Одним из путей решения указанных проблем должна стать организация активного взаимодействия парламентариев двух стран с целью гармонизации законодательно-нормативной базы государств и исключения возможности принятия нормативных правовых актов, нарушающих принципы договоров и соглашений, подписанных в рамках двустороннего экономического сотрудничества между Россией и Украиной, сдерживающих развитие товарооборота между обеими странами.
3. В настоящее время назрела острая необходимость задействования тех направлений двусторонних торгово-экономических связей, которые, несмотря на принятые многочисленные решения, все еще остаются нереализованными.
Речь идет о реальном развертывании двустороннего межрегионального сотрудничества на уровне среднего и малого бизнеса. Очевидно, что надо и расширять «географию» связей российских регионов с Украиной, и насыщать их конкретным содержанием. По оценкам Торгового представительства в Украине, именно за счет развития межрегионального взаимодействия можно увеличить наши поставки в Украину машин и оборудования, приборов и инструментов, продукции химической и связанных с ней отраслей промышленности, изделий целлюлозно-бумажной промышленности и древесины, т.е. продукции, улучшающей структуру российского экспорта.
Следует особо отметить, что недопустимо медленно осуществляется реализация решений по вопросам развития межрегиональных связей обеих стран, принятых на межправительственном уровне.
Кроме того, хозяйствующие субъекты российских и украинских регионов
(особенно на среднем и малом бизнес-уровнях) испытывают острый недостаток в
информации о часто меняющейся нормативно-правовой базе, регламентирующей
внешнеэкономическую деятельность в обеих странах, в подборе надежных
деловых партнеров, их коммерческих предложениях, в юридическом
сопровождении сделок, о возможностях участия в приватизации объектов
хозяйствования в Украине и России. Все это существенно сдерживает процессы
образования и развития устойчивых деловых связей и, как следствие,
товарообмена на этом уровне.
4. Необходимо также решить комплекс вопросов, связанных с упрощением действующих процедур таможенного контроля и таможенного оформления товаров на российско-украинской границе.[63]
В настоящее время значительная часть времени на российской и украинской таможнях тратится на таможенные (практически дублирующие друг друга) процедуры.
Правовой базой торгово-экономического сотрудничества между Россией и
Украиной является межправительственное Соглашение о свободной торговле,
Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской
Федерацией («Большой договор») и Программа экономического сотрудничества
Украины с Российской Федерацией на 1998-2007 гг., согласно которой
приоритетными направлениями сотрудничества на двусторонней основе являются:
- авиастроение;
- металлургия;
- топливно-энергетический комплекс;
- ракетно-космическая и химическая промышленности;
- сельское хозяйство.[64]
Этими документами предусматривается проведение мероприятий по согласованию стратегии осуществления экономических реформ, углублению экономической интеграции на основе гармонизации хозяйственного законодательства, согласованию финансовой, инвестиционной и таможенной политики, сохранению и развитию на взаимовыгодной основе производственной и научно-технической кооперации при разработке и изготовлении современной наукоемкой продукции.
В соответствии с Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией, а также Программой экономического сотрудничества до 2007 года модель экономических отношений должна строиться на основах равноправного партнерства и взаимовыгодной интеграции рыночно ориентированных экономических систем суверенных государств.[65]
Реализация положений указанных документов дает возможность наладить сотрудничество в различных областях экономики, расширить поставки оборудования, строительных машин и товаров отечественной промышленности; реализовать проекты по созданию совместных предприятий; выполнять совместные научно-технические разработки и внедрять новейшие технологии; реализовывать межгосударственные экономические программы и т.п.
Важнейшей вехой в истории постсоветского времени, а также российско-
украинских отношений стало подписание в рамках 36-го саммита СНГ в Ялте 19
сентября 2003 г. президентами Украины, России, Белоруссии и Казахстана
масштабного Соглашения о формировании Единого экономического пространства
(ЕЭП).[66] О создании ЕЭП президенты четырех стран заявили в феврале 2003
г. Ратификация парламентами Украины и России Соглашения о формировании ЕЭП
состоялась 20 апреля 2004 г.[67]
Под Единым экономическим пространством страны-участницы понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории стран участниц, на котором функционируют основанные на единых принципах механизмы регулирования экономик, свободный оборот товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проводится единая внешнеторговая и согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая политика.[68]
Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик стран-участниц и повышения уровня жизни населения.
Координация и управление формированием и функционированием ЕЭП на
межгосударственном уровне будут обеспечиваться советом глав государств.
Количество голосов каждого государства-участника в рамках совета глав
государств распределяется исходя из принципа «одно государство – один
голос». Решения советом глав государств принимаются консенсусом.
Правовой основой обеспечения формирования и функционирования ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, которые подписываются и принимаются с учетом законодательства сторон и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
В соглашении отмечается, что с целью реализации соглашения стороны разрабатывают комплекс основных мер в отношении формирования ЕЭП. Концепция формирования ЕЭП является неотъемлемой частью соглашения.[69]
Украина, Россия, Беларусь и Казахстан, входящие в Единое экономическое
пространство, на первом этапе своей интеграции решили создать зону
свободной торговли (ЗСТ) без изъятий и ограничений. При этом ЗСТ
предполагает неприменение во взаимной торговле антидемпинговых,
компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой
политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил
конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки.
Вторым этапом интеграции стороны определили унификацию принципов разработки
и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и
фитосанитарных норм. Третьим этапом определена гармонизация
макроэкономической политики. Четвертым – создание условий для свободного
перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Пятым – стороны
наметили гармонизацию законодательства в той мере, в какой это необходимо
для функционирования ЕЭП, включая торговую и конкурентную политику. Шестым,
и последним, этапом участники намерены формировать единые принципы
регулирования деятельности естественных монополий (в сфере железнодорожного
транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии,
нефти, газа и других сферах), единую конкурентную политику и обеспечивать
недискриминационный доступ и равный уровень тарифов на услуги субъектов
естественных монополий.[70]
Таким образом, Единое экономическое пространство должно обеспечить рост экономики стран, перемещение товаров, услуг, капиталов, способствовать повышению уровня кооперации и международного распределения труда, доступ на рынки государств ЕЭП, который будет способствовать созданию новых рабочих мест.
Главными предпосылками российско-украинского партнерства является общность, тождественность стратегических интересов обоих государств в экономической сфере, которые сегодня сосредоточены на решении следующих проблем:
. реструктуризация и модернизация экономики, восстановление, точнее налаживание, на современном уровне с учетом произошедших изменений кооперационных связей между отраслями и предприятиями, образование совместных производственных структур;
. развитие ключевых производств и сохранение их профиля;
. предотвращение созданию дублирующих производств, стимулирование экспортоориентированных производств, выход на международные товарные рынки;
. привлечение прямых иностранных инвестиций и выход на международные рынки капиталов в противовес приоритетности помощи со стороны международных финансовых структур и развитых стран в виде кредитов;
. сохранение и развитие научно-технического потенциала;
. достижение внутренней социально-экономической и политической стабильности, преодоление тенденции обнищания населения.[71]
Совпадение российско-украинских проблем этим перечнем, конечно, не ограничивается, но ясно, что существует база для сотрудничества.
Жизнь показала, что в автономном режиме, без восстановления рациональных производственных, кооперационных и технологических связей, без взаимного доступа к энергосырьевым ресурсам, рынкам сбыта национальные экономики, как России, так и Украины, эффективно функционировать не могут.
Понятно, экономика Украины еще во времена СССР специализировалась на производстве продукции наиболее энерго- и материалоемких отраслей промышленности – металлургической, машиностроительной, нефтехимической и химической. Удельный вес продукции этих отраслей, которая потреблялась, в основном, за пределами страны составлял: 30% – по машиностроению, 42% – по цветной металлургии, 81% – по нефтехимической. Основным потребителем экспортной продукции (приблизительно 80%) была Россия. Ныне украинские поставки продукции металлургии в Россию сократились почти в 20 раз, минеральных удобрений – больше чем в 15 раз. Взаимопоставки машиностроительной продукции, которые ранее составляли 40% товарооборота между странами, сегодня достигают едва 13%.[72] Сокращение взаимопоставок имеет место по всем без исключения промышленным товарным группам.
Из-за разрыва кооперационных связей резко снизились возможности производства многих видов продукции. В промышленности России простаивает приблизительно 40% производственных мощностей, численность занятых в экономике за годы независимости сократилась на 9,8 млн. чел. В Украине загруженность производственных мощностей составляет лишь 50%, а численность работников уменьшилась на 2,4 млн. чел.[73] Одним словом, идет непрерывный процесс деиндустриализации обеих стран, и проблема экономического выживания и сохранение статуса государств технической цивилизации стала доминантой как для России, так и для Украины.
Анализ событий последнего десятилетия красноречиво свидетельствует, что России и Украине Запад как раз готовит роль сырьевых придатков и индустриальных свалок. Например, сегодня уже поступают предложения относительно захоронения ядерных отходов, продажи «национальных квот» загрязнения окружающей среды на много лет вперед и т. п. Стратегическая цель Запада – дальнейшая деиндустриализация и ослабление России и Украины.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14