Какой же выход находят пишущие и говорящие?
Как отмечают лингвисты, не только в устной речи, но и в газетных текстах,
деловой переписке все чаще и чаще используется синтаксическое указание на пол
называемого лица, когда при существительном мужского рода глагол в прошедшем
времени имеет форму женского рода. Например: врач пришла, филолог сказала,
бригадир находилась, мне посоветовала наш библиограф. Такие конструкции в
настоящее время считаются допустимыми, не нарушающими норму литературного
языка.
Употребление существительных мужского рода, не имеющих словообразовательной
параллели женского рода как наименования женщин, привело к тому, что усилились
колебания в формах согласования. Стали возможными такие варианты: молодой
физик Яковлеба -— молодая физик Яковлева.
Наиболее часты грамматические ошибки, связанные с употреблением рода имен
существительных. Можно услышать неправильные словосочетания: железнодорожная
рельса, французская шампунь, большой мозоль. Нарушение
грамматических норм нередко связано с употреблением в речи предлогов. Так, не
всегда учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между
синонимическими конструкциями с предлогами из- за и благодаря. Предлог
благодаря сохраняет свое первоначальное лексическое значение, связанное
с глаголом благодарить, поэтому он употребляется для указания причины,
вызывающей желательный результат: благодаря помощи товарищей, благодаря
правильному лечению. При резком противоречии между исходным лексическим
значением предлога благодаря и указанием отрицательной причины
употребление этого предлога нежелательно: не пришел на работу благодаря
болезни. В данном случае правильно сказать — из-за болезни.
Предлоги благодаря, вопреки, согласно, навстречу по современным
нормам употребляются только с дательным падежом . С названием островов,
полуостровов используется предлог на: на Камчатке, на Диксоне, на Капри.
Предлог на употребляется с названиями проспектов, бульваров,
площадей, улиц; предлог в—- с названиями переулков, проездов: на
бульваре Вернадского, на площади Победы, на улице Суворова.
Если названия горных областей имеют форму единственного числа, то
используется предлог на, если форму множественного числа - предлог в.:
на Кавказе, на Эльбрусе, на Памаре и в Альпах, в Гималаях.,
Предлоги в и на в некоторых конструкциях антонимичны
предлогам из и с: поехал б Ставрополь - вернулся
из Ставрополя, отправился на Кавказ - приехал с Кавказа.
6 вопрос.
Синтаксические нормы.
Иногда пишущие не учитывают порядок слов и создают предложения, которые
имеют два смысла. Например, как понять фразу Хозяин дома спал? То ли
речь идет о спящем хозяине дома, то ли о том, где спал хозяин? Синтаксические
нормы — правила использования синтаксических конструкций.
Нередко встречаются ошибки, связанные с употреблением предлогов. Как сказать: я
скучаю по тебе или я скучаю о тебе?
Более давней нормой было употребление предлога по и местоимения в
предложном падеже: по ком, по чем, по нем, по нас, по вас. Существительные
в данной конструкции имели форму дательного падежа: по отцу, по матери, по
другу. Поскольку существительные с предлогом по имели форму
дательного падежа, то и местоимения стали приобретать эту же форму: по кому,
по нему, по чему, по ним. Предложные формы по ком, по нем, по чем в
настоящее время устарели, встречаются редко.
Сохраняют старую форму предложного падежа после предлога по местоимения мы,
вы: по нас, по вас. Употребление дательного падежа у этих местоимений (по
нам, по вам) считается нарушением литературной нормы.
Особого внимания требуют предлоги на и в. Они указывают на
пребывание в каком-то месте или передвижение в какое-то место. Предлог в
показывает, что движение направлено внутрь чего-либо (в сад, в дом, в город)
или обозначает пребывание внутри (в саду, в доме, в городе). Предлог
на указывает, что движение направлено на поверхность чего-либо (на
гору, на дерево, на крышу), или означает пребывание на какой-либо
поверхности (на крыше, на палубе). Но чаще выбор предлога определяется
традицией.
С названиями государств, регионов, краев, областей, городов, сел, деревень,
станиц употребляется предлог в: в России, в Англии, в Красно дарском
крае, в станице. С названием островов, полуостровов используется
предлог на: на Камчатке, на Диксоне, на Капри.
Предлог на употребляется с названиями проспектов, бульваров,
площадей, улиц; предлог в—- с названиями переулков, проездов: на
бульваре Вернадского, на площади Победы, на улице Суворова.
