УГОЛОВНОЕ ПРАВО И РЕЛИГИЯ

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И РЕЛИГИЯ

Дальневосточный институт законодательства и правоведения

Юридический факультет

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

Коновченко Виталий Анатольевич

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: УГОЛОВНОЕ ПРАВО и РЕЛИГИЯ

Студента 5 курса 3 группы Коновченко В.А.

Научный руководитель: к.ю.н. Доцент Кулешов Ю.И.

Допущено к защите ________мая

2001

Заведующий кафедрой ________________

Хабаровск 2001

ТЕМА: Уголовное право и религия

ПЛАН

1. Введение.

---- 3

2. Соотношение уголовного права и религии:

основные понятия, содержание, сущность

и взаимосвязь. ---- 5

1. Социальная значимость уголовного права и религии,

их достоинства и недостатки

2.2 Эффективность уголовного права и религии в области достижения

общественно-полезных целей.

3. Историческое влияние религии на развитие уголовного права ----23

4. Влияние определенной религии (шариата) на

уголовное право, возможные социальные последствия. (на примере

Судана, Чеченской Республики Ичкерия)

----39

5. Заключение.

----61

6. Список используемой литературы

----63

Введение

В первую очередь хотелось бы отметить основные пути исследования в

данной дипломной работе. Итак, основная цель дипломной работы раскрыть

содержание и сущность двух категорий - уголовного права и религии, а также

взаимосвязь между ними, оценить их воздействие на общественные явления,

степень эффективности этого воздействия. Общей задачей является изучение

этих двух понятий и выработка личного мнения. Поскольку здесь переплетаются

наука и мораль, дипломная работа содержит философские, уголовно-правовые,

криминологические, социологические, религиозные и иные взгляды.

Затрагивается также социальное значение этих двух категорий, степень

эффективности в области достижения поставленных перед ними целей.

Особенности совершенства и недостатки. А также социальные и уголовно-

правовые явления, обусловленные существованием уголовного права и религии.

Каким образом эти две категории исторически влияли на становление,

совместное существование друг друга. Соотношение уголовного права с

различными религиями. Их методы воздействия на общественные отношения. А

также уголовно-правовые системы, историческим базисом которых является

религия. Проблемы существования уголовного права с различными религиями.

Возможные пути разрешения, основанные на собственном мнении. Также

затрагиваются вопросы совместного существования нескольких религий в рамках

одного государства, их совместное влияние на систему уголовного права и

общественные отношения, охраняемые уголовным правом.

Данная тема дипломной работы привлекла меня тем, что она фактически

не изучается в рамках курса Уголовного права, хотя на мой взгляд изучение

соответствующей проблемы имеет огромное значение в достижении тех целей,

которые стоят не только перед уголовным правом, но и перед обществом и

государством в целом. Однако внимание на это уделяется лишь поверхностно.

Сложность заключается в том, что религия и уголовное право являются

абсолютно разными категориями, но все-таки имеют связь, которую редко видят

юристы и те, чья сфера является - богослужение. Сознание каждого из них

пронизано определенной системой знаний и идей, которые, в общем, имеют

противоречия. Поэтому я думаю, что связь между этими категориями теряется в

сознании этих людей. На мой взгляд религия и уголовное право должны

составлять единое целое общественное явление и изучаться более углубленно.

Что эта за связь и в чем она заключается? – вопросы, которые также меня

интересуют, и на которые я попытаюсь ответить в рамках дипломной работы. Я

не ставлю своей задачей отстоять правовую либо моральную (религиозную)

точку зрения, а буду рассматривать эти вещи объективно. Также постараюсь

(насколько это возможно) сохранить уголовно-правовой подход к написанию

данной дипломной работы. Но, учитывая специфику сущности уголовного права и

религии, считаю целесообразным подходить творчески и иногда использовать

исторические, философские, политические, социальные, религиозные, научные

взгляды в решении задач, поставленных мною в рамках дипломной работы.

Поэтому может наблюдаться некоторая размытость уголовно-правового подхода,

ибо, только применяя уголовно-правовой метод написания диплома, я не вижу

пути разрешения проблем существования, рассматриваемых здесь категорий –

уголовного права и религии.

2. Соотношение уголовного права и религии: основные понятия,

содержание, сущность и взаимосвязь

Для более глубокого понимания сущности вещей считаю целесообразным

определить понятие Уголовного права и религии, хотя бы поверхностно. Итак,

что же такое «Уголовное право»? С юридической или научной точки зрения

уголовное право – это отрасль права, нормы которой устанавливают принципы

уголовной ответственности, применения наказаний за преступления, определяют

конкретные деяния, которые являются преступлениями и меры наказания за них.

Можно посмотреть на уголовное право как на совокупность юридических норм,

содержащих принципы, основания уголовной ответственности, совокупность

составов преступлений, основные меры наказания, принципы назначения

наказания. Однако существуют и другие философские взгляды, в соответствии с

которыми уголовное право – это мера государственного принуждения.

Государство пытается защитить себя и общество от преступных посягательств

используя при этом уголовное право, как меру государственного принуждения,

создает определенный аппарат принуждения. Вся эта структура позволяет

определенным образом добиться снижения уровня преступности, в какой-то мере

обезопасить общество от не желаемого воздействия на общественные отношения.

То есть основными задачами уголовного права является – охрана прав и свобод

человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной

безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных

посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также

предупреждение преступлений. (Ст 2 УК. РФ) Все это “достигается” путем

закрепления в праве определенных деяний (действий или бездействий) за

которые предусматривается уголовная ответственность в виде определенного

наказания.

Религия в своей сущности является более широкой категорией и не

ограничивается теми целями и задачами, которые стоят перед уголовным

правом. Слово религия происходит от латинского religio, что в переводе

означает набожность, святыня, предмет культа. Существуют также различные

понятия религии. Религия – мировозрение и мироощущение, а также

соответствующее поведение и специфические действия (культ) основанный на

вере в существование бога или богов, сверхъестественного; фантастическое

отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в

их повседневной жизни – отражение, в котором земные силы принимают форму

неземных.[1] Однако понятие это не единственное, поскольку содержит в себе

элементы атеизма.[2] Каждая определенная религия, каждое верование есть в

то же время известный образ мышления; ведь ни один человек не может верить

в то, что противоречит его образу мысли и представлениям. Для человека,

верующего в чудеса, чудо не есть нечто противоречащее разуму; оно,

наоборот, кажется ему вполне естественным следствием божественного

всемогущества, которое тоже является в его глазах совершенно естественным

представлением. Человек верующий считает воскресение мертвых таким же

понятным и естественным явлением, как восход солнца после его заката, как

пробуждение весны после зимы и появление растений из брошенных в землю

семян. Вера и религия особенно противоречат разуму только там, где

нарушается гармония между мыслями и чувствами человека и его верой и где,

следовательно, вера перестает быть непреложной для человека истиной.

Поэтому вера является основным регулятором поведения человека. И на мой

взгляд, имеет целью создать наиболее гармоничные общественные отношения,

воздействуя через мораль и нравственность. Существуют мнения, что религия

это есть способ захвата сознания людей и таким образом способ осуществления

власти одного класса над другим. Исторически случалось и так, когда религия

использовалась в целях осуществления власти одного класса над другим, но с

другой стороны религиозная культура всегда сохраняла нормальное

общественное поведение людей и даже более того развивала эти общественные

отношения. Это было еще тогда, когда право практически не существовало.

Поэтому значение и сущность религии можно хорошо посмотреть, окунувшись в

глубь истории государства и права.

Каким образом религия соотносится с уголовным правом? Я думаю,

прежде всего, в том, что они преследуют общественно-полезные цели. И то и

другое пытается оградить общество от нежелательного внутреннего

воздействия, которое может его разрушить. Отличие наблюдается в том, что в

уголовном праве эта цель является непосредственной. То есть уголовное право

непосредственно занимается тем, чтобы обезопасить общество от преступных

посягательств. В религии же эта цель является как бы составной частью, и

воспринимается как должное. Отличие также наблюдается в методе достижения

поставленных перед ними целей. Уголовное право использует императивный

метод, в то время как религия использует метод воздействия на сознание

человека, путем объяснения истины и сущности вещей, которые человек на

протяжении своей жизни пытается понять. Вы когда-нибудь задумывались о

смысле жизни? Но как правило никто не находил удовлетворительного ответа на

этот вопрос. А также на ряд других вопросов, которые не имеют достаточно

обоснованных объяснений. Религия, как правило, находит пути объяснения и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты