2) обособляющийся - сотрудников, относящихся к обособляющемуся
типу, отличает ярко выраженная индивидуалистическая ориентировка. Они не приемлют мелочной регламентации, проявляют инициативу, самостоятельность, предпочитают уединенную работу. Таким сотрудникам целесообразно поручать решение определенных частных проблем, например самостоятельную проверку возможных следствий из выдвинутых версий и т. п.
Из этого следует сделать вывод, что для эффективной организации работы следственно - оперативной группы необходимо учитывать различные аспекты совместимости ее членов - физиологические, психофизиологические и социально-психологические.
При этом следует иметь в виду, что при выполнении тех или других следственных действий существенны различные параметры совместимости индивидов. Так, при преследовании и задержании преступника важны физическая сила, особенности динамики нервных
процессов, эмоциональная устойчивость оперативных сотрудников. При опросе очевидцев существенны социально - психологические их качества - общительность, корректность, внимательность, наблюдательность.
2.3. Психологическая структура деятельности по дознанию и расследованию преступлений.
Основным определяющим компонентом структуры деятельности дознавателя и следователя, является их познавательная деятельность по собиранию и исследованию самых разнообразных фактов, на основании которых ими полностью восстанавливается прошлое событие, все взаимоотношения различных лиц, связанных с этим событием, познается личность субъекта, совершившего преступление.[45]
Оперативно – розыскная и следственная работа не может осуществляться без предварительной, тщательной работы по установлению истины – имевших место в прошлом событий, отношений, взаимосвязей.
Именно в процессе оперативно – розыскной деятельности и следствия производится процесс создания модели прошлого события преступления. Здесь в наиболее концентрированном виде реализуются все основные особенности, свойственные вообще познавательной деятельности в процессе расследования преступления. Поэтому, в оперативно – розыскной и следственной деятельности существенное значение приобретают криминалистические знания и опыт, которые создают условия для
имеющейся информации, ее поиска, правильного выбора необходимой информации.
Криминалистические знания и опыт являются необходимой предпосылкой и для активации создающего воображения. Чем большим
опытом обладает дознаватель и следователь, чем шире их познания в криминалистике, тем большее количество версий они могут выдвинуть в процессе установления истины, тем больше версий они могут проверить мысленно.
Особенность познавательной деятельности сотрудника правоохранительного органа и следователя заключается в том, что в ходе познания они не только сами решают возникшие мыслительные задачи, но и имеют возможность, решения ряда мыслительных задач, связанных с восстанавливаемой моделью прошлого события, поручать другим лицам.
Такими лицами являются:
1) лица, обладающие специальными познаниями.
2) очевидцы прошедших событий.
В первом случае, на них возлагается решение задач, связанных с
необходимостью применения специальных знаний.
Во втором случае, мыслительные задачи связанны с анализом и
синтезом наблюдавшихся ранее фактов, явлений.
Познание события прошлого – совершенного преступления осуществляется путем построения мысленной модели на основании собираемой, оцениваемой, систематизированной информации, постоянно дополняемой в ходе оперативно – розыскной деятельности и следствия по делу.
Чтобы воспроизвести в мышлении объективный ход событий, нужно двигаться по пути движения предметов, вскрывать источники их развития, отражать на языке понятий в необходимой последовательности стадии их изменения.[46]
Автор Алексеев С.С., пишет: «… Познание события прошлого всегда основывается на фактах настоящего. В связи с этим всегда возникает необходимость построения мыслительных моделей взаимосвязей фактов, явлений настоящего с прошедшим событием. Здесь обязательно реализуется процесс мысленной обработки полученной информации, суждения о связях, фактах, возможных путях развития события, выдвижения и проверки различных версий».[47]
Содержанием познавательной деятельности дознавателя и следователя является движение криминально значимой информации при решении следственный задач. динамика следственного познания определяется объемом и спецификой исходной информации и ориентировочной базой, сформированной у данного следователя.
Главная задача познавательной деятельности – получение системы доказательств по надежным признакам события, позволяющим установить личность преступника и раскрыть механизм совершения преступления.[48]
Познание включает в себя и практическую деятельность, направленную на проверку, оценку познаваемых факторов и явлений. В процессе этой деятельности широко применяются эксперименты с объектами, выявленными в процессе познавательной деятельности.
Очень важные особенности имеются в процессе отбора информации. Весь объем информации поступающей к дознавателю и следователю в значительной степени превышает информацию, действительно необходимую ему для установления истины по делу, по тем или иным отдельным фактам. Значимость той или иной информации может проявляться не сразу, а только в процессе последующего сопоставления, анализа, синтеза с другими фактами и обстоятельствами дела.
Это приводит к тому, что действительный объем информации, который закрепляется процессуально в материалах дела, почти всегда больше той, которая непосредственно имеет отношение к расследуемому событию, преступлению. Избыточность информации, закрепленной процессуально в материалах дела, является особенностью и непременным следствием специфичности процесса познания истины, как дознавателем, так и следователем.
Необходимую для получения модели прошлого события информацию, как правило, можно получить двумя путями:
1) непосредственным чувственным восприятием фактов объективной
действительности (осмотр помещения, предмета, документа и т.д.)
2) получением сообщений о фактах путем восприятия речи других лиц,
когда нет возможности лично наблюдать, воспринимать уже прошедшие события.
Познавательная деятельность как дознавателя, так и следователя
теснейшим образом связана с его удостоверительной деятельностью, с необходимостью процессуально закрепить все устанавливаемые ими факты и явления. Такая связь этих видов деятельности требует постоянной направленности их мыслительных процессов не решение вопросов, осуществляемых параллельно с основной познавательной деятельностью:
1) что именно фиксировать.
2) при помощи каких приемов и технических средств.
3) в каком объеме фиксировать то или иное явление, событие.
4) в какой процессуальной форме.
Воспринимая факты, анализируя и синтезируя их, дознаватель и следователь должны одновременно думать и о том, как эти факты будут
восприняты другими лицами - прокурором, судом, после того, как они соответствующим образом будут зафиксированы в материалах дела. Такая
многоплановость в направленности деятельности при осуществлении познания в значительной степени усложняет действия дознавателя и следователя, требует большой концентрации их умственных способностей, высокой ответственности за производимую работу.
В соответствии с вышеизложенным, необходимо сделать вывод о том, что удостоверительная деятельность дознавателя, а затем и следователя, должна быть направлена на фиксацию:
1) установление элементов (фактов, явлений, объектов), при помощи
которых воссоздается модель прошедшего события и его взаимосвязей.
2) собственных действий, а также действий других участников по
отысканию, обнаружению важных для установления истины фактов, явлений.
3) устанавливаемых действий правонарушителя.
При этом, удостоверительная деятельность не только закрепляет выявленные в процессе познания факты, события, но и призвана помогать процессу их объективного восприятия дознавателем и следователем, призвана ликвидировать, предупреждать развитие субъективизма в их действиях, ошибки в познавательной деятельности.
Но особенность познавательной деятельности оперативного работника правоохранительного органа заключается в том, что ходе познавательной деятельности сотрудника правоохранительного органа и следователя заключается в том, что в ходе познания они не только сами решают возникшие мыслительные задачи, но и имеют возможность, решения ряда мыслительных задач, связанных с восстанавливаемой моделью прошлого события, поручать другим лицам. Это в первую очередь необходимо отнести к оперуполномоченным отделов уголовного розыска, отделений ОБЭП, криминальной милиции, где применение специальных знаний для расследования преступлений является актуальным.
РАЗДЕЛ 3 ТАКТИКА УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНТАКТОВ В ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Смысл и назначение психологического контакта.
Служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов немыслима без коммуникативных связей. Общение выполняет роль регулятора взаимоотношений между сотрудниками и гражданами. Оперативно – розыскная деятельность предполагает вступление сотрудников правоохранительных органов в различные контакты с объектами их заинтересованности. По утверждению автора Чуфаровского Ю.В.: «…Такой контакт, как правило, выступает в виде конспиративного общения субъектов и объектов нашего интереса.»[49]
автор Чуфаровский Ю.В. считает, что одной из важнейших психологических особенностей общения в органах внутренних дел является его профессиональная направленность, связанная с необходимостью установления лиц, совершивших преступления, свидетелей, потерпевших, таким образом, существует определенная заданность параметров общения:[50]
Ø Со стороны сотрудников - это установление истины.
Ø Со стороны преступников - сокрытие обстоятельств преступления,
стремление избежать ответственности, дать ложную информацию.
Исследуя методические рекомендации по работе следователей, мы пришли к выводу о том, что психологический контакт вправоохранительной деятельности - это проявление работником правоохраны и гражданином взаимного понимания и уважения целей, интересов, доводов, предложений, приводящее к взаимному доверию и содействию друг другу при решении профессиональной задачи.
Следует, однако, отметить что при установлении и развитии психологических контактов между людьми в ряде случаев возникают определенные психологические барьеры.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11