Если названия горных областей имеют форму единственного числа, то
используется предлог на, если форму множественного числа - предлог в.:
на Кавказе, на Эльбрусе, на Памаре и в Альпах, в Гималаях.,
Предлоги в и на в некоторых конструкциях антонимичны
предлогам из и с: поехал б Ставрополь - вернулся
из Ставрополя, отправился на Кавказ - приехал с Кавказа.
7 вопрос.
Лексические нормы.
Особого внимания требуют лексические нормы, то есть правила применения
слов в речи.
Слово должно использоваться в том значении (в прямом или переносном), которое
оно имеет и которое зафиксировано в словарях русского языка. Нарушение
лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Можно привести
немало примеров неточного употребления отдельных слов. Так, наречие где-то имеет
одно значение — «в каком-то месте», «неизвестно где». Однако в последнее
время это слово стали употреблять в значении около, приблизительно.
Ошибкой является неправильное употребление глагола ложить вместо
класть. Глаголы ложить и класть имеют одно и то же
значение, но класть -— общеупотребительное литературное слово, а ложать
—- просторечное.
Необходимо обратить внимание и на использование приставочных глаголов положить,
сложить, складывать. Некоторые говорят покладу на место, слаживать
числа, вместо правильного положу на место, складывать числа.
Нарушение лексических норм порой связано с тем, что говорящие путают слова,
близкие по звучанию, но различные по значению. Например, не всегда правильно
употребляются глаголы предоставить и представить. Глагол предоставить
означает «дать возможность воспользоваться чем-либо» (предоставить
квартиру, отпуск и т. д.), а глагол представить имеет значение
«передать, дать, предъявить что-либо кому-либо» (представить отчет и т.
д.).
В последнее время все чаще и чаще в передачах по радио, телевидению стали
звучать такие фразы: Команда спортсменов обречена на победу; Выступление
ансамбля обречено на успех. Говорящие не учитывают ни происхождения слова,
ни его внутренней формы, ни его исконного значения. Во всех приведенных
предложениях речь идет о положительных результатах (победа, успех,
процветание), в то время как глагол обрекать имеет значение
«предназначить, силою обстоятельств принудительно поставить в какие-нибудь
условия».
8 вопрос.
Стилистические нормы
Стилистические
нормы -это правила употребления языковых средств в
соответствии со стилем.
Стиль – это исторически сложившаяся разновидность употребления языка,
отличающаяся от других подобных разновидностей специфической коммуникативной
ситуацией, особенностями состава языковых единиц, особенностями их организации
в единое смысловое и композиционное целое, то есть в текст.
Стилевая норма – это норма выбора и организации языковых единиц в тексте
определенного стиля и норма выбора стиля, соответствующего условиям языкового
общения. Стилевая норма регламентирует создание текстов, хотя и не обладает
жесткостью языковых норм. Стилистической ошибкой можно считать только нарушения
стилевых норм:
1. Нарушение норм построения текста данного стиля.
2. Нарушение норм выбора типа текста в соответствии с коммуникативной
ситуацией.
Пример:
«Подпояши чресла твоя и возьми жезл в руки твои».
«Подпояшься и возьми дубинку в руки».
«Подпояши чресла твоя и возьми дубинку в руки» (недопустимое смешение стилей).
Стилистические
ошибки состоят в нарушении стилистических норм, включении в текст единиц, не
соответствующих стилю и жанру текста.
Наиболее типичными стилистическими ошибками являются:
- стилистическая неуместность (в тексте сочинения, в деловом документе, в
аналитической статье);
- употребление громоздких, неудачных метафор (Пушкин и Лермонтов - два луча
света в темном царстве);
- лексическая недостаточность (Меня до глубины волнует этот вопрос);
- лексическая избыточность (Он их будит, чтобы они проснулись);
-
двусмысленность (Во время того, как Обломов спал, многие готовились к его
пробуждению; Единственное развлечение Обломова - Захар).
9 вопрос.
Орфографические нормы
Орфографические нормы - правила написания слов.
Орфография - это совокупность правил, устанавливающих:
1. единообразное написание значимых частей слова: корней.
приставок, суффиксов и окончаний. Эти правила основаны на морфологическом принципе: единообразная передача значимых частей помогает легче запомнить начертания слова, ускоряет процесс чтения и понимания написанного. Также есть основанные на фонетическом принципе написания значимых частей слов,
отражающих изменение произношения звуков.
2. раздельное и слитное написание слов и их частей. Основывается на принципе: писать все слова русского языка, самостоятельные и служебные, раздельно.
3 употребление прописных групп связано с выделением имен собственных.
4. правила переноса слов основывается на делении слов на слоги с учетом состава слова.
10 вопрос.
Качество грамотной речи.
Точность как качество грамотной речи.
Точность речи – строгое соответствие слов, обозначаемым предметам,
явлениям действительности. Точность предполагает следующее:
1) умение ясно мыслить (логическая точность);
2) знание предмета речи (предметная точность);
3) знание значения употребляемых в речи слов (понятийная точность).
1. Умению ясно мыслить учит логика. Каждому, кто готовит письменные или устные
тексты, необходимо иметь элементарные представления о понятии, суждении,
умозаключении как основных единицах мышления. Понятие есть форма мысленного
обобщения предметов о их специфическим признакам. Оно не совпадает с образом
вещи в нашем восприятии и содержит только самые характерные признаки предмета,
явления. Следующая ступенька мышления суждение. Оно связывает понятия между
собой, ведь и предмета, и явления не существуют в мире сами по себе — между
ними есть определенные связи. Суждение устанавливает самый простой вид связи
между понятиями, в реальном же мире эти связи многогранны и очень сложны,
поэтому необходимо подниматься на новую ступень мышления, учиться создавать
умозаключения. Умозаключение связывает два или несколько суждений.
2. Предметная точность опирается на глубокое знание говорящим свойств предмета,
явления, о котором он собирается рассказать слушателям. Предметная точность —
вежливость пишущего человека. Её отсутствие недопустимо. Основой предметной
точности могут стать только обширные знания.
3, Хорошей речи необходима и понятийная точность. Поиск нужного слова —
мучительный процесс. Понятийная точность — непременное условие создания
грамотного письменного или устного высказывания. Наиболее распространены
ошибки, приводящие к понятийной неточности, следующие:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) употребление в речи различного рода омонимов, порождающее двусмысленно
текста;
3) употребление плеоназмов - включение в речь лишних, избыточных по смыслу
слов.
4) употребление паронимов ,сходных по звучанию, ло не совпадающих по значению
слов. Приведем небольшой список толкований паронимов исконно русского и
заимствованного происхождении, которые представляют наибольшую трудность:
абонент (лицо, человек) — абонемент (документ);запасный (имеющийся в качестве запаса)
— запасливый (обеспечивающий себя запасом);ныне (теперь, в настоящее время) —
нынче (то же, что и сегодня); Точность речи – строгое соответствие слов,
обозначаемым предметам, явлениям действительности. Точность предполагает
следующее:
1) умение ясно мыслить (логическая точность);
2) знание предмета речи (предметная точность);
3) знание значения употребляемых в речи слов (понятийная точность).
1. Умению ясно мыслить учит логика. Каждому, кто готовит письменные или устные
тексты, необходимо иметь элементарные представления о понятии, суждении,
умозаключении как основных единицах мышления. Понятие есть форма мысленного
обобщения предметов о их специфическим признакам. Оно не совпадает с образом
вещи в нашем восприятии и содержит только самые характерные признаки предмета,
явления. Следующая ступенька мышления суждение. Оно связывает понятия между
собой, ведь и предмета, и явления не существуют в мире сами по себе — между
ними есть определенные связи. Суждение устанавливает самый простой вид связи между
понятиями, в реальном же мире эти связи многогранны и очень сложны, поэтому
необходимо подниматься на новую ступень мышления, учиться создавать
умозаключения. Умозаключение связывает два или несколько суждений.
2. Предметная точность опирается на глубокое знание говорящим свойств предмета,
явления, о котором он собирается рассказать слушателям. Предметная точность —
вежливость пишущего человека. Её отсутствие недопустимо. Основой предметной
точности могут стать только обширные знания.
3, Хорошей речи необходима и понятийная точность. Поиск нужного слова —
мучительный процесс. Понятийная точность — непременное условие создания
грамотного письменного или устного высказывания. Наиболее распространены
ошибки, приводящие к понятийной неточности, следующие:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) употребление в речи различного рода омонимов, порождающее двусмысленно
текста;
3) употребление плеоназмов - включение в речь лишних, избыточных по смыслу
слов.
4) употребление паронимов ,сходных по звучанию, ло не совпадающих по значению
слов. Приведем небольшой список толкований паронимов исконно русского и
заимствованного происхождении, которые представляют наибольшую трудность:
абонент (лицо, человек) — абонемент (документ);запасный (имеющийся в качестве
запаса) — запасливый (обеспечивающий себя запасом);ныне (теперь, в настоящее
время) — нынче (то же, что и сегодня);
динамичная (подвижная) динамическая (имеющая отношение к динамике).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11