УГОЛОВНОЕ ПРАВО И РЕЛИГИЯ
Дальневосточный институт законодательства и правоведения
Юридический факультет
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
Коновченко Виталий Анатольевич
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: УГОЛОВНОЕ ПРАВО и РЕЛИГИЯ
Студента 5 курса 3 группы Коновченко В.А.
Научный руководитель: к.ю.н. Доцент Кулешов Ю.И.
Допущено к защите ________мая
2001
Заведующий кафедрой ________________
Хабаровск 2001
ТЕМА: Уголовное право и религия
ПЛАН
1. Введение.
---- 3
2. Соотношение уголовного права и религии:
основные понятия, содержание, сущность
и взаимосвязь. ---- 5
1. Социальная значимость уголовного права и религии,
их достоинства и недостатки
2.2 Эффективность уголовного права и религии в области достижения
общественно-полезных целей.
3. Историческое влияние религии на развитие уголовного права ----23
4. Влияние определенной религии (шариата) на
уголовное право, возможные социальные последствия. (на примере
Судана, Чеченской Республики Ичкерия)
----39
5. Заключение.
----61
6. Список используемой литературы
----63
Введение
В первую очередь хотелось бы отметить основные пути исследования в
данной дипломной работе. Итак, основная цель дипломной работы раскрыть
содержание и сущность двух категорий - уголовного права и религии, а также
взаимосвязь между ними, оценить их воздействие на общественные явления,
степень эффективности этого воздействия. Общей задачей является изучение
этих двух понятий и выработка личного мнения. Поскольку здесь переплетаются
наука и мораль, дипломная работа содержит философские, уголовно-правовые,
криминологические, социологические, религиозные и иные взгляды.
Затрагивается также социальное значение этих двух категорий, степень
эффективности в области достижения поставленных перед ними целей.
Особенности совершенства и недостатки. А также социальные и уголовно-
правовые явления, обусловленные существованием уголовного права и религии.
Каким образом эти две категории исторически влияли на становление,
совместное существование друг друга. Соотношение уголовного права с
различными религиями. Их методы воздействия на общественные отношения. А
также уголовно-правовые системы, историческим базисом которых является
религия. Проблемы существования уголовного права с различными религиями.
Возможные пути разрешения, основанные на собственном мнении. Также
затрагиваются вопросы совместного существования нескольких религий в рамках
одного государства, их совместное влияние на систему уголовного права и
общественные отношения, охраняемые уголовным правом.
Данная тема дипломной работы привлекла меня тем, что она фактически
не изучается в рамках курса Уголовного права, хотя на мой взгляд изучение
соответствующей проблемы имеет огромное значение в достижении тех целей,
которые стоят не только перед уголовным правом, но и перед обществом и
государством в целом. Однако внимание на это уделяется лишь поверхностно.
Сложность заключается в том, что религия и уголовное право являются
абсолютно разными категориями, но все-таки имеют связь, которую редко видят
юристы и те, чья сфера является - богослужение. Сознание каждого из них
пронизано определенной системой знаний и идей, которые, в общем, имеют
противоречия. Поэтому я думаю, что связь между этими категориями теряется в
сознании этих людей. На мой взгляд религия и уголовное право должны
составлять единое целое общественное явление и изучаться более углубленно.
Что эта за связь и в чем она заключается? – вопросы, которые также меня
интересуют, и на которые я попытаюсь ответить в рамках дипломной работы. Я
не ставлю своей задачей отстоять правовую либо моральную (религиозную)
точку зрения, а буду рассматривать эти вещи объективно. Также постараюсь
(насколько это возможно) сохранить уголовно-правовой подход к написанию
данной дипломной работы. Но, учитывая специфику сущности уголовного права и
религии, считаю целесообразным подходить творчески и иногда использовать
исторические, философские, политические, социальные, религиозные, научные
взгляды в решении задач, поставленных мною в рамках дипломной работы.
Поэтому может наблюдаться некоторая размытость уголовно-правового подхода,
ибо, только применяя уголовно-правовой метод написания диплома, я не вижу
пути разрешения проблем существования, рассматриваемых здесь категорий –
уголовного права и религии.
2. Соотношение уголовного права и религии: основные понятия,
содержание, сущность и взаимосвязь
Для более глубокого понимания сущности вещей считаю целесообразным
определить понятие Уголовного права и религии, хотя бы поверхностно. Итак,
что же такое «Уголовное право»? С юридической или научной точки зрения
уголовное право – это отрасль права, нормы которой устанавливают принципы
уголовной ответственности, применения наказаний за преступления, определяют
конкретные деяния, которые являются преступлениями и меры наказания за них.
Можно посмотреть на уголовное право как на совокупность юридических норм,
содержащих принципы, основания уголовной ответственности, совокупность
составов преступлений, основные меры наказания, принципы назначения
наказания. Однако существуют и другие философские взгляды, в соответствии с
которыми уголовное право – это мера государственного принуждения.
Государство пытается защитить себя и общество от преступных посягательств
используя при этом уголовное право, как меру государственного принуждения,
создает определенный аппарат принуждения. Вся эта структура позволяет
определенным образом добиться снижения уровня преступности, в какой-то мере
обезопасить общество от не желаемого воздействия на общественные отношения.
То есть основными задачами уголовного права является – охрана прав и свобод
человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной
безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных
посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также
предупреждение преступлений. (Ст 2 УК. РФ) Все это “достигается” путем
закрепления в праве определенных деяний (действий или бездействий) за
которые предусматривается уголовная ответственность в виде определенного
наказания.
Религия в своей сущности является более широкой категорией и не
ограничивается теми целями и задачами, которые стоят перед уголовным
правом. Слово религия происходит от латинского religio, что в переводе
означает набожность, святыня, предмет культа. Существуют также различные
понятия религии. Религия – мировозрение и мироощущение, а также
соответствующее поведение и специфические действия (культ) основанный на
вере в существование бога или богов, сверхъестественного; фантастическое
отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в
их повседневной жизни – отражение, в котором земные силы принимают форму
неземных.[1] Однако понятие это не единственное, поскольку содержит в себе
элементы атеизма.[2] Каждая определенная религия, каждое верование есть в
то же время известный образ мышления; ведь ни один человек не может верить
в то, что противоречит его образу мысли и представлениям. Для человека,
верующего в чудеса, чудо не есть нечто противоречащее разуму; оно,
наоборот, кажется ему вполне естественным следствием божественного
всемогущества, которое тоже является в его глазах совершенно естественным
представлением. Человек верующий считает воскресение мертвых таким же
понятным и естественным явлением, как восход солнца после его заката, как
пробуждение весны после зимы и появление растений из брошенных в землю
семян. Вера и религия особенно противоречат разуму только там, где
нарушается гармония между мыслями и чувствами человека и его верой и где,
следовательно, вера перестает быть непреложной для человека истиной.
Поэтому вера является основным регулятором поведения человека. И на мой
взгляд, имеет целью создать наиболее гармоничные общественные отношения,
воздействуя через мораль и нравственность. Существуют мнения, что религия
это есть способ захвата сознания людей и таким образом способ осуществления
власти одного класса над другим. Исторически случалось и так, когда религия
использовалась в целях осуществления власти одного класса над другим, но с
другой стороны религиозная культура всегда сохраняла нормальное
общественное поведение людей и даже более того развивала эти общественные
отношения. Это было еще тогда, когда право практически не существовало.
Поэтому значение и сущность религии можно хорошо посмотреть, окунувшись в
глубь истории государства и права.
Каким образом религия соотносится с уголовным правом? Я думаю,
прежде всего, в том, что они преследуют общественно-полезные цели. И то и
другое пытается оградить общество от нежелательного внутреннего
воздействия, которое может его разрушить. Отличие наблюдается в том, что в
уголовном праве эта цель является непосредственной. То есть уголовное право
непосредственно занимается тем, чтобы обезопасить общество от преступных
посягательств. В религии же эта цель является как бы составной частью, и
воспринимается как должное. Отличие также наблюдается в методе достижения
поставленных перед ними целей. Уголовное право использует императивный
метод, в то время как религия использует метод воздействия на сознание
человека, путем объяснения истины и сущности вещей, которые человек на
протяжении своей жизни пытается понять. Вы когда-нибудь задумывались о
смысле жизни? Но как правило никто не находил удовлетворительного ответа на
этот вопрос. А также на ряд других вопросов, которые не имеют достаточно
обоснованных объяснений. Религия, как правило, находит пути объяснения и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13