Зачет по русскому языку

12 вопрос.

Подстили: научно-технической, научно-популярной и учебной литературы.

Разновидности научного стиля (подстили) выделяются в соответствии со спецификой науч­ного знания и ростом его влияния на все сферы человеческой деятельности. В рамках научного стиля речи в зависимости от ха­рактера адресата и целей общения сформировались следую­щие стили и подстили:

1)  собственно научный, адресатом его являются ученые, а целью — получение нового знания о природе, человеке, об­ществе;

2)  научно-учебный, адресат — новые поколения, цель —усвоение научной картины мира;

3)  научно-технический, адресатом являются специалисты технико-технологического профиля, целью — применение до­стижений фундаментальной науки в практике;

4)  научно-популярный, адресат — широкие слои населе­ния, цель — повышение общего культурного уровня народа.

Главная объединяющая подстили научной речи особенность — единая цель коммуникаций в этой сфере человеческой дея­тельности, а именно — наиболее точное, логичное и одно­значное выражение мыслей. В соответствии с этими общими специфическими чертами научного стиля во всех его разно­видностях являются: 1) отвлеченная обобщённость и 2) под­черкнутая логичность изложения. Какими средствами дости­гается такой тип изложения?

1) Отвлечённость и обобщенность проявляются прежде всего в том, что почти каждое слово выступает в научном тексте или учебной литературе как обозначение отвлечённого поня­тия или абстрактного предмета — «скорость», «время», «пре­дел»,  «количество»,  «качество»,  «закономерность»,  «разви­тие». Часто подобные слова употребляются во множествен­ном числе, что для других стилей не характерно: «величи­ны», «частоты»,  «силы», «длины»,  «широты», «пустоты», «скорости».

Отвлечённо-обобщённый характер лексики подчеркивает­ся и специальными лексическими единицами («всякий раз», «обычно», «как правило», «всегда», «регулярно»), и грамма­тическими средствами-(неопределённо-личными предложениями, пассивными конструкциями).                                                        Чаще других образных средств в научном стиле речи ис­пользуется сравнение, так как оно является одной из форм логического мышления. Во-первых, срав­нения в научном стиле точны, во-вторых, нередко содержат уже известные читателю (слушателю) термины, в-третьих, обязательно оформляются при помощи специальных средств (слов «подобно», «как»).

Отвлечённость и обобщённость стиля научной речи и его подстилей проявляется в специфике употребления языковых единиц. Так, для глагола характерно использование 1) насто­ящего вневременного (с качественным, признаковым значе­нием); 2) форм с ослабленным лексико-грам­матическими значениями времени, лица, числа; 3) глаголов несовершенного вида, имеющих по сравнению с совершенным видом более значения; 4) глаголов и местоимений в третьем лице. Использование имени существительного в научном стиле также специфично Во-первых, оно выступает с ослабленным грамматическим значением. Во-вторых, если единичный считаемый предмет обозначен существительным в единственном числе, то в научном тексте такое существительное служит для выражения обобщённого понятия или неделимой совокупности.

 2) Подчеркнутая логичность научной речи — ещё одна спе­цифическая ее черта. Логичность необходимо присутствует на всех языковых уровнях: в словосочетании, предложении, между двумя рядом стоящими предложениями, в абзаце и между абзацами, в целом в тексте. Реализуется этот принцип применением следующих средств: 1) связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательными местоимениями; 2) употребление наречий, указывающих на последовательность течения мысли, — «сна­чала», «прежде всего», «далее», «потом», 3) использование вводных слов, выражающих отношение между частями выс­казывания,  —  «следовательно»,   «во-вторых»,   «наконец», «итак», «таким образом»; 4) употребление союзов — «так как», «потому что», «чтобы»; 5) использование конструкций и обо­ротов связи.

Стилю научно-технической литературы присущ особый способ изложения материала, в котором первостепенную роль играет описание. Формами реализации научного стиля, его жанрами (фр. genre — род, вид) являются монографии, научные статьи, диссертации, рефераты, тезисы, доклады на научных конфе­ренциях, техническая документация, которая используется в производстве, лекции и семинары, учебники и учебные посо­бия, методические рекомендации, обслуживающие учебный процесс в вузах, и т.д. По преимуществу, научная, техничес­кая и учебная речь — это речь письменная. Использование устной формы (доклад, лекция, семинар) требует строгой ее кодификации. Язык научного стиля необходимо дополняется чертежами, схемами, графиками, условными обозначениями, формулами, диаграммами и т.д.

Основными способами создания жанров научной литерату­ры являются описание и рассуждение. В соответствии с со­временной терминологией описание и рассуждение, наряду с повествованием, называют типами речи.

Научное описание не содержит события, в нём нет сюжета и действующих лиц. Цель — раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи и соотношения. Описа­ния чаще всего невелики по объёму и не составляют в целом того или иного научного текста, Различают описания подробные, детальные и сжатые, краткие. В центре данного типа речи может быть один предмет, процесс, явление или сравне­ние (сопоставление — противопоставление) нескольких пред­метов, процессов, явлений. Существуют простой и усложнён­ный варианты композиции описания. В первом строение тек­ста определяет сам процесс исследования автором того или иного предмета, процесса, явления. Усложнённый вариант может содержать теоретические отступления, рассуждения ав­тора по поводу наблюдаемого и т.д. В научных описаниях нередко прибегают к группировке предметов, сравнению и обобщению их признаков. Описание в качестве составного элемента присутствует практически во всех жанрах научного стиля речи. Самый распространённый тип научной речи — рассужде­ние. Его цель состоит в проверке истинности или ложности какого-либо утверждения (тезиса) с помощью таких доводов, которые признаются убедительными, истинность которых проверена ранее и не подвергается сомнению. Рассуждение строится как цепь умозаключений, основанных на доказатель­ствах и опровержениях, это сопоставления и противопостав­ления, выявленные причинно-следственные связи явлений, позволяющие сделать те или иные выводы и обобщения. При­мером наиболее строгих рассуждений может служить доказа­тельство теорем в математике, структуры умозаключений в логике, выведение физических и химических формул и т.д.Различают следующие методы логической организации научного текста: дедукция, индукция, проблемное изложе­ние и аналогия. В элементарном смысле дедукция (лат. deductio — выведение) — это движение мысли от общего к частному, от общих положений и законов к менее общим и частным положениям и законам, К дедуктивному методу из­ложения материала исследователь прибегает тогда, когда не­обходимо рассмотреть какое-то явление на основании уже из­вестного положения или закона и сделать необходимые выво­ды относительно этого явления.        Дедуктивное рассуждение состоит из трёх этапов. На первом этапа выдви­гается тезис (от греч. thesis — положение, истинность кото­рого должна быть доказана), или гипотеза (от греч. hipothe­sis — основание, предположение). Второй этап — основная часть рассуждения — развитые тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство истинности или опровержение. Завершающий этап дедуктивного метода изложе­ния материала — выводы и предложения. Дедуктивный ме­тод рассуждения активно применяется в научных дискусси­ях, теоретических статьях по спорным научным вопросам, на семинарах в студенческой аудитории. Индуктивный метод (лат. inductio — наведение) — это дви­жение мысли от частного к общему, или движение от знания единичных или частных фактов к знанию общего правила, к обобщению. В учебниках логики подчёркивается, что индук­тивное умозаключение, будучи практически отображением всей производственной практики людей, зародилось в весьма давние времена. Индуктивный метод движения мысли от фактов к обобщению активизирует мышление, воспитыва­ет исследовательский подход к окружающим явлениям. Сле­довательно, он является незаменимым способом научного стиля изложения. Индукция может быть полной и неполной. При полной индукции общий вывод делается на основании знания обо всех без исключения предметах и явлениях данного клас­са. На практике, однако, индуктивный вывод о классе пред­метов не может быть сделан на этом основании, так как опыт всегда незакончен, практика всегда будет опережать всякую, даже самую лучшую теорию Проблемное изложение предполагает активизацию мысли­тельной деятельности путём постановки в определённой по­следовательности проблемных вопросов, решая которые, мож­но подойти к теоретическим обобщениям, формулировке пра­вил и закономерностей. Этот метод имеет давнюю историю. Общеметодологическая основа проблемного метода из­ложения материала — деятельностный подход к формирова­нию личности человека. Согласно ему, всякое развитие чело­века, в том числе и интеллектуальное, осуществляется толь­ко в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей. Самостоятельное мышление обычно начинается с проблемы, вопроса или противоречия, вовлекающего челове­ка в процесс поиска истины. Проблемное изложение вполне можно рассматривать как разновидность индуктивного мето­да рассуждения. Метод аналогии в изложении восходит к логической опе­рации «умозаключение по аналогии». Его суть можно сфор­мулировать следующим образом: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в дру­гих отношениях. Умозаключения по аналогии имеют вероят­ностный, приблизительный характер, поэтому многие считают аналогию менее приемлемой для жанров научного стиля речи. Однако аналогия является весьма действенным сред­ством наглядного объяснения тех или иных положений, по­этому особенно важно её применение в научно-учебной лите­ратуре. Изложение по методу аналогии нельзя отождествлять с простым сравнением, хотя цель у них общая: наглядно пред­ставить то или иное положение. Но сравнение строится на сходстве каких-либо предметов, явлений» а аналогия высту­пает как своеобразная модель какого-то, как правило, не имея непосредственной связи с ним, явления. В аналогии важна не поверхностная схожесть, а глубокое родство явлений.




13 вопрос.

Стилистическая окраска языковых единиц.

Стилистически окрашенные единицы (средства, ресурсы) языка - это единицы, обладающие стилистической окраской, выявляемой на фоне нейтральных единиц.

Под стилистической окраской языковой единицы  понимают дополнительные (коннотативные) к ее основному (номинативному, предметно-логическому и грамматическому) значению эмоционально-оценочные, экспрессивные и функциональные свойства. Эти свойства ограничивают употребление единиц языка определенными сферами, стилями, жанрами и условиями общения (ситуацией) и тем самым  несут стилистическую информацию. Стилистически окрашенные единицы не могут употребляться повсеместно, а только в определенных условиях.

Выделяют два типа стилистической окраски: функционально-стилистическую и эмоционально-оценочную. Рассмотрим их подробнее.

1. Функционально-стилистическая (стилевая) окраска. Она обусловлена регулярным употреблением  той или иной единицы языка в определенном функциональном стиле языка. Это приводит к тому, что и сама данная единица языка (слово и т. п.) получает окраску,отпечаток той сферы или стиля, в которой оно обычно встречается, т. е. слово несет на себе окраску деловой, официальной, научной, публицистической и т. п. речи (например: социальный - публицистическое, синхрофазотрон - научное, дебет - деловое).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты