трасологическая, почерковедческая и т.д.);
. судебно-медицинские (экспертиза трупа, экспертиза живых лиц, экспертиза
по установлению возраста и т.д.);
. судебно-психологические;
. судебно-автотехнические;
. судебно-строительные;
. судебно-биологические;
. судебно-транспортные;
. судебно-искусствоведческие;
. товароведческие.
Экспертом может быть любое лицо, обладающее специальными познаниями,
как работающее в экспертном учреждении, так и не работающее в нем.
Специальные экспертные учреждения существуют в системе Минюста, МВД,
Минобороны, Минздрава, ФСБ, Международного авиационного комитета.
Требования к заключению эксперта:
. экспертиза в уголовном процессе проводится только в рамках
возбужденного уголовного дела и по соответствующему постановлению либо
определению;
. эксперту должны быть разъяснены их права и обязанности, он должен быть
до начала экспертизы предупрежден об уголовной ответственности за отказ
от дачи заключения и за дачу заведомо ложного заключения (ст.ст. 308,
307 УК РФ);
. заключение эксперта носит личный характер, эксперты несут персональную
ответственность за правильность использованных методик и достоверность
выводов;
. заключение эксперта основывается только на непосредственно проведенных
им исследованиях;
. заключение эксперта должно носить категорический характер:
а) категорический вывод о наличии / отсутствии каких либо
обстоятельств;
б) категорический вывод о возможности / невозможности выполнения каких-
либо действий;
в) вывод о невозможности дачи заключения на поставленный вопрос.
. эксперт вправе выйти за рамки поставленных в постановлении или
определении вопросов, если считает это необходимым для обеспечения
полноты и достоверности заключения;
. заключение эксперта – это всегда письменный индивидуально-определенный
документ, имеющий самостоятельную структуру:
а) вводная часть (когда, где, кто, на каком основании произвел
экспертизу и т.д.);
б) исследовательская часть (указываются вопросы и описывается процесс
исследования);
в) выводы (ответы на поставленные вопросы).
Виды экспертиз (по порядку производства):
. простая, т.е. впервые проводимая экспертиза, порученная одному
эксперту;
. комиссионная – экспертиза, порученная нескольким экспертам, обладающим
специальными познаниями в одной или нескольких близких отраслях знания;
. комплексная, т.е. экспертиза, порученная нескольким экспертам,
обладающим специальными познаниями в различных отраслях знания;
. дополнительная экспертиза назначается в случаях недостаточной ясности
или полноты первоначального заключения эксперта; может быть поручена
как тому же эксперту, так и другому;
. повторная экспертиза назначается в случае необоснованности либо
сомнений в обоснованности первоначального заключения; такая экспертиза
всегда поручается другому эксперту.
Вещественные доказательства – это предметы, которые служили орудиями
преступления, или сохранили на себе следы преступления, или были объектами
преступных действий обвиняемого, а также деньги и иные ценности, нажитые
преступным путем, и все другие предметы, которые могут служить средствами к
обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств дела,
выявлению виновных либо к опровержению обвинения или смягчению
ответственности. (ст. 83 УПК).
Виды вещественных доказательств:
. предметы, служившие орудием преступления (оружие, транспортные средства
и т.д.);
. предметы, которые сохранили на себе следы преступления;
. предметы, которые были объектами преступления действий обвиняемого;
. деньги и ценности, нажитые преступным путем;
. все другие предметы, которые могут быть средствами доказывания.
Этапы введения вещественных доказательств в уголовный процесс:
. предмет должен быть обнаружен во время предусмотренного законом
процессуального действия (осмотр, обыск, выемка и т.д.);
. обнаруженный предмет должен быть подвергнут осмотру;
. предмет должен быть по возможности изъят и упакован с соблюдением
гарантий сохранности его доказательственных средств и качеств;
. в случае установления относимости к делу предмет должен быть приобщен к
нему специальным постановлением.
Протоколы следственных и судебных действий – это перечисленные в ст. 87
УПК письменные акты, в которых лицо, производящее дознание, следователь,
прокурор или суд в установленном законом порядке на основании
непосредственного восприятия и наблюдения зафиксировали сведения о фактах,
подлежащих доказыванию по делу.
Перечень протоколов-доказательств:
. обыска;
. осмотра;
. освидетельствования;
. выемки;
. задержания;
. предъявления для опознания;
. следственного эксперимента;
. судебного заседания;
Акты ревизий и документальных проверок специально в УПК не
регламентируются. Ревизия и документальная проверка оформляются
постановлениями (определениями) соответствующих контрольных органов,
которые обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями,
организациями, должностными лицами и гражданами. В данном документе
указываются обстоятельства, сделавшие необходимым производство ревизии
(проверки), и какому органу она поручена, определяются вид ревизии, ее
объем и порядок, формулируется задание и устанавливаются сроки ее
проведения.
Акт ревизии или документальной проверки приобщается к делу в качестве
документа-доказательства. Он должен содержать:
. описание и анализ использования данных;
. ссылки на нормативные и справочные материалы;
. оценку установленных фактов;
. данные об участниках ревизии или документальной проверки.
Отличие актов ревизий и документальных проверок от иных документов
состоит в том, что они составляются по поручению правоохранительных органов
и относятся лишь к финансово-хозяйственной деятельности.
Документы – справочные и удостоверительные данные, описания различных
событий, процессов и лиц, данные о деловых операциях, клиентах и партнерах,
статистические, учетные и отчетные данные, содержащиеся в банках
компьютерной информации, независимо от материала их носителей.
Говоря о документах как о доказательствах, закон имеет в виду
содержащиеся в них данные. Если документ имеет значение вещественного
доказательства, его изъятие и приобщение осуществляются по правилам ст.ст.
70, 83–86, 170–179, 291 УПК.
Документ допустим как доказательство при наличии:
а) данных, указывающих на то, каким образом он попал в материалы дела
(сопроводительное письмо, протокол в порядке ч. 2 ст. 70 УПК и т.д.);
б) установленных реквизитов служебных документов или данных о
гражданине, от которого документ исходит;
в) указаний на источник осведомленности составителя (ссылки на название
нормативного акта, номер и дату архивного документа, лиц, от которых
получены данные, и т.д.).
При отсутствии таких данных его составитель может быть допрошен в
качестве свидетеля.
Тема № 5. Меры пресечения в уголовном процессе
1. Меры пресечения в системе мер процессуального принуждения.
2. Основания и порядок применения мер пресечения.
3. Виды мер пресечения.
1
Меры процессуального принуждения применяются в качестве способов
воздействия на поведение участвующих в уголовном деле лиц. Полностью дать
исчерпывающий перечень мер процессуального принуждения очень сложно, но
возможно вывести их основные признаки:
. это всегда меры государственного принуждения;
. принуждение всегда осуществляется в рамках возбужденного уголовного
дела;
. оно применяется только субъектами уголовного процесса, входящими в
первую группу;
. применяются в отношении лиц, которые могут создать препятствия для
нормального хода уголовного судопроизводства;
. цели мер процессуального принуждения вытекают из общих задач уголовного
процесса;
. меры процессуального принуждения применяются только на основаниях и в
порядке, предусмотренных законом;
. имеют особое содержание и характер, которые заключаются в ограничении в
той или иной степени прав и свобод граждан.
Обычно меры процессуального принуждения делят на две большие группы:
– меры пресечения; – иные меры процессуального принуждения.
Меры пресечения четко сформулированы в главе шестой УПК. Основы
применения мер пресечения даны в Конституции РФ (ст. 22, 25).
Признаки мер пресечения:
. носят превентивный характер;
. применяются только к обвиняемому или подозреваемому;
. носят длящийся характер;
. ограничивают права граждан на свободу и личную неприкосновенность;
. дают возможность производства предварительного следствия и судебного
разбирательства в нормальном порядке, без воздействия со стороны
неуполномоченных лиц.
Меры пресечения – это установленные законом меры государственного
принуждения, с помощью которых путем ограничения личных прав и свобод
обвиняемого и подозреваемого, получения имущественных гарантий, личного или
общественного поручительства, а также наблюдения со стороны ответственных
лиц устраняется возможность привлекаемого лица скрыться от предварительного
расследования и суда, отлучаться без разрешения с места жительства или
временного нахождения, пресекается, нейтрализуется и устраняется
неправомерное противодействие со стороны обвиняемого установлению истины по
делу, а также создается возможность исполнения приговора.
Вопрос о виновности при применении мер пресечения не решается. Эти меры
носят предварительный характер. Система мер пресечения включает и более
жесткие, и менее строгие меры, что дает возможность применять их
индивидуально.
2
При выборе меры пресечения учитываются следующие обстоятельства:
. тяжесть совершенного преступления;
. юридическая квалификация обвинения;
. род занятий обвиняемого;
. возраст обвиняемого;
. состояние здоровья обвиняемого;
. семейное положение обвиняемого;
. другие обстоятельства, имеющие отношение к преступлению и лицу,
привлекаемому в качестве обвиняемого (наличие смягчающих и отягчающих
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27