Зачет по русскому языку

Зачет по русскому языку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачет по русскому языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 3 курса

гр.3251-84

Казакова Резеда

 

 

 

 

 

 

 

 










Вопросы к зачету

1.   Функции   языка.   Вербальное   и   невербальное   общение   как   вид взаимодействия    людей.    Язык    как    языковая    система    передача информации.   Виды   общения.   Условия   эффективности   бытового общения.

2.   определение понятия «культуры речи». Понятие о языковой норме.

3.  Виды    норм    современного    литературного    языка.    Разновидности русского    национального    языка,    устная    и    письменная    формы литературного языка.

4.   Орфоэпические нормы.

5.   Морфологические нормы.

6.   Синтаксические нормы.

7.  Лексические нормы.

8.   Стилистические нормы.

9.   Орфографическая норма. Основные принципы русской орфографии. 10.Качество грамотной речи (точность, логичность, чистота, успешность,

выразительность, богатство языковых единиц).

11 .Функциональные   стили   современного   русского   языка   (научный,

официально-деловой, газетно-публицистический, разговорный стиль). 12.Подстили:     научно-технической,     научно-популярной     и    учебной

литературы. Их особенности.

13.Стилистическая       окраска       языковых        единиц        (экспрессивы,

эмоционально-оценочные    слова,    книжная    лексика,    разговорная

лексика).

 14. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления

(диалектизмы, жаргонная и арготическая лексика, специальная лексика

или профессионализмы).

15.Русский язык среди других славянских и индоевропейских языков.

Исконная лексика русского языка, заимствования, кальки.

16. Речевая    коммуникация,    коммуникативные    стратегии   и   тактики,

успешность   речевого   воздействия,   адресант   и   адресат.   Максимы

Грайса, конфликты максим.

17.Свойства  и  единицы языка.  Понятия  и  слово.   Многозначность  и

омонимия, паронимы, перенос значений, окказионализмы, историзмы,

архаизмы, синонимы.

18.Риторика, истоки риторики, риторические традиции в России. 19.Подготовка   речи   (выбор   темы,   цель,   поиск   материала).   Начало,

завершение и развертывание речи. Способы словесного оформления

публичного выступления.

 20.Официально-деловая письменная речь. Типы документов. Требование

к оформлению реквизитов документов.  Унификация языка деловых

бумаг












1 вопрос.

Язык. Функции языка.

Язык — естественно возникающая в человеческом обще­стве и развивающаяся система облеченных в звуковую фор­му знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации. Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему. Система — (от греческого systema — целое, составленное из частей; соединение) объединение элемен­тов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Язык состоит из единиц:

- звук;

- морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);

- слово;

- фразеологическая единица (устойчивое словосочета­ние);

- свободное словосочетание;

- предложение (простое, сложное);

- текст.

Функции языка: коммуникативная, познавательная, аккумулятивная, эмоциональная (выражает чувства и эмо­ции), волюнтативная (функцию воздействия).

Язык по своей природе полифункционален. Он служит средством общения, позволяет говорящему (индивиду) выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и, в свою очередь, как-то реагировать (при­нимать к сведению, соглашаться, возражать). В данном случае язык выполняет коммуникативную функцию.

Язык служит и средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты. Таким образом, язык участвует в формировании мышления ин­дивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание). Это познавательная функция.

Язык, кроме того, помогает сохранять и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. В письменных памятниках (летопи­си, документы, мемуары, газеты, художественная литера­тура), в устном народном творчестве фиксируется жизнь народа, нации, история носителей данного языка. Функ­ция — аккумулятивная.

Виды общения.

Общение — явление далеко не однозначное. Особенности поведения людей, применение ими тех или иных методов и приёмов, использование разнообраз­ных вербальных и невербальных средств определяются видом общения. В лингвистике и психологии существуют разные классификации видов общения, они не противоречат, а скорее, дополняют друг друга.

Лингвисты кладут в основу классификации: 1) вид дея­тельности человека (общение деловое и бытовое), 2) положе­ние коммуникантов в пространстве (контактное и дистантное), 3) наличие или отсутствие опосредующего аппарата (непос­редственное и опосредованное), 4) используемая форма языка (устное и письменное), 5) постоянство или изменчивость по­зиций «я говорящий» — «ты слушающий» (диалогическое и монологическое), 6) количество коммуникантов (межличност­ное и массовое).

Психологи классифицируют общение по степени общнос­ти коммуникантов, выделяя следующие его виды:

1)  предельно низкая степень общности — «контакт ма­сок», манипулятивное;

2)   средняя степень общности — примитивное, формально-ролевое, светское;

3) высокая степень общности — деловое, духовное.

Цель манипулятивного общения — извлечение односто­ронней выгоды одним из коммуникантов. Такой тип общения применяется во время избирательных кампаний различного типа с использованием лести, обмана, запугивания, демонст­рации показной добродетели и т.п. Близко по целям к мани-пулятивному общение примитивное, однако здесь коммуни­канты, как правило, знают друг друга лично.

«Контакт масок» как разновидность общения необходим жителям больших городов, где, че­ловек ежедневно видит до 10 тысяч лиц. Именно этот тип следует применять, если мы стал­киваемся с необходимостью общаться с малознакомым нам человеком.

В формально-ролевом общении строго регламектированы содержание и средства, каждый из общающихся выполняет заранее известную роль: врач — пациент, продавец — поку­патель, кондуктор — пассажир, кассир — зритель и т.д. Од­нако формально-ролевое общение приобретает особые черты, если мы рассматриваем, как проявляется этот тип взаимодей­ствия людей в небольших населенных пунктах. Таким образом, формально-ролевое общение приобретает черты делового.

При деловом виде общения коммуниканты учитывают осо­бенности личности друг друга, стремятся понять характер и настроение, но при этом доминируют над возможными лич­ностными симпатиями или антипатиями интересы дела.

Один из самых сложных видов общения — общение ду­ховное. Степень близости коммуникантов очень велика, и они понимают друг друга не только при помощи слов, но и по выражению лица, интонации, жестам. Духовное общение воз­можно между родными, друзьями, влюблёнными, единомыш­ленниками. Цель духовного общения — максимальное взаи­мопонимание, сотрудничество в деятельности, удовлетворение потребности человека в привязанности.

Условия эффективности бытового общения.

Бытовое общение — самый распространённый вид взаимо­действия людей. Сфера бытового общения — это семья, дру­зья, транспорт, магазины, зрелищные учреждения и т.п. Прак­тика показывает, что именно здесь человека подстерегает наи­большее количество неудач и даже конфликтов. Как избе­жать их и сделать такое общение эффективным? Научитесь несложным правилам поведения, которые опираются на изве­стные вам единицы (компоненты, слагаемые) общения.

Выясните, есть ли в данный момент у вашего потенциаль­ного коммуниканта желание общаться. Он может быть чем-то расстроен, устал, его заботит, какая-то проблема, он обду­мывает ту или иную ситуацию, которая никак не связана с вами. В этом случае вам не удастся установить двустороннюю связь с коммуникантом. Подождите, когда у него возникнет необходимость в общении с вами.

Правильно подбирайте предмет общения, так как двусто­ронняя связь устанавливается только тогда, когда предмет общения интересует обоих коммуникантов и каждому есть что сказать по избранной теме.

Находите общие вербальные и невербальные средства. Бес­ценным учебником, который помогает овладеть навыками эффективного бытового общения, является русская класси­ческая литература. Анализируя их с целью выяснения причин успешного или неудачного акта об­щения, мы можем научиться корректировать своё поведение в тех или иных обстоятельствах.

Невербальные средства общения.

В ситуации языкового дефицита (отсутствие общих язы­ковых средств) можно общаться при помощи средств невер­бальных (несловесных). Они появились гораздо раньше речи, поэтому их иногда называют естественным, то есть не изобре­тенным человеком, а данным ему от природы инструментом общения. Невербальные средства общения подразделяются на груп­пы. Наиболее обширная — кинесические (от греч. kinetis — движение) — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функ­цию в общении. К ним относятся поза, жест, мимика, взгляд, походка, направление движения. Мимика (от греч. mimikos — подражающий) — движение лицевых мышц. Основной элемент мимики — мимический код. Это особое сочетание частей и элементов лица: положе­ние рта, губ, бровей, лба, форма и яркость глаз, которые пере­дают одно из эмоциональных состояний. Психологи намечают шесть основных мимических кодов и множество оттенков пере­хода от одного к другому. К основным относятся гнев, презре­ние, радость, удивление, страдание, страх. Наиболее подвижными элементами лица являются брови и область вокруг рта. Исключительно важное значение в общении имеет взгляд — комплекс, включающий состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, роговицы, положение бровей, век, лба, длительность и направленность взгляда. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о со­стоянии человека, так как расширение или сужение зрачка при неизменном освещении не поддается контролю сознания. Возбуждение, заинтересованность, приподнятое настроение дают расширение зрачка в четыре раза против обычного со­стояния. Подавленность, тоска заставляют зрачок сужаться, и при этом получаются «глаза-бусинки» или «змеиные» гла­за. Источником информации о состоянии и намерениях парт­нёра по общению является и тело человека, его статическое или динамическое состояние. Поза (фр. pose — положение тела) — вид более или менее устойчивого пространственного положения человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты