Влияние государственной политики на развитие российско-украинских торгово-экономических отношений
p> Развитие внешнеэкономической деятельности Ставропольского края необходимо проводить в тесном контакте с Министерством иностранных дел
Российской Федерации. С целью обеспечения учета специфических интересов
Ставропольского края при проведении федеральной внешней политики следует принимать участие в работе Консультативного Совета при МИД РФ, вынося на его заседания предложения по совершенствованию международной и внешнеэкономической деятельности. Необходимо установить более тесное взаимодействие с Департаментом по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями МИД РФ (ДСПО), так как именно этот департамент осуществляет координацию международных связей субъектов Федерации, организует взаимодействие с посольствами и консульствами России в зарубежных государствах. Кроме того, целесообразно проработать вопрос открытия в крае представительства МИД РФ.

В имеющихся предпосылках развития внешнеэкономической деятельности
Ставропольского края присутствует ряд факторов, оказывающих негативное влияние на формирование и функционирование внешнеэкономического комплекса региона. К их числу относятся:

- высокая степень износа производственных фондов предприятий внешнеэкономического комплекса Ставропольского края;

- низкое качество товаров высокой степени переработки;

- отсутствие развитых систем сертификации и контроля качества экспортной продукции предприятий края;

- отсутствие программ государственной поддержки экспорта, в том числе и краевых;

- неразвитость системы страхования внешнеторговых сделок;

- политическая нестабильность региона, наличие общей границы

Ставропольского края с Чеченской Республикой.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что экономика
Ставропольского края, будучи менее интенсивно вовлечена в международную торговлю, чем экономика Российской Федерации в целом, тем не менее, имеет достаточно прочные и стабильные международные торговые связи.

Как показал представленный анализ внешнеэкономической деятельности
Ставропольского края, Украина является одним из наиболее перспективных государств СНГ в плане развития дальнейшего внешнеторгового регионального сотрудничества. Остановимся на более подробном анализе экономических взаимоотношений региона с Украиной.

В целом внешнеторговый оборот Ставропольского края с Украиной в 2002 г. составил 26,03 млн. долл. и увеличился по сравнению с 2001 г. на 28,9% или на 5,83 млн. долл. При этом экспорт увеличился на 25,5% и составил 9,4 млн. долл., а импорт на 30,9% и составил 16,62 млн. долл. (см. таб.
3.3.).[102]

Таблица 3.3.

Внешняя торговля Ставропольского края с Украиной в 2000 – 2002 гг.

(тыс. долл.)

|Показатели |2000 |2001 |2002 |
|Внешнеторговый оборот |25957,53 |20195,75 |26034,94 |
|Экспорт |8096,69 |7492,84 |9406,65 |
|Импорт |17860,84 |12702,91 |16628,29 |
|Сальдо |-9764,14 |-5210,07 |-7221,63 |

Источник: www.stavinvest.ru (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края).

Как видно из таблицы сальдо торгового баланса Ставропольского края с
Украиной постоянно сводится к минусу за счет значительного преобладания импорта над экспортом.

Товарная структура экспорта Ставропольского края в Украину, также как и в другие страны, характеризуется преобладанием продукции химической отрасли промышленности, прежде всего минеральных удобрений, а также органических химических соединений (см. приложение 1):

- удобрения минеральные и химические – 435 тыс. долл.;

- органические химические соединения – 1780 тыс. долл.;

- аккумуляторы электрические – 504 тыс. долл.;

- реакторы ядерные, котлы, оборудование – 111 тыс. долл.;

- мебель, постельные принадлежности – 88,9 тыс. долл.;

- тракторы – 14 тыс. долл.;

- масленичные семена и плоды – 10,5 тыс. долл.

Товарная структура импорта в 2002 г. (см. приложение 2):

- реакторы ядерные, котлы, оборудование – 3968 тыс. долл.;

- продовольственные товары – 3106 тыс. долл.;

- черные металлы – 1312 тыс. долл.;

- трубы – 1112 тыс. долл.;

- локомотивы железнодорожные, подвижной состав, трамваи – 894 тыс. долл.;

- холодильники, морозильники – 930 тыс. долл.;

- мебель для сидения – 451 тыс. долл.;

- приборы и аппараты оптические – 98 тыс. долл.

В структуре экспорта 34,1% объема приходится на долю продукции химической отрасли, стоимость которой по сравнению с 2001 г. увеличилась на
1483 тыс. долл. Возросли поставки минеральных и химических удобрений, органических и химических соединений, масленичных семян и плодов. В тоже время уменьшился экспорт ядерных реакторов, котлов и оборудования более чем в 10 раз (в 2001 г. аналогичный показатель составлял 15,8% от общего объема экспорта, а в 2002 г. лишь 1,2%).[103]

Расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса в условиях относительно стабильного развития экономики края являлось основным фактором, определяющим увеличение закупок и рост импорта в общем товарообороте с Украиной. В 2002 г. основными импортируемыми товарами оставались машины и оборудование, продовольственные товары и сырье для их производства. Стоимость их импорта увеличилась соответственно на 19,4% и
3,4% по сравнению с 2001 г. В частности существенно возросли закупки по таким товарным группам, как: реакторы ядерные, котлы, оборудование – в 2 раза, холодильники и морозильники – в 5,5 раза (по сравнению с 2000 г.), алкогольные и безалкогольные напитки – в 8 раз.[104]

Сократился ввоз продукции металлургического комплекса на 423,6 тыс. долл. или на 15%. Это связано с тем, что за 2000-2002 гг. резко сократились поставки труб большого диаметра (в 4,3 раза). Причиной стало завершение строительства ставропольского участка нефтепровода «Тенгиз – Новороссийск».

Что касается товарообменных (бартерных) операций, то их объем в 2002 г. в общем внешнеторговом обороте составил 16,4 тыс. долл. и сократился по сравнению с 2001 г. на 209,1 тыс. долл. При этом экспорт уменьшился на
116,7 тыс. долл., а импорт на 91,4 тыс. долл. Таким образом объем бартерных операций в 2002 г. по сравнению с предшествующим годом сократился в 13,7 раза.

Товарная структура экспорта Ставропольского края в Украину по бартерным операциям в 2002 г. представлена минеральной и газированной водой, а также красками и лаками на основе синтетических полимеров. В структуре импорта 73% товарообменных операций приходится на красящие вещества и неорганические продукты, 27% – на бутыли, бутылки и прочую тару.[105]

Важнейшим направлением активизации торгового сотрудничества является поставка на Украину продовольственного зерна. Так по российско-украинскому соглашению Ставропольский край в 2003 г. отгрузил 102 тыс. тонн продовольственной пшеницы мукомольным предприятиям Украины.[106]

Потребность внутреннего рынка Украины в продовольственном зерне составляет 6-7 млн. тонн в год. Как показывает анализ последних лет эта потребность полностью не реализуется, поэтому Украина вынуждена закупать зерно у других стран.

Основным поставщиком и конкурентом России на зерновом рынке Украины является Канада, которая предоставляет Украине гибкую систему преференций
(в частности, в 2003 г. Канада выделила Украине 2,5 млн. долл. в рамках технической помощи на развитие зернового и биржевого рынков).[107] Однако по качественным показателям канадское зерно существенно уступает российскому. Преимущество российского, а в частности ставропольского зерна состоит в том, что оно наиболее высококачественное, имеет высокую устойчивость, содержит большое количество полезных веществ, особенно белков.

Ставропольский край обладает еще одним важным преимуществом – очень выгодным и дешевым видом поставки зерна – железнодорожным транспортом.

Преграды возникают в системе законодательства и государственного управления. Правительство России увеличивает таможенные пошлины, тем самым увеличивает цену зерна. Решением данного вопроса должно стать вступление
России в ЕЭП.

Существует проект федерального закона «О поставке зерна». Однако
Ставропольский край его пока не поддерживает, т. к. выгоднее поставлять муку, чем торговать зерном.

Таким образом, анализ внешнеэкономических связей Ставропольского края с Украиной показывает, что среди стран СНГ Украина занимает первое место по объему товарооборота и является наиболее перспективным и стратегически важным экономическим партнером Ставропольского края. Особое значение приобретает работа по углублению сотрудничества в химической отрасли промышленности, агропромышленном комплексе, машиностроении и металлургии.
Между тем для более успешного сотрудничества предприятий края со своими украинскими партнерами необходимо тесное взаимодействие правительственных структур обеих стран, в том числи на уровне регионов. Большие надежды в этом направлении связаны с вступлением России, Украины, Беларуси и
Казахстана в Единое экономическое пространство и на открывающиеся в этой связи возможности.

Заключение

На современном этапе развитие всех стран и секторов мирового хозяйства определяется процессами глобализации и усиления экономической взаимозависимости государств. Принципиально новые информационные технологии и средства коммуникаций, согласованная либерализация рынков товаров, услуг и финансов резко увеличили скорость экономических процессов и уменьшили степень свободы в хозяйственной деятельности.

Вместе с тем транснационализация национальных экономик является в настоящее время одной из наиболее противоречивых проблем. С одной стороны, в развитых странах уже сегодня процесс расширенного воспроизводства невозможен без растущих внешнеэкономических связей, без дальнейшего усиления взаимозависимости стран. С другой стороны, в процессе глобального экономического развития постепенно формируется новая серьезная угроза глобальной дезинтеграции. Усиливается дифференциация стран по уровню социально-экономического развития, темпам и масштабам структурной перестройки.

В этой связи исключительно важна роль государства, способного противостоять негативным проявлениям глобализационных процессов и сконцентрировать свои усилия на поиске наиболее эффективных методов борьбы с глобальной дезинтеграцией.

Каждое государство должно стать и быть носителем и гарантом прогрессивной и эффективной системы хозяйствования, генератором национальной экономической стратегии и политики. Трансформация экономических систем из нерыночных в рыночные – это наибольшая и высочайшая ответственность новых независимых стран, задача их государств и правительств перед своими народами.

В условиях рыночной трансформации экономических систем новых стран происходит и трансформация самих механизмов и систем государственного регулирования. Если в условиях полного огосударствления экономики они носят преимущественно административный характер, то в условиях смешанной экономики государство, наряду с регулирующими, применяет экономические методы.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике различных стран под влиянием научно-технического прогресса, специализация и кооперирование промышленного производства способствуют активизации международной торговли.
Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства, являясь мощнейшим фактором развития экономики отдельных стран и международной экономики в целом.

Внешнеторговая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено теми задачами расширенного воспроизводства, которые страна решает в рамках своего национального хозяйства.

Особенности глобального и национального развития требуют от России и
Украины формирования своих отношений в стратегической перспективе именно на экономическом фундаменте.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты