Исследователи применяют дополнительные целевые классификации этнополитического конфликта, так, Г.С. Денисова и М.Р. Радовель предлагают различать в статусном конфликте три формы: сецессию – отделение с целью создания собственного государства; ирредентизм - отделение части территории с целью присоединения ее к соседнему государству; энозис - отделение с целью присоединения к государству, где проживает основной массив одноименного этноса.
Существует типология, предлагаемой Ю.Г. Запрудским. В ней применяется критерий внутригосударственного уровня этнополитического конфликта. Различаются местные, региональные и социетальные конфликты.
З.В. Сикевич предлагает свою типологию, где использует целевой и динамический аспекты протекания конфликта. В зависимости от целей конфликтующих сторон она называет пять конфликтов: културно-языковый, социально-экономический, статусный, территориалный и сецессионный.
Если учитывать мотивационные причины конфликта, то можно выделить следующие четыре типа конфликта: защитный, статусный, гегемонистский и элитарный.
Любой конфликт нуждается в правительственном контроле. Мною были рассмотрены две стратегии такого контроля в этнополитическом конфликте: силовой контроль и посредническое вмешательство.
Сущность силового контроля составляет предотвращение этнического насилия посредством устрашения. Существует четыре типа силового контроля: полицейский (включает в себя обеспечение безопасности групп посредством наказания за конкретный факт насилия); выборочный (включает в себя подавление лидеров и тех людей, которые стремятся создавать националистические организации); грубая сила (включает в себя систематическое и широко распространенное использование силы для подавления любого проявления этнической деятельности, невзирая на то, имеется ли в ней компонент насилия или нет); и четвертый тип контроля, который строится по принципу «разделяй и властвуй». В отличие от первых трех типов контроля, использование принципа «разделяй и властвуй» препятствует созданию националистической организации через игру на внутренних разногласиях между членами этнической группы, а не применением наказания.
Эффективность силового контроля во многих случаях можно оценить по успешности борьбы с экстремизмом. Против экстремизма применяется стратегия подавления. Стратегия подавления означает использование государством силы для пресечения насильственных действий этноорганизации и перевода конфликта в легитимное русло.
Вторая стратегия правительственного контроля – это посредническое вмешательство. Посредничество имеет миротворческий характер и проектирует изменения хода конфликта в целях его окончания, минимизации деструктивных последствий насилия. Посредничество - это отношение между внешними предложениями помощи и конфликтующими сторонами, нуждающимися в ней и соглашающимися на вмешательство третьей стороны. При всей заинтересованности сторон в посредническом отношении, оно остается временным. Существуют разнообразные причины вовлечения третьей стороны в посредническое управление этническим конфликтом. Третья сторона может вмешаться в конфликт по просьбе одного или обоих участников конфликта; третья сторона может быть вынужденным посредником, поскольку конфликт угрожает ее стратегическим интересам или ради сохранения системы отношений.
Но независимо от ситуативной причины, побуждающей третью сторону к посредническому вмешательству в конфликт, во всех случаях посредничество отличает добровольный характер отношений между третьей стороной и конфликтующими сторонами: стороны соглашаются на вмешательство третьей стороны, не обладающей властью диктовать исход конфликта.
Во второй главе рассматривается стратегия подавления политического экстремизма в Чеченской Республике. Определенны внутренние составляющие и международные аспекты конфликта. Так, в основе кровопролитного противостояния "Россия — Чечня" лежит, прежде всего, борьба за политический статус Чечни. Данная конфронтация вызвана как объективными историческими причинами, так и серией стратегических просчетов со стороны Кремля в его кавказской политике. Еще одним немаловажным фактором поступательного развития чеченского конфликта является стремительная исламизация политических отношений, которую многие ученые и аналитики связывают с появлением ваххабитского движения на Кавказе.
Нельзя не отметить один из наиболее острых дестабилизирующих факторов, оказывающих влияние на обстановку в зоне чеченского конфликта, на перспективу его урегулирования - внешнее участие. Об этом говорят хотя бы факты финансирования чеченских сепаратистов рядом исламских международных организаций и участия в военных действиях наемников из стран Ближнего и Среднего Востока. Проблема Чечни получила отныне международный статус и является уже не только внутренней проблемой России.
