Формально, основой подобного контракта служит трехстороннее соглашение между заказчиком, подрядчиком и фирмой-гарантом. Подрядная фирма, выступающая в роли руководителя проекта, выплачивает фирме-гаранту гонорар, размер которого существенно зависит от масштаба проекта.
В большинстве случаев он колеблется в диапазоне от 0,3% до 1,5% общей
стоимости контракта. Именно в эту сумму оценивается выигрыш подрядной фирмы
за счет снижения степени риска при выполнении контракта. Подобный тип
контрактов наиболее популярен среди западных фирм, занятых в сфере
государственного сектора строительства и в меньшей степени - в частном
секторе. Основной недостаток - повышение стоимости контракта за счет
дополнительной суммы в размере гонорара фирме-гаранту. Главное достоинство
- повышение устойчивости финансового положения фирмы. [ 1, с. 34-35 ], [ 5
, с. 333 - 351 ], [ 6, с. 90-101 ]
2 Структура контракта
В большинстве стран при составлении контрактов используется типовая форма контракта, разработанная Международной федерацией инженеров- консультантов. Она состоит из трех частей:
1. Общие условия;
2. Условия частного применения;
3. Изменения , рекламация и форс-мажор.
Первая часть практически одинакова для всех контрактов. Специфика контракта отражается во второй части, которая обычно содержит:
Описание работы - содержание работ, распределение обязанностей;
Коммерческие условия - цена контракта, способ ее формирования и условия стимулирования подрядчика;
Условия платежей - кто, как и когда производит оплату работ;
Календарный график работ, предусматривающий промежуточные этапы и сроки завершения работ. К этой статье относятся ответственность за последствия при несвоевременном выполнении своих обязательств;
Изменения - условия внесения и оплаты изменений;
Субподряды - требования к субподрядчикам и работа с ними;
Гарантии - обязанности партнеров обеспечивать стандарты качества проекта, в частности, проектных, строительно-монтажных работ, оборудования и т. д.;
Страхование - объекты и способы страхования. При отсутствии этой статьи ответственная сторона контракта может остаться без фондов, достаточных для выполнения обязательств;
Налоги - включаемые и не включаемые в цену налоги и способы их возмещения.
Источником правового регулирования при заключении контрактов являются строительные формуляры, т. е. типовые формы контрактов, которые включают выше перечисленные статьи.
В Российской Федерации используется типовая форма контракта, включающая следующие разделы:
Определения;
Предмет контракта;
Стоимость работ по контракту;
Обязательства подрядчика;
Обязательства заказчика;
Сроки выполнения работ;
Платежи и расчеты;
Производство работ;
Охрана работ;
Обстоятельства непреодолимой силы;
Приемка предмета контракта;
Гарантии;
Лицензии;
Имущественная ответственность сторон;
Расторжение контракта;
Особые условия, [ 5 , с. 333 - 351 ].
3 Подготовка контракта
Организация подготовки контракта (в принятой на Западе терминологии - контрактинг) зависит от структуры системы управления проектами и может быть централизованной и децентрализованной.
Централизованным называется такой контрактинг, когда один отдел ответственен за весь процесс работы с контрактами по всем проектам. Все процедуры при централизованном контрактинге обязательны и разнообразны для всех проектов. При децентрализованном контрактинге каждый управляющий проектом имеет специалиста, который занимается контрактной деятельностью.
В проектной организационной структуре, контрактинг обычно децентрализован и специальный персонал, работающий с контрактами, выделяется для конкретных проектов. В этом случае система управления контрактами более гибка и чувствительна к изменениям и потребностям проекта. При матричной структуре организация контрактинга обычно централизована. Существует специальный отдел контрактинга и управляющий проектом взаимодействует с персоналом этого отдела. При этом сокращаются затраты по контрактингу.
Специалисты по контрактам, лучше знакомые с рынком, производят закупки более рационально.
Независимо от принятой системы контрактинга подготовительная работа по заключения контракта предусматривает определенную последовательность действий, которая включает: выбор претендентов; подготовка запросов претендентам; рассылка запросов претендентам; подготовка и передача претендентами предложений заказчику; составление и заключение контрактов.
Для того чтобы определить необходимого партнера по работе над проектом и подписать с ним соответствующий контракт, необходимо иметь какое-то количество возможных претендентов, желающих стать участниками проекта.
Указанная работа начинается с составления полного перечня возможных контракторов, которым направляется письмо или телефакс, состоящий из двух частей: первая часть содержит информацию о проекте, во второй - запрашивается информация от возможных претендентов.
Информация, запрашиваемая у претендентов, включает: сведения о заинтересованности претендента в подготовке предложения; данные о техническом персонале и объеме работ; опыт работы в области определенной предметом контракта, предварительные планы и т. д.
Ответы потенциальных контракторов анализируются и определяются претенденты, которые более всего отвечают предъявленным требованиям заказчика. Как правило, это группа из 6- 8 потенциальных контракторов, показатели которых различаются незначительно. Заказчик направляет им запрос на подачу предложений. Одной из главных целей запросов является получение от фирмы конкурентных предложений, из которых в результате анализа выбираются наилучшие. Запрос представляет собой набор документов, которые необходимо подготовить претенденту для заключения контракта. Эти документы включают: письмо-запрос на подачу предложения; информацию для претендентов; форму предложения; форму соглашения; спецификации на работы, являющиеся предметом контракт.
В письме содержится перечень документов, включенных в запрос, дата и
процедуры представления предложения. В информации для претендентов подробно
излагаются правила и процедуры подготовки и подачи предложений. Форма
предложения включает в себя все необходимые коммерческие условия. Форма
соглашения содержит предлагаемые предложения и условия, которые будут
использоваться для составления контрактного соглашения между сторонами.
Указанные положения и условия определяют права, обязанности,
ответственность и обязательства по возмещению ущерба заказчика и
контрактора во время выполнения работ по проекту. Спецификации на
выполняемые работы включают документы, которые определяют административные
и процедурные требования, связанные с выполнением всех работ по контракту,
а также основные стандарты по проектированию, качеству, технике
безопасности и так далее.
На основании полученных запросов потенциальные контракторы готовят свои предложения для заключения контрактов и передают их заказчику в соответствии с указанным сроком и методом доставки.
Предложения включают в себя три раздела.
Раздел 1.
“Предложения по выполнению контракта“ - содержит следующие главы: описание проекта; объем представляемых услуг; рабочий план и графики; организация проекта.
Раздел 2.
( Технические положения “- дается полное описание предлагаемой технологии, четкое определение ответственности за выполнение задач технического характера.
Раздел 3.
( Коммерческие предложения “ - содержит предварительную оценку стоимости работ, на основании указанного заказчиком метода оплаты в качестве предпочтительного. Это наиболее конфиденциальная часть предложения, которая представляется как “закрытый документ”.
Анализ поданных предложений на заключение контракта осуществляется заказчиком проекта и предполагает взвешенную оценку данных, содержащихся в предложениях, путем сравнения проектных целей и затрат, времени и цен, риска и потенциального эффекта.
Взаимодействие между заказчиком и контрактором на этой стадии должно быть более тесным, т. к. в течении этого периода стороны стремятся согласовать и уточнить условия контракта, придать им ясные формулировки.
Эти переговоры могут вестись: путем переписки (почтой, телеграфом, телетайпом), путем личных встреч, по телефону. Обычно эти способы сочетаются в различных комбинациях. После всесторонней оценки предложений, заказчик выбирает контракт и принимает решение о его подписании.
Оформление контрактов является завершающим этапом, после чего начинается процесс его реализации.
Контракт может считаться заключенным в том случае, если он должным образом подписан сторонами с указанием их юридических адресов. Контракт может быть подписан только лицами, имеющими право подписи таких документов, иначе он не является юридическим документом.
Кроме того, следует иметь в виду, что, если в сделке участвуют три стороны и более, то договорные отношения могут быть оформлены путем подписания всеми участниками единого документа (например, трехстороннего соглашения), либо путем подписания нескольких двухсторонних контрактов со ссылкой в тексте каждого из них на связанность с другими контрактами. После подписания первого контракта может появиться целая серия контрактов, субконтрактов или заказов на закупку. [5, с. 90-101], [6, с. 333 - 351].
4 Ведение контрактов
Реализация контракта требует большой работы по его ведению
(мониторингу). Сюда, кроме слежения за ходом контракта, входят:
Рассмотрение изменений в ходе реализации проекта;
Разрешение конфликтов.
Наиболее подверженными изменениям в ходе проекта элементами являются: объемы работ, сроки и стоимость выполнения работ по проекту. В зависимости от предусмотренных контрактом условий одни изменения, вносимые в проект, должны находить отражение в контракте, а некоторые изменения в проекте не требуют корректировки контракта. Внесение изменений в контракт является одной из наиболее важных функций по управлению проектом. Порядок рассмотрения, учета изменений по объемам и характеру работы, условиям их выполнения и возмещения соответствующих затрат должен предусматриваться в контракте. Эффективная работа с изменениями предполагает заинтересованное сотрудничество заказчика и исполнителя. Они должны как можно раньше предупреждать друг друга о предполагаемых изменениях и, несмотря на несовпадение позиций, доброжелательно и с учетом интересов друг друга решать вопросы реализации изменений и возмещения затрат.
Система управления проектом должна включать программу управления изменениями. Подрядчик должен следить и не допускать предоставления заказчику дополнительных услуг без соответствующей компенсации; в свою очередь, заказчик должен иметь на строительной площадке своего представителя, контролирующего процесс внесения изменений и защищающего его интересы.
Как известно, при подготовке контракта заказчик и подрядчик планируют работы по проекту исходя из оптимистических сроков, не учитывая, что приостановки и задержки работ почти всегда неизбежны.
Задержки классифицируются в зависимости от ответственности сторон контракта на простительные (неизбежные) и непростительные (которых можно избежать), а также в зависимости от права подрядчика на компенсацию дополнительных затрат - на компенсируемые и некомпенсируемые.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11