Влияние государственной политики на развитие российско-украинских торгово-экономических отношений
p> Следует подчеркнуть, что в условиях рыночной трансформации экономических систем новых стран неизбежно происходит специфическая трансформация самих механизмов и систем государственного регулирования.
Если в условиях полного огосударствления экономики они носят преимущественно административный характер, то в условиях смешанной экономики, основанной на рыночных началах в процессе регулирования, государство наряду с регулирующими применяет экономические методы.

1.3. Роль и значение внешнеторговой политики государства

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80% всего объема МЭО. Международная торговля опосредует большинство видов международного сотрудничества.

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удавалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».[22]

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную зависимость.

Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием международной торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике различных стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. В международную торговую систему ежегодно поступает до четверти произведенной в мире продукции.
Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации (ВТО), на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли.[23] Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста. Одновременно значительно выросла зависимость стран от международного товарообмена.

Международная торговля исторически первая форма международных экономических отношений между странами. Для национальной экономики участие в международной торговле приобретает форму внешней торговли.

Внешняя торговля – это торговля одной страны с другими странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. В совокупности внешняя торговля разных стран образует международную торговлю.

Под международной торговлей понимается сфера международных экономических отношений, отражающая закономерности движения товаров и услуг за пределы национальных границ отдельных государств между национальными экономиками, а также между транснациональными корпорациями, рассматривающими мир как единое хозяйственное пространство.

Международная торговля является мощнейшим фактором развития экономик отдельных стран и международной экономики в целом. Развитие международной торговли сопровождается увеличением мирового богатства: с 1948 по 1986 г. среднегодовые темпы роста мирового экспорта в 1,5 раза превзошли среднегодовые темпы роста мирового производства. За 26 лет, с 1960 по 1986 г, объем мирового производства увеличился в 3 раза, а мировой торговли – в
4,5 раза.[24]

Международная торговля обладает рядом специфических особенностей, отличающих ее от внутринациональной. К ним относятся:

1. Разные валюты. Каждая страна в международной торговле использует разные валюты, с возможным изменением их ценового соотношения.

2. Политическое вмешательство и контроль. Правительство каждой страны жестко контролирует связанные с торговыми операциями валютно-финансовые отношения; своей торговой и финансово-бюджетной политикой порождает собственную систему пошлин, ограничений на импорт, экспортных субсидий, собственное налоговое законодательство и др.

3. Различия в перемещении факторов производства между странами.
Существуют различия в степени свободы перемещения факторов производства внутри страны и между странами. Языковые и культурные барьеры, иммиграционные законы ставят жесткие преграды на пути трудовой миграции.
Институциональные барьеры, государственное регулирование экономики и бизнеса затрудняют перемещение капитала между странами.

Международная торговля заполняет пробел, порожденный различиями в степени мобильности ресурсов внутри страны и между странами.

В основе современной внешнеэкономической политики лежит перманентный процесс сложного приспособления структур национальной экономики
(отраслевой, технологической, организационной, др.) к более динамичной по своей природе структуре мирового хозяйства, о чем свидетельствуют, прежде всего, опережающие темпы роста мировой торговли и зарубежного инвестирования в сравнении с совокупным валовым национальным продуктом.
Такому приспособлению, которое неминуемо влечет за собой изменение структуры сложившегося хозяйства, мешают не только производство, которое объективно стремится к стабильности, но и экономическая политика государства.

В современных условиях государство воздействует, хотя и в неодинаковой мере и с разной интенсивностью, практически на все области мирохозяйственных связей. Государство ощутимо влияет на состояние валютных и кредитных отношений, на масштабы и направления международного движения капиталов, технологий, рабочей силы, на товарную и географическую структуру международных товарных потоков. Причем оказывается это воздействие на разных уровнях: национальном – с помощью органов государственной власти; региональном – с помощью интеграционных группировок; международном – используя различные международные организации, двусторонние и многосторонние соглашения с другими странами.

Необходимо отметить, что конкретное направление внешнеэкономической политики, характер ее воздействия на внутреннюю экономическую политику государства меняются в зависимости от внутренних и внешних условий развития национальной экономики. При этом для достижения желаемых результатов используется тот или иной набор средств.