В разрешении конфликта использовалась крайняя тактика физического подавления, т.е. использование федеральных сил против политического экстремизма в регионе. Было проведено две операции. Первая операция 1994-1996 гг. не достигла военных и политических целей. Она привела к снижению доверия населения России к своим вооруженным силам. Можно выделить две причины провала: 1)политическая недальновидность российского руководства (из Чечни были выведены федеральные войска и оставлены большие запасы оружия и боевой техники); 2)неподготовленность российской армии к военным действиям для урегулирования этнополитического конфликта.
Вторичное применение тактики военного подавления конфликта в Чечне (1999-2000 гг.) было более эффективным. Незаконные вооруженные формирования были разгромлены за счет укрепления мощи, маневренности и дальнодействия федеральной армии. Успеху второй операции в Чечне способствовала тактика контрпропаганды, направленная против идеологии политического экстремизма.
На сегодняшний день общественно-политическая ситуация в Чечне достаточно стабильная и контролируемая. Новая правительственная администрация совместно с федеральным центром восстанавливают светский конституционный порядок, правоохранительную систему, местные органы управления. В Чеченской Республике началось восстановление экономической и бытовой инфраструктуры для возвращения беженцев.
Говоря о перспективах развития Чечни, Президент республики отметил, что "на сегодня курс, выбранный нашим народом, поддерживается Федеральным центром - это курс мира и созидания, несмотря на трудности, которые встречаются на пути решения больших и объемных задач"….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулатипов Р. России не надо войн // Независимая газета. 1993. 30 июня. С.3
2. Абдулатипов Г.Г. Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства. М., 1995. С. 123; Дмитриев А.В. Конфликтология //Учебное пособие. М, 2000. С. 288.
3. Акаев В. Ислам и политика (на материалах современной Чечни) // Ислам и политика на Северном Кавказе. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 2001. С. 56—57.
4. Барбашин М.Ю. К понятию этнополитического конфликта // Южнороссийское обозрение.
5. Волков Ю.Г. Социология: Элементарный курс: Учеб. Пособие. // М.: Гардарики, 2001. С.231.
6. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова ГУ. Демократизация и образы национализма в РФ 90-х годов. М., 1996. С. 88, 92.
7. Дубнов В. Дуга невидимого фронта // Новое время. 2000.№2.
8. Дугин А. Г. Основы геополитики. М., 1999. С.806.
9. Запрудский Ю.Г. Региональные конфликты на Северном Кавказе // Региональный политический конфликт / Отв. ред. В.Н. Коновалов. Ростов н/Д, 2003. С. 64.
10. Запрудский Ю.Г. Медиаторинг конфликтный // Человек и общество: Кратким энциклопедический словарь-справочник (политология). Ростов н/Д, 1997. С, 270.
11. Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2001.
12. Казанцев В.Г. Конституционный порядок в регионах федерации (социологический анализ) Ростов н/Д, 2004г. С.163.
13. Калашников Д.В. Переговорным метод управления конфликтом // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 110.
14. Каутский К. Национализм и интернационализм. М., 1918. С. 16
15. Косиков И.Г., Косшова Л.С. Северный Кавказ. Социально-экономический справочник. М, 1999. С. 35—36.
16. Красная звезда. 2000. 10 янв. С. 1.
17. Макеев В.В., Гулиев М.А. Политическая толерантность в межэтнических конфликтах. Монография. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России 2004. С.52-54.
18. Малый толковый словарь русского языка. 2-е изд. М.. 1993. С. 416.
19. Мацнев А.А., Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования //Социально-политический журнал. 1996г. №4, С42-44.
20. Международный терроризм как феномен XX века: эволюция форм и этапы борьбы с мировым злом // Закон и право. 1999. № 12. С. 6—13.
21. Овруцкип А.В. Чеченский конфликт: социальные представления об агрессии, образы войны // Насилие в современной России. Ростов-на-Дону, 1999. С. 67.
22. Петрищев В.Е. Правовые и социально-политические проблемы борьбы с терроризмом // Государство и право. 1998. № 3. С. 92.
23. Посредничество // Большой юридический словарь (под ред. Сухарева А.Я. и др.). М., 1997. С. 510.
24. Сампиев И.М. О некоторых аспектах противостояния религиозному экстремизму // Ислам и политика на Северном Кавказе / Отв. ред. В.В. Черноус. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 2001. С. 79.
25. Северо-Осетинский центр ИСПИ РАН // Реформирование России: от мифов к реальности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2000 году. Т. 1. М., 2001. С. 330.
26. Сепаратизм // Большой юридический словарь / Под. ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. С.620.
27. Серебрянников В.В. Генералы и политика // Формирование России: от мифов к реальности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2000 г. М., 2001. Т.1. С.261.
28. Серебрянников В.В. Война в зеркале общественного мнения // Впасть. 1999. № 2. С. 41.
29. Современное положение Чечни: социально-политический аспект: Сб. науч. Ст. Выпуск 4: Южнороссийское образование/ Отв. ред. В.В. Черноус. – Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2001, С.83.
30. Соловьев В.А. Реконструкция социально-политического пространства этнотеррнториального конфликта (на опыте урегулирования осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.). Ростов н/Д, 2001. С. 15.
31. Состояние преступности в России за 2000 год. ГИЦ МВД РФ // Реформирование России: от мифов к реальности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2000 году. Т. 1. М., 2001. С. 17—19.
32. Суд // Большой юридический словарь (под ред. Сухарева А.Я. и др.). М., 1997. С, 664.
33. Тишков В. А., О природе этнического конфликта // Свободная мысль. 1993. № 4. С. 8
34. Тишков В.Н. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны) М.,2001. С.520.
35. Третейский суд (арбитраж) // Большой юридический словарь (под ред. Сухарева А.Я. и др.). М, 1997. С. 705.
36. Фетисов М.Г. В интересах национальной безопасности // Южный федеральный округ. Информационно-аналитический бюллетень. 2001. № 3. С. 26—29.
37. Халмухаммедов А. Возможная стратегия урегулирования ситуации в Чеченской республике // Центральная Азия и Кавказ. 2000. №2.
38. Чернобровкин И.П., Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль. Ростов н/Д. 2001г.
39. Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия // Социологические исследования. 1995. № 3; Заирудский Ю.Г. Менеджмент конфликтный /7 Человек и общество: Краткий энциклопедический словарь-справочник (политология). Ростов и/Д. 1997. С. 276.
[1] Абдулатипов Р. России не надо войн // Независимая газета. 1993. 30 июня. С.3
[2] Чернобровкин И.П., Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль. Ростов н/Д, С.5
[3] Барбашин М.Ю. К понятию этнополитического конфликта // Южнороссийское обозрение.
[4] Тишков В. А., О природе этнического конфликта // Свободная мысль. 1993. № 4. С. 8
[5] Мацнев А.А., Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования //Социально-политический журнал. 1996г. №4, С42-44.
[6] Волков Ю.Г. Социология: Элементарный курс: Учеб. Пособие. // М.: Гардарики, 2001. С.231
[7] Каутский К. Национализм и интернационализм. М., 1918. С. 16
[8] См. ссылку 5. С.44-50.
[9] Сепаратизм // Большой юридический словарь / Под. ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. С.620.
[10]Запрудский Ю.Г. Региональные конфликты на Северном Кавказе // Региональный политический конфликт / Отв. ред. В.Н. Коновалов. Ростов н/Д, 2003. С. 64.
[11] См. ссылку 2. С.47-54.
[12] См. ссылку 2. С.93.
[13] Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия // Социологические исследования. 1995. № 3; Заирудский Ю.Г. Менеджмент конфликтный /7 Человек и общество: Краткий энциклопедический словарь-справочник (политология). Ростов и/Д. 1997. С. 276.
[14] Малый толковый словарь русского языка. 2-е изд. М.. 1993. С. 416.
[15] Макеев В.В., Гулиев М.А. Политическая толерантность в межэтнических конфликтах. Монография. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России 2004. С.52-54.
[16] Посредничество // Большой юридический словарь (под ред. Сухарева А.Я. и др.). М., 1997. С. 510.
[17] Третейский суд (арбитраж) // Большой юридический словарь (под ред. Сухарева А.Я. и др.). М, 1997. С. 705.
[18] Суд // Большой юридический словарь (под ред. Сухарева А.Я. и
др.). М., 1997. С, 664.
[19] Калашников Д.В. Переговорным метод управления конфликтом // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 110.
[20] Понятие проблемно-поискового подхода применяют В.Бюль, Дж.Беркович. Дж. Хеймс, К. Мур и другие конфликтологи.
[21] Запрудский Ю.Г. Медиаторинг конфликтный // Человек и общество: Кратким энциклопедический словарь-справочник (политология). Ростов н/Д, 1997. С, 270.
[22] Посредничество // Большой юридический словарь (под ред. Сухарева А.Я. и др.). М., 1997. С. 510.
[23] См. ссылку 13. С.58-60.
[24] Абдулатипов Г.Г. Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства. М., 1995. С. 123; Дмитриев А.В. Конфликтология //Учебное пособие. М, 2000. С. 288.
[25] Соловьев В.А. Реконструкция социально-политического пространства этнотеррнториального конфликта (на опыте урегулирования осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.). Ростов н/Д, 2001. С. 15.
[26] Международный терроризм как феномен XX века: эволюция форм и этапы борьбы с мировым злом // Закон и право. 1999. № 12. С. 6—13.
[27] Состояние преступности в России за 2000 год. ГИЦ МВД РФ // Реформирование России: от мифов к реальности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2000 году. Т. 1. М., 2001. С. 17—19.
[28] Фетисов М.Г. В интересах национальной безопасности // Южный федеральный округ. Информационно-аналитический бюллетень. 2001. № 3. С. 26—29.
[29] Косиков И.Г., Косшова Л.С. Северный Кавказ. Социально-экономический справочник. М, 1999. С. 35—36.
[30] Там же. С. 29.
[31] Современное положение Чечни: социально-политический аспект: Сб. науч. Ст. Выпуск 4: Южнороссийское образование/ Отв. ред. В.В. Черноус. – Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2001, С.83.
[32] Халмухаммедов А. Возможная стратегия урегулирования ситуации в Чеченской республике // Центральная Азия и Кавказ. 2000. №2.
[33] См. ссылку 31.
[34] Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2001.
[35] См. ссылку 31.
[36] См. ссылку 31.
[37] Дубнов В. Дуга невидимого фронта // Новое время. 2000.№2.
[38] Дугин А. Г. Основы геополитики. М., 1999. С.806.
[39] "Всеобщая декларация прав человека", - принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.; "Международный пакт о гражданских и политических правах" - 16.12.1966г.; "Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе " -1975 г.
[40] См. ссылку 31.
[41] Казанцев В.Г. Конституционный порядок в регионах федерации (социологический анализ) Ростов н/Д, 2004г. С.163.
[42] Серебрянников В.В. Война в зеркале общественного мнения // Впасть. 1999. № 2. С. 41.
[43] Тишков В.Н. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны) М.,2001. С.520.
[44] Серебрянников В.В. Генералы и политика // Формирование России: от мифов к реальности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2000 г. Т. 1. М, 2001. С. 260.
[45] См. 28.
[46] Акаев В. Ислам и политика (на материалах современной Чечни) // Ислам и политика
на Северном Кавказе. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 2001. С. 56—57.
[47] Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова ГУ. Демократизация и образы национализма в РФ 90-х годов. М., 1996. С. 92.
[48] Овруцкип А.В. Чеченский конфликт: социальные представления об агрессии, образы
войны // Насилие в современной России. Ростов-на-Дону, 1999. С. 67.
[49] Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева ВВ., Солдатова Г.У. см. 47. С. 88
[50] Серебрянников В.В. Генералы и политика // Формирование России: от мифов к реальности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2000 г. М., 2001. Т.1. С.261.
[51] Красная звезда. 2000. 10 янв. С. 1.
[52] Петрищев В.Е. Правовые и социально-политические проблемы борьбы с терроризмом // Государство и право. 1998. № 3. С. 92.
[53] Сампиев И.М. О некоторых аспектах противостояния религиозному экстремизму // Ислам и политика на Северном Кавказе / Отв. ред. В.В. Черноус. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 2001. С. 79.
[54] Северо-Осетинский центр ИСПИ РАН // Реформирование России: от мифов к реальности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2000 году. Т. 1. М., 2001. С. 330.
[55] См. ссылку 41. С.173.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8