Указа, «в случае... прекращения уголовного дела за отсутствием события
преступления, за отсутствием в деянии состава преступления или
недоказанностью участия гражданина в совершении преступления, орган
предварительного расследования обязан - разъяснить этому гражданину порядок
восстановления его нарушенных прав и возмещения иного ущерба, а также по
его просьбе в месячный срок письменно поставить в известность о своем
решении трудовой коллектив или общественные организации по месту
жительства.
Указанное требование предопределяет обязанность органа дознания и
следователя по просьбе лица, освобожденного по реабилитирующим основаниям,
вручать ему копию постановления об освобождении, в получении которой
данное лицо расписывается на постановлении. Это является существенной
гарантией охраны прав, чести и достоинства личности и диктуется интересами
престижа государственного органа, хотя и задержавшего гражданина в
соответствии с достаточными основаниями для подозрения, но объективно
разобравшегося и восстановившего справедливость.
Освобождение задержанных по указанному основанию осуществляется
относительно редко (2% от всего массива изученных уголовных дел, по которым
подозреваемые были освобождены).
Наиболее часто применяемое на практике основание освобождения
задержанных - отсутствие необходимости применения к задержанному меры
пресечения в виде заключения под стражу (63%).
Применение данного основания означает, что даже в том случае, если
подозрение подтвердилось, задержанный должен быть освобожден, если
появились обстоятельства, позволяющие ограничиться применением меры
пресечения, несвязанной с лишением свободы (например, лицо чистосердечно
раскаялось в преступлении, установлены смягчающие вину обстоятельства и
т.д.).
По данному основанию следует освободить задержанного и тогда, когда
отпадают мотивы, которыми руководствовался следователь при принятии решения
о задержании. Если опасения, что подозреваемый скроется от расследования
или будет препятствовать установлению истины по делу или продолжать
заниматься преступной деятельностью отпали, лицо, производящее
расследование, обязано освободить задержанного. Кроме указанных
обстоятельств, основанием для освобождения может послужить установление в
действиях задержанного состава преступления, за которое не предусмотрено
наказание в виде лишения свободы и, следовательно, мера пресечения в виде
заключения под стражу не может быть применена. Однако на первоначальном
этапе расследования из-за нехватки доказательственного материала подчас
бывает трудно правильно квалифицировать содеянное преступление. Например,
квалификация причинения телесного повреждения - определение степени тяжести
связано с затратой определенного времени на проведение судебно-медицинской
экспертизы. В таких случаях квалифицировать содеянное надлежит по наименее
тяжким предполагаемым результатам экспертизы, согласуя их с конкретными
обстоятельствами преступления.
В случаях же переквалификации преступления в процессе расследования на
менее тяжкое, не предусматривающее наказание в виде лишения свободы,
следователь незамедлительно должен освободить подозреваемого на основании
отсутствия необходимости применения к задержанному меры пресечения в виде
заключения под стражу.
В период задержания подозреваемого не всегда устанавливаются
достаточные основания для применения меры пресечения в виде заключения под
стражу (ареста), но и подозрение не отпадает. Изучение показало, что более
30% решений об освобождении подозреваемых фактически обусловлено именно
отсутствием оснований для дальнейшего содержания лица под стражей. И хотя
определенные опасения, что задержанный может скрыться или совершить другие
действия, остаются, подозреваемого в таких случаях необходимо освободить на
основании, предусмотренном Законом, решив вопрос о применении иной меры
пресечения, не связанной с лишением свободы.
В любом случае освобождение задержанного по постановлению следователя
или лица, производящего дознание, должно осуществляться либо из-за
неподтверждения подозрений, либо в связи с отсутствием необходимости в
избрании меры пресечения-заключения под стражу.
Однако на практике имеют место случаи освобождения подозреваемых из-
под стражи на основании «отказа прокурора в санкции на арест»,
«малозначительности преступления», «помещения подозреваемого в больницу для
проведения психиатрической экспертизы» и по другим основаниям. Приведенные
формулировки оснований освобождения задержанных следует признать не
соответствующими требованиям Закона. Нетрудно заметить, что перечисленные
основания освобождения в конечном итоге сводятся к одному основанию, а
именно, к отсутствию необходимости применения к задержанному меры
пресечения в виде заключения под стражу.
Обращает на себя внимание большой процент постановлений об
освобождении задержанных на основании отказа прокурора в санкции на арест.
В связи с этим следует иметь в виду, что отказ в санкции на арест есть не
что иное, как выраженное мнение прокурора об отсутствии необходимости
применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу.
Следовательно, в постановлении причину освобождения задержанного следует
формулировать так: отказ прокурора в санкции на арест в связи с отсутствием
необходимости дальнейшего содержания подозреваемого под стражей, т.е.
основание, предусмотренное Законом.
Третьим основанием освобождения подозреваемого является истечение
установленного законом срока задержания . Как уже отмечалось, задержание
подозреваемого не может продолжаться свыше 72 часов с момента его
фактического задержания. По общему правилу освобождение задержанного должно
производиться по постановлению лица, производящего дознание, следователя
или прокурора.
Однако если в течение указанного срока постановление прокурора,
следователя или лица, производящего дознание, об освобождении задержанного
либо применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу в
место содержания не поступило, начальник места содержания задержанных
освобождает это лицо и направляет уведомление о его освобождении прокурору,
следователю или лицу, производящему дознание, о чем составляется протокол.
Освобождение подозреваемого на основании истечения срока задержания
должно применяться только начальником места содержания задержанных (ИВС).
Об освобождении подозреваемого по истечении срока задержания начальник
места содержания задержанных обязан направить уведомление не только лицу, в
производстве которого находится уголовное дело, но и прокурору, так как на
прокуроре лежала обязанность в течение 48 часов освободить задержанного
либо дать санкцию на его арест. Это необходимо для надлежащего
осуществления прокурорского надзора за обоснованностью и законностью
действий следователя или органа дознания, применившего задержание.
Направление письменного уведомления не исключает возможность устного
сообщения об освобождении (непосредственно или по телефону) следователю или
лицу, производящему дознание.
Освобождение задержанного в связи с истечением срока задержания не
избавляет лицо, производящее расследование, от необходимости принять меры
по официальной реабилитации освобожденного, если подозрение не
подтвердилось. В этом случае выносится постановление, устанавливающее
непричастность освобожденного к преступлению. Постановление, а также копия
письменного уведомления приобщаются к уголовному делу, а в случае
ходатайства освобожденного постановление о прекращении уголовного
преследования выдается освобожденному на руки. Несмотря на то, что с
момента освобождения подозреваемого в связи с истечением срока задержания и
до выяснения обстоятельств, указывающих на необоснованность подозрения,
проходит определенный срок, необходимо, как и в случае освобождения на
основании неподтверждения подозрения, письменно уведомить администрацию,
общественную организацию по месту работы, учебы лица, подвергавшегося
задержанию, о том, что основания для задержания по подозрению в совершении
преступления отпали.
Постановление об освобождении задержанного должно отвечать общим
требованиям, применяемым к оформлению процессуальных документов.
В вводной части постановления указываются время и место его
доставления, должность, звание и фамилия лица, вынесшего постановление,
номер уголовного дела и статьи уголовного закона, предусматривающего состав
преступления, по подозрению в совершении которого применялась данная мера
процессуального принуждения.
В описательной части постановления излагаются основания, мотивы, дата
и время задержания лица (с указанием его фамилии, имени, отчества),
основание освобождения задержанного, в соответствии с Законом о порядке
кратковременного задержания.
В резолютивной части постановления приводится формулировка самого
решения об освобождении конкретного лица.
В случае необходимости администрация места содержания задержанных
обеспечивает освобожденных лиц бесплатным проездом к месту жительства; по
их просьбе выдает справки о времени пребывания в месте содержания
задержанных.
Обеспечение освобожденного лица бесплатным проездом к месту
жительства, а также выдача документа (справки или копии постановления об
освобождении) о времени его пребывания в месте содержания задержанных
осуществляется независимо от основания освобождения подозреваемого.
Список используемой литературы :
1. Конституция РФ
2. Закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступлений» от 20.07.95г.
3. Закон РФ «О прокуратуре РФ» от 18.10.95г.
4. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.81г. №4892-Х «О
возмещении ущерба, причиненного гражданам незаконными действиями
государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при
исполнении ими служебных обязанностей».
5. Постановление Пленума ВС РФ №3 от 27.04.93г. «О практике судебной
проверки законности и обоснованности ареста или продления срока
содержания под стражей»
6. Приказ МВД РФ №170 от 09.04.93г. «Положение о комнатах для задержанных
в административном порядке».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10