Стратегии силового контроля часто сменяют друг друга в реальной практике. Каждый из типов контроля направлен на свою часть общества. Полицейский контроль воздействует только на тех людей, которые осуществляют насилие; выборочный контроль фокусируется на предупреждении возникновения националистических организаций в целом и особое внимание уделяет потенциальным активистам; грубая сила контролирует все формы этнической активности. Стратегия «разделяй и властвуй» несколько отличается от других форм контроля, так как она сосредотачивает особое внимание на расколе группы и ее деятелей субэтнического уровня. Родоплеменные, религиозные и региональные особенности часто становятся важными деталями, когда правительство начинает искать возможные источники разделения, которые могли бы предотвратить активность группы как единого целого.
Средства у каждой стратегии также свои. Полиция контролирует с помощью тюрем и военного утихомиривания тех, кто вовлечен в насилие; выборочный контроль часто использует цензуру или ограничение свобод наряду с драконовскими мерами наказания за насилие; грубая сила часто предполагает убийство любых членов этнической группы только потому, что правительство не оказывает им активной поддержки. Способ «разделяй и властвуй» часто состоит из административных изменений или других попыток признания и усиления отдельных компонентов.
Силовой контроль всегда связан с ограничением гражданских свобод, что вообще нежелательно в принципе, поскольку только провоцирует гнев среди тех граждан, которые в этих свободах ущемляются. Ограничение гражданских свобод нередко приводит к появлению других форм гражданской борьбы, уже не связанных только с этническими проблемами.
Ресурсы этнической группы, уровень ее внешней поддержки, доступ к оружию, социальная структура группы и тип режима - вот основные факторы, которые определяют способность силового контроля сдерживать этническое насилие. Несомненно, что не менее важным фактором эффективности является популярность правительства, осуществляющего контроль, и хорошо обученные силы охраны правопорядка и безопасности.
На осуществление эффективного контроля также влияет благосостояние этнической группы, формирующей полицию и силы безопасности. Представители бедных групп, а также групп, зависимых от правительства, не могут рисковать средствами к существованию, поддерживая экстремистов. Наличие развитого гражданского общества, являющегося мощным ресурсом существования группы, снижает потребность в силовом контроле. Поэтому значение контроля возрастает в условиях слабого гражданского общества.
Эффективность силового контроля во многих случаях можно оценить по успешности борьбы с экстремизмом, т.е. с активностью этноорганизации, стремящейся вооруженной силой и террором захватить и удерживать государственную власть. Против экстремизма применяется стратегия подавления.
Стратегия подавления означает использование государством силы для пресечения насильственных действий этноорганизации и перевода конфликта в легитимное русло. Следующие ситуативные условия способствуют выбору стратегии подавления: превосходство силы государства, привычка правительственных авторитетов полагаться на силу, акты агрессии этноорганизации, этническое напряжение. Отсутствие этих ситуативных условий означает наличие препятствий выбору стратегии подавления. Если подавление переходит в сверхреакцию, социальный контроль этнического насилия утрачивает эффективность и способствует затяжному конфликту.
1.4.2. Посредническое вмешательство
В конфликтологии понятие посредничества определяется через более общее понятие конфликтного менеджмента.
Термин «конфликтный менеджмент» имеет два значения - теоретическое и практическое. В теоретическом аспекте он означает раздел конфликтологии, изучающей проблемы управления конфликтами. Как практику или активность данным термином принято обозначать намеренное воздействие на изменение хода борьбы. К. Боулдинг, который одним из первых применил данный термин, имел в виду, что конфликты являются динамичными социальными процессами, имеющими скрытую ступень поляризации, а также переходящие в открытые стадии эскалации и окончания. Однако конфликтный процесс не протекает автоматически. Поскольку конфликты имеют последствия для участников и окружения, они становятся объектом управления в целях изменения их курса, выгодного участникам борьбы и окружению. Теория конфликтного менеджмента служит практике в том случае, если знание, усваиваемое участниками конфликта, способствует достижению данной цели[13].
Конфликтный менеджмент надо отличать от явления, которое принято обозначать терминами «протекание конфликта», «ход борьбы», то есть последовательное прохождение ступеней или стадий конфликта от его возникновения и эскалации до исхода. Это цикличное течение борьбы складывается из конфронтации, противодействий участников конфликта, выполняющих роли нападения и защиты. Конфликтный менеджмент есть особая активность участников конфликта и их окружения, намеренная реакция на протекание борьбы, изменяющая ход конфликта.
Конфликтный менеджмент как реакция участников этнического конфликта и третьей стороны на ход борьбы имеет разнообразные формы. Они могут быть соотнесены со стратегией и тактикой, ролевым поведением и качествами субъектов управления конфликтом, с его исходом и последствиями, успехом или неуспехом, субъективными и объективными причинами конфликта, на которое направлена управленческая активность.
Изучение проблемы посредничества требует обращения к методу классификации. Необходимо определить признаки посредничества, отличающие его от других видов конфликтного менеджмента. Один из критериев типологии конфликтного менеджмента раскрывает происхождение слова «посредничество» (лат. medio, mediatum) - «позиция между двумя крайностями», «действие в качестве третьей стороны или агента», «вмешательство третьей стороны»[14] Следовательно, все формы конфликтного менеджмента могут быть разделены на две наиболее общие категории: внутренний конфликтный менеджмент (без вмешательства третьей стороны) и внешний конфликтный менеджмент (с вмешательством третьей стороны). Критерий вмешательства позволяет отличать конфликтный менеджмент от механизма группового участия в конфликте в форме коалиций. Коалиция - это временное объединения для совместных конфликтных действий, которое увеличивает силы защиты и нападения. В отличие от коалиций, которые направлены на потенциального или реального противника, третья сторона занимает авторитетную позицию к обеим сторонам-антагонистам даже в тех случаях, когда в окончательных решениях выражает свое предпочтение одной или другой стороне.[15]
Чтобы выявить подтипы внешнего конфликтного менеджмента, необходимо учитывать отношение конфликтующих сторон к особому исходу конфликта: является ли исход борьбы результатом добровольного или принудительного конфликтного менеджмента. Критерий «степени добровольности» уместен в изучении посредничества, на что обращают внимание юристы: «Посредничество в международной практике - одно из мирных средств разрешения международных споров. Посредничество может осуществляться по просьбе спорящих сторон или по собственной инициативе, но обязательно при согласии спорящих сторон»[16] Признак «добровольности посредничества» является существенным. Он отличает посредничество от других форм вмешательства в конфликт третьей стороны.
В ролях третьей стороны могут быть посредники, третейские судьи, судьи, полиция и армия. Все типы внешнего конфликтного менеджмента имеют миротворческий характер в том смысле, что они ориентированы на прерывность разрушительного конфликтного цикла. Более обобщенное определение миротворчества сводится к вмешательству третьей стороны в конфликт, что означает вхождение в ситуативные отношения между лицами, группами или организациями в целях прекращения конфликта. Типы внешнего конфликтного менеджмента различаются степенью авторитетного вмешательства, властными компетенциями третьей стороны в принятии связующих решений. Поэтому не тождественны принудительное вмешательство третьей стороны (арбитраж, суд, репрессивное миротворчество) и посредничество.
Принудительные решения разной степени отличают арбитраж, суд и репрессивное миротворчество. Стратегии арбитражного окончания экономических и споров этногрупп состоят в передаче спора на рассмотрение избранному или назначенному сторонами третейскому суду. Компетенция третейского суда основывается на предварительном соглашении сторон. Однако стороны, передавая спор на рассмотрение третейскому суду, обязаны подчиниться решению последнего[17]. В отличие от арбитража, суд, будучи органом государства способен к принудительному осуществлению принятого решения[18]. Наконец, репрессивный миротворец использует силу полиции и армии в разъединении конфликтующих сторон и в подавлении конфликтных эпизодов. Притом, что суд и репрессивное миротворчество имеют свои стандарты оценки исхода конфликта, их объединяет ориентация на исход конфликта, в котором будут «победитель» и «побежденный».
Посредничество в этническом конфликте является частью системы внешнего конфликтного менеджмента общества или сообщества. Оно имеет миротворческий характер и проектирует изменения хода конфликта в целях его окончания, минимизации деструктивных последствий насилия. Посредничество - это отношение между внешними предложениями помощи и конфликтующими сторонами, нуждающимися в ней и соглашающимися на вмешательство третьей стороны. При всей заинтересованности сторон в посредническом отношении, оно остается временным.
Существуют разнообразные причины вовлечения третьей стороны в посредническое управление этническим конфликтом. Третья сторона может вмешаться в конфликт по просьбе одного или обоих участников конфликта. Это вмешательство возможно по решению или просьбе других заинтересованных сторон, например, ООН, региональных организаций. Третья сторона может быть вынужденным посредником, поскольку конфликт угрожает ее стратегическим интересам, например, вмешательство США в арабо-израильский конфликт, активность России в решении конфликтов на Кавказе и в Закавказье, или ради сохранения системы отношений, например, вмешательство федерального центра России в этнические конфликты субъектов Федерации.
Но независимо от ситуативной причины, побуждающей третью сторону к посредническому вмешательству в конфликт, во всех случаях посредничество отличает добровольный характер отношений между третьей стороной и конфликтующими сторонами: стороны соглашаются на вмешательство третьей стороны, не обладающей властью диктовать исход конфликта.
Посредничество отличает особый коммуникативный механизм влияния на изменение хода борьбы. Этим механизмом будут трехсторонние переговоры, способные привести к соглашениям между конфликтующими сторонами. На данную черту посреднического управления конфликта обращает внимание Д.Т. Калашников.[19]
Посредничество отличает проблемно-поисковый подход к конфликту. Термин «проблемно-поисковый подход» используют исследователи, изучающие посредническое вмешательство в этнические конфликты разного уровня.[20]
Часто проблемно-поисковый подход называют консультативным. Но это, скорее, ролевая характеристика посредничества в организации трехсторонних переговоров. Посредники в конфликтном менеджменте не могут быть беспристрастными экспертами. «Процесс посредничества в социальном конфликте, - отмечает КЗ.Г. Запрудскпй, - во многом зависит от позиции, которую занимает сам посредник, от его собственных интересов».[21]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8