обстоятельств).
Основания применения мер пресечения – это достаточные доказательства,
подтверждающие вывод о том, что:
. имело место преступление, за которое может быть назначено наказание,
предусмотренное УК РФ;
. установлено лицо, в отношение которого выдвинуто обвинение в совершении
данного преступления;
. обвиняемый / подозреваемый может скрыться от следствия или суда,
воспротивиться действиям по установлению истины или продолжить
преступную деятельность;
. применение такой меры необходимо для обеспечения исполнения приговора.
Применение мер пресечения является правом, а не обязанностью органа
дознания, следователя, прокурора или суда. О применении меры пресечения
выносится мотивированное постановление, а в ряде случаев получается санкция
прокурора. О применении меры пресечения суд выносит определение, санкция
прокурора в данном случае не требуется. В случае отпадения необходимости
применения меры пресечения она может быть изменена или отменена.
3
Подписка о невыезде – отобрание у обвиняемого или подозреваемого
письменного обязательства не отлучаться с места жительства или временного
пребывания без разрешения органа дознания, следователя, прокурора или суда.
Оформляется, во-первых, мотивированным постановлением (санкция прокурора не
требуется) и, во-вторых, письменным обязательством.
Личное поручительство состоит в принятии на себя заслуживающими доверие
лицами в количестве не менее двух письменного обязательства о том, что они
ручаются за надлежащее поведение и явку по вызову
обвиняемого / подозреваемого. В случае нарушения условий данной меры
поручители могут быть подвергнуты судебному штрафу в размере до 1 МРОТ.
Поручительство общественной организации представляет собой выдачу ею
письменного обязательства о том, что это организация ручается за надлежащее
поведение подозреваемого / обвиняемого и явку его по вызову. Оформляется
постановление следователя и протоколом общего собрания данной организации.
Заключение под стражу (арест) – это лишение свободы
обвиняемого / подозреваемого в условиях строгой изоляции на период
предварительного расследования и суда. Данная мера пресечения оформляется
мотивированным постановлением органа дознания или следователя,
санкционированным прокурором, если она применяется судом – мотивированным
постановлением судьи или определением суда.
Обязательным условием рассматриваемой меры пресечения является то, что
она может применяться только к лицам, обвиняемым / подозреваемым в
совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде
лишения свободы.
Нормы ст. 22 Конституции РФ о том, что заключение под стражу
производится только по судебному решению носят перспективный характер и не
вступили в законную силу. Право давать санкцию на заключение под стражу
предоставлено Генеральному прокурору РФ и его заместителям, Главному
военному прокурору и его заместителям, прокурорам субъектов РФ и к ним
приравненным и их заместителям, прокурорам районов, городов и к ним
приравненным.
Срок содержания под стражей ограничен 2 месяцами, но прокурор района по
мотивированному постановлению следователя может продлить этот срок до 3
месяцев, прокурор субъекта РФ – до 6 месяцев, Главный военный прокурор и
заместители Генерального прокурора – до 12 месяцев, Генеральный прокурор –
до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока содержания под стражей не
производится за исключением случаев, когда это необходимо для ознакомления
обвиняемого и его защитника с материалами дела. В этом случае срок может
быть продлен судьей суда субъекта РФ еще на 6 месяцев.
Срок содержания под стражей подсудимого не ограничен законом!
Ст. 2201 и 2202 УПК предусматривают возможность судебной проверки
законности и обоснованности содержания под стражей.
При истечении срока содержания под стражей и отсутствии документов о
его продлении начальник следственного изолятора вправе своим постановлением
освободить обвиняемого из-под стражи.
Залог заключается в том, что в обеспечение явки обвиняемого или
подозреваемого эти лица или в их интересах любые другие лица или
организации вносят в депозит суда определенную сумму денег или ценностей.
Эта мера пресечения также как и заключение под стражу применяется с санкции
прокурора. О принятии залога составляется протокол, копия которого
вручается залогодателю. Сумма определяется по конкретным условиям дела. В
случае нарушений условий залога его сумма обращается в доход государства, а
к обвиняемому применяется заключение под стражу.
Наблюдение командования воинской части. Спецификой данной меры
пресечения является то, что она применяется только к военнослужащим,
обвиняемым / подозреваемым в совершении преступления. Наблюдение военного
командования состоит в применении к обвиняемому / подозреваемому мер,
предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для обеспечения его
надлежащего поведения и явки по вызовам лица, производящего дознание,
следователя, прокурора или суда. Командованию воинской части сообщается о
существе дела, по которому избрана данная мера пресечения. Об установлении
наблюдения за обвиняемым / подозреваемым командование воинской части в
письменной форме уведомляет орган, применивший эту меру пресечения.
Военнослужащие лишаются права ношения оружия, постоянно пребывают под
наблюдением своих начальников или лиц суточного наряда, не направляются на
работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие
ответственные наряды, не направляются в отпуск или командировку.
Отдача несовершеннолетнего под присмотр или под надзор также является
специфической мерой пресечения, так как применяется только к
обвиняемым / подозреваемым, являющимся несовершеннолетними. Отдача
несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекуна, попечителя или
администрации закрытого детского учреждения состоит в принятии кем-либо из
этих лиц письменного обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего к
лицу, производящему дознание, следователю, прокурору или в суд, а также его
надлежащем поведении. Указанные лица предупреждаются о характере
преступления, в котором подозревается или обвиняется несовершеннолетний, и
об их ответственности в случае нарушения принятой на себя обязанности.
Тема № 6. Возбуждение уголовного дела
1. Сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела.
2. Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела.
3. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
4. Обстоятельства, исключающие производство по делу.
5. Процессуальный порядок деятельности в стадии возбуждения уголовного
дела.
6. Надзор прокурора за деятельностью в стадии возбуждения уголовного
дела.
1
Стадия возбуждения уголовного дела – это первоначальная самостоятельная
стадия уголовного процесса, которая состоит в установлении компетентным
государственным органом или должностным лицом необходимых условий для
законного и обоснованного начала производства по уголовному делу.
Понятие "возбуждение уголовного дела" понимается в трех различных
аспектах:
. как уголовно-процессуальный институт, нормы которого определяют
условия, порядок и иные обстоятельства возникновения уголовного дела
(ст. 108–116 УПК);
. как первая стадия уголовного процесса, состоящая из действий и
отношений, которые имеют место при принятии, рассмотрении и разрешении
первичных сведений о преступлении;
. как отдельный процессуальный акт, выражающийся в вынесении компетентным
государственным органом или должностным лицом решения о том, что по
данному деянию начинается производство в порядке уголовного процесса.
Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в том, что
органы предварительного расследования, прокурор и судья принимают первичную
информацию о любом совершенном, совершаемом или подготавливаемом
преступлении, проводят всестороннюю проверку содержания информации,
оценивают ее и принимают, руководствуясь законом и своим внутренним
убеждением, одно из следующих решений:
. о возбуждении уголовного дела;
. об отказе в возбуждении уголовного дела;
. о передаче материалов без возбуждения уголовного дела по
подследственности или по подсудности.
Стадия возбуждения уголовного дела включает в себя следующие этапы:
1) Получение государственным органом или должностным лицом первичной
информации о преступлении.
2) Принятие мер к предотвращению или пресечению преступления, а также к
закреплению его следов.
3) Рассмотрение вопроса о наличии оснований для передачи материалов
другому органу или должностному лицу.
4) Рассмотрение первичной информации по существу, истребование в случае
необходимости дополнительных материалов, получение объяснений, выполнение
проверочных действий без производства следственных действий за исключением
осмотра места происшествия.
5) Принятие решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом,
уведомление заявителя или должностного лица, сообщившего о преступлении.
6) Направление уголовного дела после его возбуждения:
. передача следователю или дознавателю для производства расследования;
. принятие к своему производству;
. создание следственной группы по возбужденному уголовному делу.
2
Правом возбуждать уголовные дела обладают:
|прокурор; |Никакие другие органы и лица не имеют |
| |права возбуждать уголовные дела! |
|следователь; | |
|орган дознания; | |
|судья. | |
1. Прокурор вправе возбудить уголовное дело по любому преступлению
независимо от его подследственности. Прокурор вправе определить
подследственность уголовного дела, минуя правила о подследственности.
2. Следователь вправе самостоятельно и независимо возбуждать уголовные
дела в рамках, отведенных ему правилами о подследственности (ст.ст. 125,
126 УПК).
3. Орган дознания возбуждает уголовные дела только в рамках своей
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27