В настоящее время используется достаточно большой арсенал форм, методов и инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Среди применяемых методов следует выделить две большие группы: прямые методы и косвенные. К прямым относят административные методы, в числе которых контингентирование, лицензирование, таможенные тарифы. Косвенные методы опираются на использование таких инструментов, как кредитование, страхование, субсидирование, налогообложение агентов внешнеэкономического обмена. Они способны оказывать стимулирующее или ограничительное влияние на объемы и направления внешнеэкономических сделок не непосредственно, а путем регулирования размеров издержек производства и прибыли.[25]

Весь арсенал инструментов государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности так же может быть подразделен на две группы. Одну составляют инструменты, принцип действия которых состоит в изменении, корректировке стоимостных факторов и пропорций внешнеэкономического обмена. Сюда входят различного рода налоги, тарифы, сборы и другие поступления в казну, субсидии, финансовые гарантии, кредиты, государственные закупки и другие

стоимостные рычаги. Вторая группа инструментов организационно- распорядительные средства воздействия государства на внешнеэкономические связи, значение которых состоит в обеспечении общих политических и организационно - технических условий внешнеэкономического обмена. Среди них межправительственные договоры, национальное внешнеэкономическое законодательство, различные нормы, правила, предписания, устанавливаемые государством для регламентации тех или иных сторон внешнеэкономической деятельности.

Итак, спектр используемых методов и инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности достаточно широк. И в зависимости от того, каких приоритетов придерживается страна в области мирохозяйственных связей, т.е. какому типу внешнеэкономической политики отдается предпочтение на данном этапе, используется тот или иной набор средств.

Каковы же основные типы внешнеэкономической политики государств: В самом общем виде можно говорить о двух типах: «протекционизм» и «свободная торговля», хотя в реальной жизни ни тот, ни другой тип в чистом виде не выступает. Остановимся на каждом из указанных типов подробнее.

Свободная торговля представляет собой систему рычагов, направленных на отмену или снижение барьеров на пути международных товаропотоков. В основе концепции «свободной торговли» лежит принцип сравнительных преимуществ, который был сформулирован еще Адамом Смитом. Этот принцип состоит в том, что совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже издержки.[26]

Отмечают следующие доводы в пользу «свободной торговли». Так как структура и уровень технологических знаний каждой страны различны, то каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на другие товары, издержки производства которых в стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать таким образом, мир может в полной степени использовать преимущества географической и человеческой специализации. То есть мир – и каждая свободно торгующая страна – может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми они располагают. Если же страны не могут свободно торговать они должны перебросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.

Учеными отмечается также и возможность достижения побочной выгоды от свободной торговли, заключающейся в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает их вводить новшества, повышать качество продукции, используя новые методы производства, и таким образом содействовать экономическому росту. Свободная торговля, к тому же, предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции.[27]

Несмотря на признание на международном уровне внешнеэкономической политики, основанной на принципах свободной торговли, как наиболее приемлемой, ряд стран в регулировании внешнеэкономических связей придерживаются политики протекционизма.

Протекционизм представляет собой внешнеэкономическую политику, опирающуюся на набор инструментов, способных обеспечить защиту национального рынка от иностранной конкуренции.

Итак, протекционистская торговая политика проводится с помощью следующих основных инструментов:

- тариф или таможенные пошлины;

- импортная квота;

- нетарифные барьеры;

- добровольные экспортные ограничения;

- экспортные субсидии и компенсационные пошлины;

- демпинг.

В целях противодействия демпингу вводится антидемпинговая пошлина - временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной.[28]

В пользу политики протекционизма выдается ряд доводов. Среди них необходимость обеспечения обороны, увеличения внутренней занятости, защита молодых отраслей и диверсификация ради стабильности.

Аргумент необходимости обеспечения обороны состоит в следующем.
Утверждается, что в нестабильном мире военно-политические цели
(самообеспеченность) должны брать верх над экономическими (эффективность размещения мировых ресурсов). Но достижение самообеспеченности с помощью пошлин порождает издержки в форме более высоких внутренних цен на продукцию защищенных отраслей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты