Стратегия силового подавления этнополитического конфликта на Северном Кавказе (на примере Чеченской ...

     Стратегии силового контроля часто сменяют друг друга в реальной практике. Каждый из типов контроля направлен на свою часть обще­ства. Полицейский контроль воздействует только на тех людей, которые осуществляют насилие; выборочный контроль фокусируется на предуп­реждении возникновения националистических организаций в целом и особое внимание уделяет потенциальным активистам; грубая сила конт­ролирует все формы этнической активности. Стратегия «разделяй и вла­ствуй» несколько отличается от других форм контроля, так как она со­средотачивает особое внимание на расколе группы и ее деятелей субэтнического уровня. Родоплеменные, религиозные и региональные осо­бенности часто становятся важными деталями, когда правительство на­чинает искать возможные источники разделения, которые могли бы пре­дотвратить активность группы как единого целого.

      Средства у каждой стратегии также свои. Полиция контролирует с помощью тюрем и военного утихомиривания тех, кто вовлечен в насилие; выборочный контроль часто использует цензуру или ограничение свобод наряду с драконовскими мерами наказания за насилие; грубая сила часто предполагает убийство любых членов этнической группы только потому, что правительство не оказывает им активной поддержки. Способ «разде­ляй и властвуй» часто состоит из административных изменений или дру­гих попыток признания и усиления отдельных компонентов.

      Силовой контроль всегда связан с ограничением гражданских свобод, что вообще нежелательно в принципе, поскольку только провоцирует гнев среди тех граждан, которые в этих свободах ущемляются. Ограничение гражданских свобод нередко приводит к появлению других форм гражданской борьбы, уже не связанных только с этническими проблемами.

Ресурсы этнической группы, уровень ее внешней поддержки, доступ к оружию, социальная структура группы и тип режима - вот основные фак­торы, которые определяют способность силового контроля сдерживать этническое насилие. Несомненно, что не менее важным фактором эффек­тивности является популярность правительства, осуществляющего конт­роль, и хорошо обученные силы охраны правопорядка и безопасности.

На осуществление эффективного контроля также влияет благососто­яние этнической группы, формирующей полицию и силы безопасности. Представители бедных групп, а также групп, зависимых от правитель­ства, не могут рисковать средствами к существованию, поддерживая экс­тремистов. Наличие развитого гражданского общества, являющегося мощным ресурсом существования группы, снижает потребность в силовом контроле. Поэтому значение контроля возрастает в условиях слабого гражданского общества.

Эффективность силового контроля во многих случаях можно оценить по успешности борьбы с экстремизмом, т.е. с активностью этноорганизации, стремящейся вооруженной силой и террором захватить и удерживать государственную власть. Против экстремизма применяется стратегия подавления.

 Стратегия подавления означает использование государством силы для пресечения насильственных действий этноорганизации и перевода конфликта в легитимное русло. Следующие ситуативные условия способствуют выбору стратегии подавления: превосходство силы государства, привычка правительственных авторитетов полагаться на силу, акты агрессии этноорганизации, этническое напряжение. Отсутствие этих си­туативных условий означает наличие препятствий выбору стратегии подавления. Если подавление переходит в сверхреакцию, социальный кон­троль этнического насилия утрачивает эффективность и способствует затяжному конфликту.

1.4.2.  Посредническое вмешательство

     В конфликтологии понятие посредничества определяется через более общее понятие конфликтного менеджмента.

Термин «конфликтный менеджмент» имеет два значе­ния - теоретическое и практическое. В теоретическом ас­пекте он означает раздел конфликтологии, изучающей проблемы управления конфликтами. Как практику или активность данным термином принято обозначать намеренное воздействие на изменение хода борьбы. К. Боулдинг, кото­рый одним из первых применил данный термин, имел в виду, что конфликты являются динамичными социальными про­цессами, имеющими скрытую ступень поляризации, а так­же переходящие в открытые стадии эскалации и окончания. Однако конфликтный процесс не протекает автоматически. Поскольку конфликты имеют последствия для участников и окружения, они становятся объектом управления в целях изменения их курса, выгодного участникам борьбы и окру­жению. Теория конфликтного менеджмента служит практике в том случае, если знание, усваиваемое участниками кон­фликта, способствует достижению данной цели[13].

      Конфликтный менеджмент надо отличать от явления, кото­рое принято обозначать терминами «протекание конфликта», «ход борьбы», то есть последовательное прохождение ступеней или стадий конфликта от его возникновения и эскалации до ис­хода. Это цикличное течение борьбы складывается из конфрон­тации, противодействий участников конфликта, выполняющих роли нападения и защиты. Конфликтный менеджмент есть осо­бая активность участников конфликта и их окружения, намерен­ная реакция на протекание борьбы, изменяющая ход конфликта.

     Конфликтный менеджмент как реакция участников этничес­кого конфликта и третьей стороны на ход борьбы имеет разнооб­разные формы. Они могут быть соотнесены со стратегией и так­тикой, ролевым поведением и качествами субъектов управления конфликтом, с его исходом и последствиями, успехом или неус­пехом, субъективными и объективными причинами конфликта, на которое направлена управленческая активность.

     Изучение проблемы посредничества требует обращения к методу классификации. Необходимо определить признаки посредничества, отличающие его от других видов конфликтного менеджмента. Один из критериев типологии конфликтного менеджмента раскрывает происхождение слова «посредничество» (лат. medio, mediatum) - «позиция между двумя крайностями», «действие в качестве третьей стороны или агента», «вмешательство третьей стороны»[14] Следовательно, все формы конфликтного менеджмента могут быть разделены на две наиболее общие категории: внутренний конфликтный менеджмент (без вмешательства третьей стороны) и внешний конфликтный менеджмент (с вмешательством третьей сторо­ны). Критерий вмешательства позволяет отличать конфликтный менеджмент от механизма группового участия в конфлик­те в форме коалиций. Коалиция - это временное объединения для совместных конфликтных действий, которое увеличивает силы защиты и нападения. В отличие от коалиций, которые на­правлены на потенциального или реального противника, третья сторона занимает авторитетную позицию к обеим сторонам-ан­тагонистам даже в тех случаях, когда в окончательных решени­ях выражает свое предпочтение одной или другой стороне.[15]

Чтобы выявить подтипы внешнего конфликтного менедж­мента, необходимо учитывать отношение конфликтующих сто­рон к особому исходу конфликта: является ли исход борьбы ре­зультатом добровольного или принудительного конфликтного менеджмента. Критерий «степени добровольности» уместен в изучении посредничества, на что обращают внимание юристы: «Посредничество в международной практике - одно из мирных средств разрешения международных споров. Посредничество может осуществляться по просьбе спорящих сторон или по собственной инициативе, но обязательно при согласии споря­щих сторон»[16] Признак «добровольности посредничества» является существенным. Он отличает посредничество от других форм вмешательства в конфликт третьей стороны.

     В ролях третьей стороны могут быть посредники, третей­ские судьи, судьи, полиция и армия. Все типы внешнего кон­фликтного менеджмента имеют миротворческий характер в том смысле, что они ориентированы на прерывность разру­шительного конфликтного цикла. Более обобщенное определение миротворчества сводится к вмешательству третьей стороны в конфликт, что означает вхождение в ситуативные отношения между лицами, группами или организациями в целях прекращения конфликта. Типы внешнего конфлик­тного менеджмента различаются степенью авторитетного вмешательства, властными компетенциями третьей стороны в принятии связующих решений. Поэтому не тождественны принудительное вмешательство третьей стороны (арбитраж, суд, репрессивное миротворчество) и посредничество.

     Принудительные решения разной степени отличают ар­битраж, суд и репрессивное миротворчество. Стратегии ар­битражного окончания экономических и споров этногрупп состоят в передаче спора на рассмотрение избранному или назначенному сторонами третейскому суду. Компетенция третейского суда основывается на предварительном соглаше­нии сторон. Однако стороны, передавая спор на рассмотрение третейскому суду, обязаны подчиниться решению последне­го[17]. В отличие от арбитража, суд, будучи органом государс­тва способен к принудительному осуществлению принятого решения[18]. Наконец, репрессивный миротворец использует силу полиции и армии в разъединении конфликтующих сто­рон и в подавлении конфликтных эпизодов. Притом, что суд и репрессивное миротворчество имеют свои стандарты оценки исхода конфликта, их объединяет ориентация на исход конф­ликта, в котором будут «победитель» и «побежденный».

      Посредничество в этническом конфликте является час­тью системы внешнего конфликтного менеджмента общества или сообщества. Оно имеет миротворческий характер и про­ектирует изменения хода конфликта в целях его окончания, минимизации деструктивных последствий насилия. Посред­ничество - это отношение между внешними предложениями помощи и конфликтующими сторонами, нуждающимися в ней и соглашающимися на вмешательство третьей стороны. При всей заинтересованности сторон в посредническом отно­шении, оно остается временным.

     Существуют разнообразные причины вовлечения тре­тьей стороны в посредническое управление этническим конфликтом. Третья сторона может вмешаться в конфликт по просьбе одного или обоих участников конфликта. Это вмешательство возможно по решению или просьбе других заинтересованных сторон, например, ООН, региональных организаций. Третья сторона может быть вынужденным посредником, поскольку конфликт угрожает ее стратеги­ческим интересам, например, вмешательство США в ара­бо-израильский конфликт, активность России в решении конфликтов на Кавказе и в Закавказье, или ради сохране­ния системы отношений, например, вмешательство феде­рального центра России в этнические конфликты субъектов Федерации.

     Но независимо от ситуативной причины, побуждающей третью сторону к посредническому вмешательству в конфликт, во всех случаях посредничество отличает добровольный характер отношений между третьей стороной и конфликту­ющими сторонами: стороны соглашаются на вмешательство третьей стороны, не обладающей властью диктовать исход конфликта.

     Посредничество отличает особый коммуникативный ме­ханизм влияния на изменение хода борьбы. Этим механиз­мом будут трехсторонние переговоры, способные привести к соглашениям между конфликтующими сторонами. На дан­ную черту посреднического управления конфликта обращает внимание Д.Т. Калашников.[19]

     Посредничество отличает проблемно-поисковый подход к конфликту. Термин «проблемно-поисковый подход» исполь­зуют исследователи, изучающие посредническое вмешатель­ство в этнические конфликты разного уровня.[20]

Часто проблемно-поисковый подход называют консульта­тивным. Но это, скорее, ролевая характеристика посредничес­тва в организации трехсторонних переговоров. Посредники в конфликтном менеджменте не могут быть беспристрастными экспертами. «Процесс посредничества в социальном конф­ликте, - отмечает КЗ.Г. Запрудскпй, - во многом зависит от позиции, которую занимает сам посредник, от его собственных интересов».[21]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты