Применение психологических знаний в процессе оперативно - розыскной деятельности

хорошие качества и поступки часто просто не замечаются, но гиперболизируются и запоминаются плохие.

4) «Проекция». Неосознаваемая установка воспринимать собственные противоречащие представлению о себе отрицательные качества как качества личности другого человека. Иными словами, это приписывание

другому собственных недостатков. Люди тревожные, с колеблющейся самооценкой, люди занимающие «не свое место» и осознающие это, противодействуют всему, что может разрушить относительное благополучие их жизни. Они подсознательно или даже сознательно стремятся унизить

других, чтобы защитить собственный статус, сохранить приемлемое самопредставление. Часто «виновником» проекции бывает остаточный статус человека (например, пониженного в должности).

5) «Эффект снисходительности», или неадекватная благожелательность в оценке другого человека. По В. Б. Ольшанскому,

эффект снисходительности чаще проявляется у эмоционально благополучных, не подверженных состоянию тревожности людей[57]. В нем проявляет себя интересный (психологический феномен - эмоциональное подкрепление как от лиц, благожелательно оцениваемых заслуженно, так и от лиц, объективно не заслуживающих высокой оценки. Эмоциональное

подкрепление является как бы катализатором действия эффекта снисходительности.

Считаем, что для того, чтобы оперативному работнику правильно выбрать линию поведения при установлении и дальнейшем развитии контакта с интересующим его лицом, помимо учета вышеописанных факторов,  необходимо также владеть психотехникой понимания личности собеседника и ситуаций общения.

Анализ проводимых исследований показывает, что техника обеспечения взаимного понимания, как средство продуктивного общения направлена на решение таких проблем в работе с людьми, как:

Ø     понять собеседника и его видение данной ситуации;

Ø     быть понятым им так, чтобы это соответствовало цели совместной деятельности.




Автор В. А. Сухомлинский отмечал: «…Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понять его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир»[58].

В случае контакта лиц, владеющих искусством эмпатии, взаимное согласие облегчается только в случае близости интересов. Если же интересы противоположны, то эмпатия стимулирует развитие чувства угрозы и приписывание партнеру конфликтных намерений.

Использование техники эмпатии оперативным работником ограничивается свойственным ей непосредственным, чувственным способам понимания собеседника. Партнер, способный к самоподаче,

может использовать качества своей внешности (обаяние, непринужденность) для маскировки действительных целей. При использовании эмпатии как внешней, поведенческой техники она служит средством ускорения взаимопонимания, взаимоприятия собеседниками друг друга. В этом назначении эмпатия - искусство слушать собеседника, проявлять, а не просто испытывать интерес к нему. Умение заставить собеседника говорить о себе определяется нестолько техникой общения, сколько богатством вашего внутреннего мира, представлением другого о вас, что требует учета его потребностей, выказывания значимости для вас беседы, сообщаемой информации, самого собеседника как личности.

Мицич П. М. говорит: «…Слушать собеседника - дело сложное, требующее напряжения, так как мы должны сконцентрировать свое

внимание на том, что говорит собеседник, хотя голова у вас, как правило, занята множеством проблем».[59]

Умение слушать - одна из предпосылок доверительного общения. При формировании первого впечатления положительно сказываются признаки внимания и интереса к людям, уверенность в себе, эстетическая привлекательность.

В ситуации знакомства отрицательно воспринимаются:

Ø     эмоциональная напряженность.

Ø     многословие.

Ø     поспешность реакции на высказывания собеседника.

Поэтому, оперативному работнику важно отработать такой стиль речевого общения, поведения, при котором он будет восприниматься как добрый, умный, готовый помочь человек[60].

Абсолютное большинство будущих оперативных работников первым результатом психотехнических упражнений с использованием видеозаписи

отмечают, что, увидев себя на экране, впервые обнаружили неловкие жесты, признаки непривлекательности и другие легко устранимые недостатки коммуникативного поведения. Автор Понаморев И.Б. утверждает, что психологическими характеристиками

 

(параметрами) анализа ситуаций общения в деятельности оперативного работника являются следующие:

      1) Понимание (видение) ситуации. Различное видение ситуации общения оперативным работником и его собеседником затрудняет совместную деятельность. Но верно и обратное - противоречие целей и интересов взаимодействующих лиц оказывает существенное влияние на их

понимание ситуации. Важно отметить, что разное понимание ситуации выражается как в различном отношении к предмету взаимодействия, так и в ошибках при понимании личности и поступков партнеров.

      2)  Соотношение целей и интересов участников. Выявление данной

характеристики предполагает конкретизацию личных целей, учет целей и интересов партнера, а также особенностей их соотношения, а цели и интересы сторон контакта следует учитывать в следующих частных признаках, какстепень совпадения или противоречия.

3)    Изучение содержания работ автора Понаморева И.Б. показало,

что к психологическим параметрам анализа ситуаций общения в деятельности оперативного работника являются правила поведения, принятые взаимодействующими людьми.[61]

Так, применительно к оперативному общению в этой характеристике следует учитывать переплетение официальных норм и неформальных правил взаимоотношений. Важно отметить, что правила возможного

поведения различно нормируются в ситуации контакта для оперуполномоченного и для его партнеров. Если деятельность

оперуполномоченного детально регламентируется нормами права, требованиями социалистической законности и профессиональной этики, то поведение лиц, причастных к преступлению, нормируется личными, антиобщественными интересами. Противодействие заинтересованных лиц является обычным признаком, условием деятельности оперуполномоченного. Однако властные полномочия сотрудника правоохранительных органов определяют и вынужденный характер вступления в общение с ним лиц, причастных к преступлениям.

         Все это приводит к очень своеобразным ситуациям поведения участников ситуации, включающим как явные, так и скрытые правила поведения, как:[62]

1) Личностные позиции взаимодействующих субъектов. Позиционный анализ ситуаций, выявляя, как действуют участники ситуаций, какие роли они выполняют, позволяет учесть взаимовлияние статусов и ролей, динамику их соотношения на процесс и формы коммуникативного поведения.

2)  Личные проблемы участников взаимодействия и их затруднения в данном конкретном эпизоде общения. Примером может быть явление



психологической несовместимости партнеров, личные трудности собеседника вне ситуации контакта в семье, на работе и пр.

3)  Жизненный опыт участников. Он выражается в типичных подходах к решению личных проблем, индивидуальных своеобразных стратегиях и технике поведения, сформированных у субъектов в результате жизненного опыта. Учет этих характеристик позволяет определить тип ситуации, ее особенности, а следовательно, и оптимальную линию поведения оперуполномоченного.

Но, полная характеристика какой-либо сложной ситуации работы с людьми требует определенного умения, опыта, учета ее значимых признаков. С ростом профессионального мастерства время, затрачиваемое

на полную ситуационную характеристику прошедшего или планируемого мероприятия, сокращается, повышается точность и полнота учета факторов, определяющих поведение ее участников.

Таким образом, ситуационный анализ обеспечивает творческое понимание исходной ситуации контакта, самоопределение в ней и ее

преобразование в соответствии с понятым принципом ее развития. Для оперуполномоченного овладение техникой анализа ситуаций означает, прежде всего, возможность понять и учесть для достижения своих целей

факторы поведения людей, с которыми он вступает во взаимодействие.

Анализ личного опыта контактов в трудных ситуациях позволяет осознать характер и причину личных затруднений, перестроить опыт

взаимоотношений с людьми, отработать индивидуальный стиль профессионального общения.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В дипломной работе были рассмотрены вопросы связанные с особенностями применения психологии в оперативно - розыскной деятельности,  все изложенное позволяет сделать следующие выводы:

Резкий рост преступности захлестнувший Россию в последние 10 – 12 лет, появление, в том числе и  организованной преступности, все эти факты, свидетельствуют  о том, что для успешной борьбы с ней, необходимо

широкое внедрение в практику оперативно - розыскной  деятельности фундаментальных и современных научных исследований в различных  областях  психологии. Применение психологических знаний в процессе оперативно - розыскной деятельности позволяет:

Ø     облегчить труд оперативных сотрудников правоохранительных

 органов.

Ø     помогает им регулировать и строить взаимоотношения с

 интересующими их людьми.

Ø     глубже понимать мотивы поступков людей.

Ø     познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и

использовать результаты познания в практической оперативно - розыскной и следственной деятельности.

   Если мы говорим о психологии правонарушения, это значит, речь идет только сознательных волевых действиях психически здорового лица.  Как правило,  она психика выступает в роли центрального связующего звена отдельных действий и поведения в целом.

Каждое преступное действие имеет свою внутреннюю  структуру, главными компонентами которой являются:

а) мотив, цель действия и форма вины (психические компоненты);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты