Стратегия силового подавления этнополитического конфликта на Северном Кавказе (на примере Чеченской ...

     Свойство этнополитического измерения современно­го конфликта заключается в том, что конфликт имеет скрытый период накопления и развертывания межэтничес­ких противоречий. У каждо­го конфликта он имеет раз­ную продолжительность. Именно в этот период и про­исходит формирование со­бственно этнополитического потенциала конфликта, а так­же осознание национально­го статуса его участников, сопоставление ими своего статуса со статусом других национальных общностей и формирование отношения к ним. В это время решается вопрос о путях борьбы за власть и перераспределение материальных ресурсов. Не­довольство собственным на­циональным статусом актуа­лизирует историческую па­мять, древние стереотипы межнациональной вражды[5].


1.2.                     Природа, причины и сущность этнополитических конфликтов

     Природу этнополитических конфликтов в современ­ных условиях вряд ли воз­можно всесторонне проанализировать с использовани­ем инструментария только одной науки. Представители разных отраслей научного знания (философы, этноло­ги, психологи, этнополитологи, экономисты и др.) созда­ли несколько теорий, объяс­няющих причины возникно­вения этнополитических кон­фликтов и их динамику. Од­нако целостного исследова­ния пока не создано. Вместе с тем достаточно определен­но выявились два подхода к анализу этнополитических столкновений.

     Первый — социологичес­кий. Он явно доминирует. В рамках данного подхода при­чины конфликтов объясняют­ся при опоре на анализ эт­нических параметров основ­ных социальных слоев, групп, группировок, а также на ис­следование взаимосвязи и взаимовлияния социальной стратификации общества и разделения труда с этничес­кими характеристиками реги­она, переживающего этнополитическую напряженность.

     Второй — политологичес­кий. Опираясь на такой под­ход, ученые первоочередное внимание уделяют трактовке роли национальных элит (прежде всего интеллектуаль­ных и политических) в моби­лизации чувств в процессе межэтнической напряженнос­ти и ее эскалации до уровня открытого конфликта. В ка­честве ключевого исследуется вопрос о власти, доступе к ресурсам.

      При всей важности вопро­са о политических и нацио­нальных элитах ограничение анализа причин этнополитического конфликта сферой элит не дает возможности объяснить в полной мере сам феномен массовой мобилизации и интенсивности эмо­ций его участников. А вот социально-психологический срез этничности при иссле­довании ее политического измерения позволяет прояс­нить это. Поэтому социаль­но-психологические механиз­мы этнополитических кон­фликтов играют более важ­ную роль, чем это представ­лялось в рамках традицион­ных политологических интер­претаций. Именно через при­зму политического, с учетом социально-психологических факторов можно адекватно проанализировать изначаль­ную силу стремления этни­ческой группы к автономии, составить представление о ее конфликтогенном потенциале и готовности перейти к са­мым жестоким методам на­силия ради достижения этой цели.

     Выбор в пользу такого методологического подхода к анализу причин возникно­вения этнополитических кон­фликтов позволяет предло­жить соответствующую их классификацию. Основопола­гающими являются причины общецивилизационного характера, порождаемые объ­ективным развитием челове­чества. Например, Э. Блэк считает, что неравномерное протекание модернизации (общественной структуры, экономики, национально-го­сударственного устройства и др.) в этнонациональных аре­алах порождает конфликты между притязаниями этничес­ких групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение прав своих граждан — с другой. Эти конфликты носят универсаль­ный характер. Через них на протяжении последних четы­рех веков прошла Европа, до сих пор ощущающая послед­ствия этого процесса в Бель­гии, Шотландии, Италии, Словакии и ряде других стран. Последний век в Рос­сии также прошел под зна­ком модернизации (с реформ 1861 г.), вызвавшей на раз­ных этапах этнополитические конфликты. По утверждению А. Дейча, модернизация ак­тивизирует этническое созна­ние, способствует формиро­ванию политических устрем­лений к национальной авто­номии. В результате нацио­нальные конфликты возника­ют все чаще, охватывая в первую очередь многонаци­ональные государства. Следствием  этого, считает он, становится распад таких го­сударств на отдельные реги­оны.

     Рассматривая проблему детерминации этнополитического конфликта, М. Гектер выдвигает концепцию «внут­реннего колониализма», в которой обосновывает «триадную модель» возникнове­ния этнополитической колли­зии: во-первых, конфликтогенную по своей природе объективную обделенность этнических периферийных групп многонационального государства в процессе его неравномерной модерниза­ции; во-вторых, осознание этой обделенности членами этнической группы как обра­за коллективных центро-периферийных взаимоотноше­ний угнетения; в-третьих, формирование этнонационализма как реакции угнетае­мого коллектива на «внут­ренний колониализм» Центра.

     Следующий пласт причин, порождающих этнополитические конфликты, коренит­ся в истории этносов и их всестороннем взаимодейст­вии, сформировавшемся на­циональном складе ума, на­циональном сознании, психо­логии, традициях, идеологи­ческих стереотипах, перехо­дящих из поколения в поко­ление, и др. И здесь важное место занимает национализм. В первую очередь с ним этнополитологическая наука связывает молниеносное раз­рушение системы «реально­го социализма» в Восточной Европе и в СССР.

     Национализм – специфическая форма национального самосознания, основанная на гипертрофии национального чувства, идее превосходства собственной нации и пренебрежении к другим[6].

     Корни национализма за­ключены в определенном типе разделения труда.         

     Как идея и общественно-полити­ческая практика национализм заявляет о себе, когда про­цесс развития производи­тельных сил вступает в пери­од индустриализма.

     Мощным источником под­питки националистической идеи служит противоречивая диалектика культуры и поли­тики.

     Одним из важных источ­ников националистических представлений и чувств слу­жит внутренняя энергетика самого процесса националь­ного развития, его естествен­ная неравномерность. Как писал К. Каутский, различ­ные темпы общественного развития для отдельных час­тей нации — это реальность, «благодаря чему одни живут еще в полуфеодальном со­стоянии, а у других царит уже высоко развитый способ производства»[7].

    Совокупность источников национализма и его генети­ческий тип показывают, что национализм — не пробуж­дение древней, скрытой, дремлющей силы, а следст­вие новой формы социаль­ной организации, опираю­щейся на обобществленные, централизованно воспроизво­дящиеся высокие культуры, каждая из которых защище­на государством или стре­миться быть таковою.

    Чаще всего причиной этнополитических конфликтов становится воинствующий национализм. Ом выражает тенденцию к суверенизации больших и малых этнолин­гвистических общностей с целью создания независимой государственности, проявля­ется в растущей нетерпимос­ти по отношению к нацио­нальным меньшинствам, уси­лении ксенофобии, жертва­ми которой становятся, пре­жде всего, беженцы, в нарас­тающем сопротивлении про­цессам интернационализации отношений между народами, в том числе региональной экономической и политичес­кой интеграции.

    В числе причин, порож­дающих этнополитический конфликт, можно назвать «политизацию этнической солидарности» (Ч. Фостер), получившую свое развитие в условиях либерализации по­литической системы в СССР в перестроечный период. Разрушив средства эффек­тивного контроля Центра над этнической периферией и не предложив концептуально ничего взамен для направле­ния высвобождающейся энергии межнациональных отношений в русло созида­тельного реформирования, правящая элита фактически стимулировала национальную напряженность. В стихийном порядке возникали условия для трансформирования ла­тентного потенциала этнополитической напряженности в открытые конфликты. На тер­ритории бывшего СССР раз­вернулась борьба националь­ных элит за реализацию пра­ва этнической периферии на самоопределение и отделе­ние от Центра.

     В настоящее время, пос­ле принятия Федеративного Договора и Конституции РФ, негативное этнополитическое развитие пошло на убыль, но далеко не исчерпало свой конфликтогенный потен­циал. События на Северном Кавказе свидетельствуют об этом с достаточной мерой определенности. Более того, региональные элиты продол­жают использовать факт «мобилизации этничности» для достижения политичес­ких целей. Такая этнизация политики несет в себе серь­езную угрозу не только де­тонации этнополитического конфликта по конкретной проблеме, но и длительной межэтнической войны. Ос­троту этнополитического кон­фликта усиливает поддерж­ка из этнической солидар­ности одной из групп, учас­твующих в столкновении, со стороны родственной этни­ческой общины за рубежом. Возникновение на террито­рии СССР 15 независимых государств сделало эту про­блему еще более актуальной для каждого из них.

     В самостоятельном ос­мыслении нуждаются ситуа­ционные источники этнополитических конфликтов. К ним  У. Фольц относит вне­запное исчезновение сдержи­вающих факторов внешней среды, что может произойти из-за быстрого ослабления высшей политической власти или неожиданного исчезно­вения внешней угрозы. В период конца 80-х — пер­вой половины 90-х годов на территории СССР одновременно произошло и то, и другое. Быстрые перемены в социально-экономическом положении одних этнических групп по отношению к дру­гим неизбежно создают оп­ределенную напряженность в их взаимоотношениях. Не стоит сбрасывать со счетов и внутреннюю борьбу за ли­дерство в рамках этнической, группы, которая способна усилить напряженность в ме­жэтнических отношениях.

     К ситуационным источни­кам следует отнести истори­ческое, наследие межэтничес­ких отношений, воздействие внешнеполитических факторов в регионе, экономичес­кую ситуацию, проблемы внутриполитической жизни, уровень политической и об­щей культуры в очагах межэтнических коллизий и многое другое. Не исключе­но, что ситуационные факто­ры могут оказывать разное, подчас диаметрально проти­воположное, воздействие на участников конфликтогенной ситуации в разных регионах страны.

    В процессе назревания и разрешения этнополитических конфликтов ощутимо воздействие конфессиональ­ного фактора. Он не всегда заметен, но играет свою роль, например, в отношени­ях России и Татарстана, во­енных операциях по разору­жению бандформирований в Чечне, присутствует в проти­воборстве Армении и Азер­байджана, Грузии и Абхазии, Осетии и Ингушетии.

    Почему так происходит? Дело в том, что принадлеж­ность противостоящих сто­рон к различным конфесси­ональным культурам неред­ко ведет к конфликту. Близость конфессиональных и этнических аспектов кон­фликта ни в коей мере не означает их тождества. Кон­фессиональная принадлеж­ность всегда была сильней этнической идентичности. В этом историческом факте кроется разгадка отождествления религиозной и этни­ческой принадлежности. Но это не означает их неразделенности. К тому же любая конфессиональная культура обладает большим миротвор­ческим потенциалом, кото­рый может и должен быть использован для достижения межнационального мира. Эта истина — важная максима при принятии ответственных политических решений в це­лях урегулирования этнополитических конфликтов.

     Важнейшей особенностью природы и сущности полити­зации межэтнических проти­воречий и коллизий является их динамика. Анализ пока­зывает, что этнополитические конфликты имеют некоторые общие контуры своего раз­вития, характеризующиеся порядком выдвигаемых тре­бований. Во многих случаях конфликты начинались с пос­тановки и обсуждения про­блемы национального языка (Молдова — Приднестровье). Именно эта сфера противос­тояния ранее всего перехо­дила из скрытой формы в открытую. Она имела и име­ет огромное мобилизующее значение, так как апеллирует ко всем людям данной национальной группы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты