9
1.3. Типология этнополитических конфликтов…..16
1.4. Стратегии правительственного контроля в этнополитическом конфликте:
1.4.1. Силовой контроль……19
1.4.2. Посредническое вмешательство……23
Глава 2. Стратегия подавления политического экстремизма в Чеченской Республике:
2.1. Внутренние составляющие чеченского конфликта…..33
2.2. Международные аспекты чеченского конфликта…..36
2.3. Тактика физического подавления конфликта (анализ эффективности
1-ой и 2-ой чеченских компаний)…..39
2.4. Ситуация в Чеченской республике сегодня…..43
Заключение…..47
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Радикальные общественно-политические перемены в России вряд ли могут быть правильно оценены без глубокого анализа этнополитических столкновений между населяющими ее народами. Распад СССР высветил всю сложность системы межнациональных отношений, заключающей в себе как созидательный, так и разрушительный потенциал.
Многовековой уклад мирного межнационального сожительства и совместного труда, взаимной помощи и поддержки, мудрости в преодолении ссор и обид оказался вытесненным кровавым противоборством, получившим наименование «этнополитический конфликт». К середине 90-х годов на территории бывшего СССР имелось 180 точек, где межнациональная напряженность вылилась в столкновения. Треть его территории (7 млн км2) оказалась вовлеченной в территориальный передел.
На охваченной этнополитическими конфликтами территории проживает более 30 млн. человек. Национальная вражда унесла десятки тысяч жизней, согнала с насиженных мест многие сотни тысяч человек. Эскалация межэтнических противоречий привела к тому, что в ряде случаев внутренние межнациональные конфликты стали выливаться в межгосударственные. Усилилось кланово-конфессиональное противостояние.
История этнополитических конфликтов настолько длительна, что современные представления, основанные на методах их разрешения в рамках либеральной цивилизации, отражают лишь ее миг. Это теоретическое положение применимо и к России, прошлое которой оставило нам сложные и запутанные межнациональные проблемы. Например, на Северном Кавказе нет ни одной территории, ни одного национального образования, которые в последние сто лет не изменили свои географические очертания десять раз[1]. Отсюда следует, что любой этнополитический конфликт на территории России — явление историческое, обладающее внутренней динамикой, многообразием форм проявления и стадий развития, меняющимся составом участников. Без преодоления этнополитических конфликтов, без введения их в цивилизованное русло, без создания культуры разрешения таких конфликтов прочное российское государство невозможно. Не будет преувеличением сказать, что это — один из центральных вопросов политики России в осуществлении коренных социально-экономических и политических преобразований в обществе.
Этнополитические конфликты, ведущие к распаду полиэтнических государств и утрате правительственной монополии на легитимное принуждение, - важный аспект изучения социального контроля этнического насилия. От эффективности контроля зависит успех модернизации. На первый план выходят проблемы причин насильственного этнополитического конфликта. От комплексного анализа микро-, мезо-, и макроуровневых условий этнополитического конфликта и его типов зависит оценка адекватности правительственных стратегий сдерживания этнического насилия.
Степень научной разработанности темы. В отечественных и зарубежных научных изданиях последнего десятилетия опубликованы сотни и сотни материалов, посвященных анализу причин этнополитического конфликта и его управления. Конфликт на этнонациональной почве стал предметом исследования этнологов, историков, политологов, правоведов, социологов, конфликтологов, регионоведов, психологов, философов и представителей других отраслей знания[2].
Социокультурная парадигма анализа политической реальности формировалась в течение второй половины ХIХ - ХХ вв. в рамках социологии культуры (М. Вебер, Э. Дюркгейм), культурной антропологии (А. Кребер, Б. Рут, П.П. Эванс-Причард), системно-функциональной теории (Т. Парсонс и Р. Мертон), теории символического интеракционизма (Д. Мида), и нашла своё отражение в трудах зарубежных политологов Г. Алмонда, С. Вербы, Ж.-М. Денкэна, М. Догана, Л. Пая.
В отечественной политической науке в последние три десятилетия сформировалось собственное социокультурное направление в изучении политики. Ученые К.С. Гаджиев, А.И. Соловьев, Ю.С. Пивоваров, объясняют специфику российского политического процесса через культурные детерминанты, которые определяют строение, механизмы развития и форму политических явлений.
Среди классиков западной общественной науки, внесших наиболее значительный общетеоретический вклад в разработку методологических основ этнополитических процессов и проблем национализма, являются Б. Андерсон, О. Бауэр, Э. Геллнер, Д. Горовиц, Т. Гурр, У. Коннор, М. Манн, Дж. Ротшильд, Р. Ставенхаген, Э. Хобсбаум и др.
В 1970-1980-е гг. значительную долю отечественных исследований в области национально-этнических отношений составляла критика зарубежных теоретических концепций, что позволило советской научной общественности ознакомиться с состоянием конфликтологического знания в зарубежных исследованиях. Следует назвать, прежде всего, работы В.С. Агеева, Г.М. Андреевой, И.С. Кона, С.К. Рощина, Г.У. Солдатовой, П.Н. Шихирева, А.К. Уледова и др.
В дальнейшем отечественная этническая конфликтология сложилась из нескольких школ и направлений, существовавших к концу 1980-х гг.:
Во-первых, это историки и этнографы, изучавшие этнические конфликты в зарубежных странах и накопивших немалый объем эмпирических знаний об этнических, этнорасовых и этноконфессиональных конфликтах в разных странах мира. Это работы Ю.В. Бромлея, Л.М. Дробижевой, В.И. Козлова, С.Я. Козлова, С.И. Королева, В.А. Тишкова, С.А. Токарева, Н.Н. Чебоксарова и др.
Во-вторых, это специалисты в области национальных отношений советского периода, которые обратились к изучению этнических конфликтов в силу резкого нарастания этнической напряженности и актуализации многих ранее латентных этнических конфликтов в обществе. В этом ряду необходимо назвать имена Ю.В. Арутюняна, Э.А. Баграмова, Т.Ю. Бурмистровой, М.Н. Губогло и др.
В-третьих, это психологическая ветвь отечественного обществоведения. В постсоветский период многие из представителей психологического знания в этнологии внесли ценный вклад в развитие этнической конфликтологии, в исследование динамики этнических конфликтов, выработку мер по снижению этноконфликтной напряженности и постконфликтной реабилитации (А.О. Бороноев, А.Х. Гаджиев, А.Ф. Дашдамиров, В.Н. Павленко, П.И. Смирнов и др.).
В-четвертых, это сформировавшееся со второй половины 1980-х гг. и в 1990-е гг. социолого-политологическое направление в отечественном обществознании (А.В. Дмитриев, Л.М. Дробижева, Ю.Г. Запрудский, А.Г. Здравомыслов, Э.А.. Паин, Л.С. Рубан, Е.И. Степанов).
Цель и задачи работы. Целью реферата является исследование этнополитического конфликта и стратегии силового его подавления на примере Чеченской Республики. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи: концептуализировать понятие этнополитического конфликта, рассмотреть его природу, причины возникновения и сущность; типологизировать этнополитический конфликт; рассмотреть возможные стратегии правительственного контроля в этнополитическом конфликте; рассмотреть внутренние составляющие и внешние аспекты конфликта в Чечне; проанализировать эффективность подавления конфликта и рассмотреть ситуацию в Чеченской Республики на сегодняшний день.
Глава 1. Теоретико-методологическая база для изучения этнополитического конфликта
В отечественной и зарубежной литературе существует достаточно широкий выбор в определении этнического конфликта: даже беглый взгляд на заголовки статей и монографий предоставляет нам редкое изобилие названий, которые используются для обозначения конфликтности в этнических отношениях, в зависимости от приводимой аргументации, а в некоторых случаях - и от фантазии автора: этнические, этнонациональные, межэтнические, этносоциальные, этноэкономические, ирредентистские, сепаратистские, сецессионные, межклановые, национальные, межнациональные и, наконец, этнополитические конфликты[3].
1.1. Понятие этнополитического конфликта
В отечественной и зарубежной литературе существует достаточно широкий выбор в определении этнического конфликта: даже беглый взгляд на заголовки статей и монографий предоставляет нам редкое изобилие названий, которые используются для обозначения конфликтности в этнических отношениях, в зависимости от приводимой аргументации, а в некоторых случаях - и от фантазии автора: этнические, этнонациональные, межэтнические, этносоциальные, этноэкономические, ирредентистские, сепаратистские, сецессионные, межклановые, национальные, межнациональные и, наконец, этнополитические конфликты.
В российской этнополитологии под этнополитическим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности[4]. В этом понятии глубоко отражена суть войны Армении и Азербайджана за Нагорный Карабах, столкновения между Северной Осетией и Ингушетией, беспорядков в Алма-Ате и др.
Разное понимание феномена «этничность» обусловливает широкий спектр интерпретации этнополитических конфликтов. Это связало с тем, что четко выраженный этнический параметр проявляется не сразу. Об этом свидетельствуют, в частности, события в Прибалтике в конце 80-х годов. Выступления там народных фронтов были расценены средствами массовой информации как этнические, хотя они на первых порах носили явно выраженный общедемократический характер, являясь проявлением воли населения освободиться от Центра. Конечно, этнический компонент там присутствовал. Однако самодовлеющую ценность он приобрел позднее, когда движение за суверенитет и независимость стало неудержимым.
Не совсем правомерно трактовать как этнополитический конфликт и аналогичные процессы суверенизации и автономизации, которые проходят в России под флагом национальных движений (имеются в виду события вокруг договоров России с Татарстаном, Башкортостаном и другими субъектами Федерации).
Чисто этнических конфликтов мало. Но вместе с тем этнический компонент имманентен многим разновидностям конфликтов. Анализ процесса исторического назревания этнополитического конфликта по времени, через различные фазы обнаруживает мощный потенциал его «перелива» из одной конфликтной разновидности в другую. Иначе говоря, зародившись как социальный, пройдя стадию этнополитического созревания и вылившись в межнациональные столкновения, конфликт может разрядить свою деструктивную энергию в нескольких сопредельных областях общественного развития. Здесь проявляется эффект синхронного воздействия на общественную среду, который может носить комплексный характер, выливаясь порой в кризис национально-государственного устройства (например, молодой федеративной системы). Многие элементы такого развития присущи, как представляется, трагическим событиям в Чечне.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8