Применение психологических знаний в процессе оперативно - розыскной деятельности

 Существенные трудности в общении возникают из – за того, что сотрудник вынужден вступать в общение, не смотря на свое отношение к собеседнику, зачастую негативное, на свое желание общаться. Сам объект общения весьма специфичен, как правило, это не лучшие представители

нашего общества и поэтому, особой радости общение с ними сотруднику правоохранительных органов конечно же не доставляет.



Общение затруднено наличием психологических барьеров, связанных со многими факторами:

Ø     Боязнью вступить в контакт с работниками милиции.

Ø     Взаимонепониманию.

Ø     Неверным объяснением намерений сторон.

Ø     Недоверием.

К тому же, эти барьеры могут создаваться искусственно и приводить к обострению взаимоотношений, возникновению конфликтов. Поэтому, по мнению автора Ратинова А.Р., очень важно, чтобы сотрудник обладал следующими необходимыми коммуникативными качествами:

Ø     умением быстро устанавливать психологический контакт с

незнакомыми людьми и располагать их к себе.

Ø     умением слушать других людей.

Ø     умением оказывать психологическое воздействие на людей при

осуществлении оперативно - служебной деятельности.

Ø     умением преодолевать психологические барьеры в общении.

Ø     ролевыми умениями.

Ежедневно сотрудник правоохранительных органов сталкивается в различных ситуациях с множеством людей, с которыми он вступает в общение и от того, насколько умело он вступает с ними в контакт, насколько

быстро и эффективно это делает, будет зависеть и конечный результат его деятельности. Умение расположить человека к себе, завоевать его доверие, позволяет установить доверительные отношения, получить от него оперативно значимую информацию.

Автор Леонтьев А.А., как специалист в области общения считает:«Одним из наиболее важных качеств, которое позволяет повысить эффективность процесса общения, является умение выслушивать других людей[51].»

Из сказанного можно сделать вывод о том, что когда мы внимательно слушаем своего собеседника, то, таким образом демонстрируете свою заинтересованность в том, что он говорит, и тем самым, проявляете уважение к нему. И это неминуемо будет сказываться на облегчении установления психологического контакта.

   При общении с гражданами необходимо научиться преодолевать различные психологические барьеры в общении, которые могут возникать из - за взаимонепонимания, неприязни, нежелания общаться с работником милиции.

Из сказанного необходимо сделать вывод о том, что очень важно, чтобы сотрудник не только научился правильно разбираться в природе этих барьеров в общении, но и научился их обходить, а когда надо и разбивать.


 

 

3.2. Установление и развитие контакта.

 

     Психологическая техника общения развивается и совершенствуется многие тысячелетия, как условие взаимодействия людей и воспитательного воздействия на человека.

Уже на ранних стадиях общения люди должны были понять, что нельзя оказать на кого-либо воспитательное воздействие без учета взаимоотношений с ним и что самая ценная информация не будет воспринята как руководство к действию, если не обеспечено доверие к ее источнику.

По утверждению авторов Лебедва И.Б. и Цветкова В.Л.: «…Установление психологического контакта есть целенаправленная, планируемая деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей».[52]

А это в свою очередь означает, что успешность установления и развития психологического контакта во многом обусловлена гармонией человеческих отношений, развитием психологических связей между общающимися, ибо, если люди проникаются интересом или доверием друг к другу, можно сказать, что между ними установился психологический контакт. Поэтому, оперативный сотрудник  управляет ситуацией развития взаимоотношений, используя выработанные теорией и практикой приемы и

методы воздействия на качество информационного обмена и на поведение партнеров.

Исследования показывают, что первое впечатление складывается на основе восприятия:

Ø     внешнего вида человека;

Ø     его экспрессивных реакций (мимики, жестов, походки и т. д.);

Ø     голоса и речи.[53]

В этой связи, можно утверждать, что сам процесс формирования первого впечатления логически разделим на несколько этапов, а именно:

Первый - это восприятие объективных характеристик. Здесь партнер по предстоящему общению воспринимается скорее как физический индивид с внешне понятными особенностями (пол, рост, мимика, одежда, походка, ролевые признаки и т. д.). Это - качества как бы говорящие сами за себя.

Второй этап - это восприятие эмоциональных и поведенческих проявлений, общего психического состояния партнера по общению.

Третий этап - это синтез наших рациональных умозаключений, эмоциональных впечатлений, наложение прошлого опыта на наши собственные намерения по отношению к партнеру и создание так называемого динамического образа. Его составляют оценочные представления о другом как обладателе социально - ролевых и



индивидуально - личностных черт, делающие его пригодным или непригодным для общения в данных условиях.

 Для сотрудников уголовного розыска в первую очередь отделов по расследованию убийств важно умение владеть как психотехникой формирования первого впечатления, так и техникой анализа ситуаций общения разработанными авторами Филипповым Л.В. и Понаморевым И.Б.   Рассмотрим их.

а) Психотехника формирования первого впечатления.

Для правильной ориентировки в отношениях с собеседником оперативному работнику нужно решать следующие задачи:

1) определить его позицию. Позиция личности представляет собой выражение социального статуса человека в реальном поведении. В процессе взаимопонимания учитываются не только официальное положение

собеседника, но и его неформальная позиция, отношение к беседе с оперативным работником.

       2)  определить мотивы поведения и цели собеседника.

      3)   учитывать, как те же самые задачи решает собеседник.

С учетом закономерностей взаимного понимания следует особо изучать те поведенческие признаки, которые плохо контролируются людьми: [54]

1) Лицо как опорный признак внешности контролируется сознанием в максимальной степени. Однако некоторые зоны лица несут информацию об

отношении к нам собеседника независимо от его желания. Это во - первых, «мускул искренности» - зона лица под глазами.

Характерно, что имитация приветливой улыбки и даже смеха не приводит к сокращению подглазного мускула. Опытный наблюдатель различает как то, что можно смеяться одними глазами (сохраняя серьезное выражение лица), так и смех искусственный.

Первичные проявления эмоционального напряжения, беспокойства, волнения отражается именно в этом признаке лица. На верхней губе при волнении могут проявляться капельки пота. Эмоциональное напряжение изменяет окраску лица прежде всего под нижней губой.

Пересыхание рта (облизывание губ) как признак волнения, напряженно сжатые губы как первые проявления недоверия - все это может указывать на эмоциональное отношение человека к ситуации.

2)  Глаза человека весьма значимы в определении его положительного или отрицательного отношения к оперативному работнику. Причем важно не то, смотрит ли человек при разговоре нам в глаза, а то, когда посмотрел и когда отвел взгляд. В целом считается, что частый контакт взглядов характерен для положительного климата общения.

3) В случае маскировки личного отношения и к беседе, и к собеседнику весьма информативна поза человека. Отрицательное


отношение проявляется в непроизвольной ориентации корпуса назад, от собеседника. Для уяснения его отношения к беседе важна степень мобилизованности телесной мускулатуры в целом.

 Очевидная собранность - характерный признак скрываемой враждебности. Маскируемая негативная позиция проявляется также в обдуманности реплик, в стремлении к точным формулировкам. А в случае имитации доверительного отношения враждебность проявляет себя в

поспешности угадывания и выполнения побуждений партнера. Здесь могут присутствовать все признаки дружественности за исключением непроизвольных[55].

4) «Психологическая дистанция» между собеседниками сопровождает натянутость складывающихся отношений. У каждого

человека есть своя зона комфорта в беседах со знакомыми и незнакомыми людьми. Если нарушить эту зону, то в реакции партнера проявляется его отношение к нам. Присмотревшись, мобилизовав свой опыт общения, мы можем почувствовать, идет ли человек на сближение. А во многих случаях эти признаки очевидны - партнер отходит на шаг, отсаживается,

переставляет стул и пр. Если оперативный работник вызывает симпатию, располагает к доверию, то даже незнакомый человек принимает дистанцию, свойственную ему при контактах с кругом знакомых людей.

5) Движения рук при дружеском отношении собеседника свободны, жестикуляция дополняет его слова. При негативном отношении движения

рук, выражение лица закрепощены. Противоположные проявления в жестикуляции и мимике - хаотичность, беспорядочность, суетливость.

Развитие контакта продолжается, естественно, только при наличии положительного отношения к друг другу, то есть когда имеет место взаимная симпатия. В первоначальном контакте, т. е. получив первые сведения о человеке, мы относим его к определенному типу и строим свои отношения с ним в соответствии с имеющимся у нас представлением о людях этого типа.

В этой связи, при установлении и развитии психологического контакта оперативному работнику необходимо уметь избегать типичных ошибок,  которые могут возникнуть при  оценке  личности, а также, важно учитывать стереотипы представления граждан о работе милиции, обобщенном образе сотрудника.

Изучение практики и специальные психологические эксперименты, позволили выявить наиболее распространенные типичные ошибки оценки человека человеком :[56]

       1) «Эффект упреждения». На оценку незнакомого (малознакомого) человека при противоречивой информации о нем наибольшее влияние оказывают сведения, полученные в первую очередь.

 

2) «Эффект новизны». При противоречивой информации о знакомом человеке наибольшее влияние на его оценку оказывают сведения, полученные последними.

3) «Эффект ореола», т. е. влияние общего впечатления о человеке на оценку его конкретных свойств, является одним из механизмов ускорения переработки информации о познаваемом человеке. Если общее впечатление благоприятно, то положительные качества человека переоцениваются, а отрицательные игнорируются или оправдываются. Если же общее впечатление о человеке отрицательно, то, наоборот, его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты