Лекции по уголовному процессу

обстоятельств).

Основания применения мер пресечения – это достаточные доказательства,

подтверждающие вывод о том, что:

. имело место преступление, за которое может быть назначено наказание,

предусмотренное УК РФ;

. установлено лицо, в отношение которого выдвинуто обвинение в совершении

данного преступления;

. обвиняемый / подозреваемый может скрыться от следствия или суда,

воспротивиться действиям по установлению истины или продолжить

преступную деятельность;

. применение такой меры необходимо для обеспечения исполнения приговора.

Применение мер пресечения является правом, а не обязанностью органа

дознания, следователя, прокурора или суда. О применении меры пресечения

выносится мотивированное постановление, а в ряде случаев получается санкция

прокурора. О применении меры пресечения суд выносит определение, санкция

прокурора в данном случае не требуется. В случае отпадения необходимости

применения меры пресечения она может быть изменена или отменена.

3

Подписка о невыезде – отобрание у обвиняемого или подозреваемого

письменного обязательства не отлучаться с места жительства или временного

пребывания без разрешения органа дознания, следователя, прокурора или суда.

Оформляется, во-первых, мотивированным постановлением (санкция прокурора не

требуется) и, во-вторых, письменным обязательством.

Личное поручительство состоит в принятии на себя заслуживающими доверие

лицами в количестве не менее двух письменного обязательства о том, что они

ручаются за надлежащее поведение и явку по вызову

обвиняемого / подозреваемого. В случае нарушения условий данной меры

поручители могут быть подвергнуты судебному штрафу в размере до 1 МРОТ.

Поручительство общественной организации представляет собой выдачу ею

письменного обязательства о том, что это организация ручается за надлежащее

поведение подозреваемого / обвиняемого и явку его по вызову. Оформляется

постановление следователя и протоколом общего собрания данной организации.

Заключение под стражу (арест) – это лишение свободы

обвиняемого / подозреваемого в условиях строгой изоляции на период

предварительного расследования и суда. Данная мера пресечения оформляется

мотивированным постановлением органа дознания или следователя,

санкционированным прокурором, если она применяется судом – мотивированным

постановлением судьи или определением суда.

Обязательным условием рассматриваемой меры пресечения является то, что

она может применяться только к лицам, обвиняемым / подозреваемым в

совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде

лишения свободы.

Нормы ст. 22 Конституции РФ о том, что заключение под стражу

производится только по судебному решению носят перспективный характер и не

вступили в законную силу. Право давать санкцию на заключение под стражу

предоставлено Генеральному прокурору РФ и его заместителям, Главному

военному прокурору и его заместителям, прокурорам субъектов РФ и к ним

приравненным и их заместителям, прокурорам районов, городов и к ним

приравненным.

Срок содержания под стражей ограничен 2 месяцами, но прокурор района по

мотивированному постановлению следователя может продлить этот срок до 3

месяцев, прокурор субъекта РФ – до 6 месяцев, Главный военный прокурор и

заместители Генерального прокурора – до 12 месяцев, Генеральный прокурор –

до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока содержания под стражей не

производится за исключением случаев, когда это необходимо для ознакомления

обвиняемого и его защитника с материалами дела. В этом случае срок может

быть продлен судьей суда субъекта РФ еще на 6 месяцев.

Срок содержания под стражей подсудимого не ограничен законом!

Ст. 2201 и 2202 УПК предусматривают возможность судебной проверки

законности и обоснованности содержания под стражей.

При истечении срока содержания под стражей и отсутствии документов о

его продлении начальник следственного изолятора вправе своим постановлением

освободить обвиняемого из-под стражи.

Залог заключается в том, что в обеспечение явки обвиняемого или

подозреваемого эти лица или в их интересах любые другие лица или

организации вносят в депозит суда определенную сумму денег или ценностей.

Эта мера пресечения также как и заключение под стражу применяется с санкции

прокурора. О принятии залога составляется протокол, копия которого

вручается залогодателю. Сумма определяется по конкретным условиям дела. В

случае нарушений условий залога его сумма обращается в доход государства, а

к обвиняемому применяется заключение под стражу.

Наблюдение командования воинской части. Спецификой данной меры

пресечения является то, что она применяется только к военнослужащим,

обвиняемым / подозреваемым в совершении преступления. Наблюдение военного

командования состоит в применении к обвиняемому / подозреваемому мер,

предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для обеспечения его

надлежащего поведения и явки по вызовам лица, производящего дознание,

следователя, прокурора или суда. Командованию воинской части сообщается о

существе дела, по которому избрана данная мера пресечения. Об установлении

наблюдения за обвиняемым / подозреваемым командование воинской части в

письменной форме уведомляет орган, применивший эту меру пресечения.

Военнослужащие лишаются права ношения оружия, постоянно пребывают под

наблюдением своих начальников или лиц суточного наряда, не направляются на

работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие

ответственные наряды, не направляются в отпуск или командировку.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр или под надзор также является

специфической мерой пресечения, так как применяется только к

обвиняемым / подозреваемым, являющимся несовершеннолетними. Отдача

несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекуна, попечителя или

администрации закрытого детского учреждения состоит в принятии кем-либо из

этих лиц письменного обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего к

лицу, производящему дознание, следователю, прокурору или в суд, а также его

надлежащем поведении. Указанные лица предупреждаются о характере

преступления, в котором подозревается или обвиняется несовершеннолетний, и

об их ответственности в случае нарушения принятой на себя обязанности.

Тема № 6. Возбуждение уголовного дела

1. Сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела.

2. Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела.

3. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

4. Обстоятельства, исключающие производство по делу.

5. Процессуальный порядок деятельности в стадии возбуждения уголовного

дела.

6. Надзор прокурора за деятельностью в стадии возбуждения уголовного

дела.

1

Стадия возбуждения уголовного дела – это первоначальная самостоятельная

стадия уголовного процесса, которая состоит в установлении компетентным

государственным органом или должностным лицом необходимых условий для

законного и обоснованного начала производства по уголовному делу.

Понятие "возбуждение уголовного дела" понимается в трех различных

аспектах:

. как уголовно-процессуальный институт, нормы которого определяют

условия, порядок и иные обстоятельства возникновения уголовного дела

(ст. 108–116 УПК);

. как первая стадия уголовного процесса, состоящая из действий и

отношений, которые имеют место при принятии, рассмотрении и разрешении

первичных сведений о преступлении;

. как отдельный процессуальный акт, выражающийся в вынесении компетентным

государственным органом или должностным лицом решения о том, что по

данному деянию начинается производство в порядке уголовного процесса.

Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в том, что

органы предварительного расследования, прокурор и судья принимают первичную

информацию о любом совершенном, совершаемом или подготавливаемом

преступлении, проводят всестороннюю проверку содержания информации,

оценивают ее и принимают, руководствуясь законом и своим внутренним

убеждением, одно из следующих решений:

. о возбуждении уголовного дела;

. об отказе в возбуждении уголовного дела;

. о передаче материалов без возбуждения уголовного дела по

подследственности или по подсудности.

Стадия возбуждения уголовного дела включает в себя следующие этапы:

1) Получение государственным органом или должностным лицом первичной

информации о преступлении.

2) Принятие мер к предотвращению или пресечению преступления, а также к

закреплению его следов.

3) Рассмотрение вопроса о наличии оснований для передачи материалов

другому органу или должностному лицу.

4) Рассмотрение первичной информации по существу, истребование в случае

необходимости дополнительных материалов, получение объяснений, выполнение

проверочных действий без производства следственных действий за исключением

осмотра места происшествия.

5) Принятие решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом,

уведомление заявителя или должностного лица, сообщившего о преступлении.

6) Направление уголовного дела после его возбуждения:

. передача следователю или дознавателю для производства расследования;

. принятие к своему производству;

. создание следственной группы по возбужденному уголовному делу.

2

Правом возбуждать уголовные дела обладают:

|прокурор; |Никакие другие органы и лица не имеют |

| |права возбуждать уголовные дела! |

|следователь; | |

|орган дознания; | |

|судья. | |

1. Прокурор вправе возбудить уголовное дело по любому преступлению

независимо от его подследственности. Прокурор вправе определить

подследственность уголовного дела, минуя правила о подследственности.

2. Следователь вправе самостоятельно и независимо возбуждать уголовные

дела в рамках, отведенных ему правилами о подследственности (ст.ст. 125,

126 УПК).

3. Орган дознания возбуждает уголовные дела только в рамках своей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты