УГОЛОВНОЕ ПРАВО И РЕЛИГИЯ

исламским государством, невзирая на то, что более трети его граждан – не

мусульмане". И далее в заявлении утверждалось: "политика, которая

навязывает единообразие без учета фактического многообразия общества, не

ведет к укреплению единства и мира. Путь к единству и миру проходит через

понимание, взаимное уважение и диалог". -------------------------

Другие суданские не мусульмане в негодовании ответили на

введение шариата вооруженным восстанием. Такое развитие событий подводит

нас к политическим аспектам шариатского курса. Однако для понимания этих

аспектов следует обратиться к запутанной проблеме южного Судана.

Существует много причин для конфликта между мусульманским и в известной

мере арабизированным северным Суданом и в большинстве своем немусульманским

африканским населением южного Судана . Помимо недоверия и враждебности,

глубоко укоренившихся в отношениях между двумя частями страны, южные

суданцы испытывают недовольство, вызванное политическими и экономическими

причинами, - ведь в пропорциональном отношении они ущемлены и в отношении

доступа к политической власти и в плане экономического развития. Кроме

того, южный немусульманский Судан опасался проведения в жизнь мусульманским

севером шариатских законов, поскольку южане понимали, что это нанесет ущерб

их основным гражданским правам. Эти и иные причины привели к первому

мятежу, поднятому южанами, служившими в суданской армии, накануне получения

страной независимости в августе 1955 г. Вскоре этот мятеж превратился в

полномасштабную гражданскую войну, продолжавшуюся примерно 17 лет и

завершившуюся политическим урегулированием, известным под названием Аддис-

Абебского соглашения 1972 г., по которому юг получил региональную автономию

и гарантии основных прав, закрепленные в Конституции 1973 г.. В результате

этого урегулирования южный регион вплоть до начала 80-х годов существовал в

условиях относительной политической стабильности и экономического развития.

Несколько акций, осуществленных в конце 1970 - начале 1980-х

правительством тогдашнего президента Нимейри[14], были однако восприняты

южными суданцами как свидетельство недобросовестности и стремления лишить

их прав, приобретенных по соглашению 1972 г. Опасения южных суданцев

подтвердились, когда 5 июня 1983 г. президент Нимейри в нарушение

Конституции Судана и Аддис-Абебских соглашений принял решение разделить

южный регион на три отдельных региона. Всего через несколько месяцев после

этого, в сентябре 1983 г. Нимейри распространил действие законов шариата на

всю страну. Это радикальное решение подлило масло в огонь нового мятежа,

который к тому моменту уже начался на юге, и страна вновь была ввергнута в

широкомасштабную и вызвавшую громадные жертвы гражданскую войну. -----------

------------------------

Хотя наблюдатели могут расходиться в оценках различных

социальных, экономических и политических причин конфликта между севером и

югом Судана, все же они не могут не согласиться с тем, что введение шариата

стало важнейшей, если не основной причиной нынешней фазы гражданской войны.

В любом случае, зрелище ампутаций и других суровых наказаний, применяемых в

отношении не мусульман, в сочетании с явной дискриминацией на религиозной

почве, побуждают суданских не мусульман продолжать гражданскую войну. ------

-------------------

Наблюдатели также не могут не согласиться, что возобновление

гражданской войны в южной части страны усугубило экономические и

политические проблемы Судана и способствовало падению бывшего президента

Нимейри. Пытаясь достичь нового политического урегулирования конфликта,

нынешнее правительство Судана неоднократно обещало отменить законы,

введенные в 1983 г. Однако вплоть до настоящего момента ему так и не

удалось этого сделать, поскольку перспектива реализации этих обещаний

ставит правительство страны перед трудной дилеммой. С одной стороны,

электорат основных партий севера требует применения шариата и, либо

сохранения в силе законов 1983 г., либо замены их на так называемые

замещающие исламские законы. С другой стороны, в какой бы форме шариат ни

применялся, его применение будет порождать проблемы конституционного и

практического плана. Единственным решением этой дилеммы стали бы ревизия и

реформирование принципов шариата как в сфере уголовного права, так и в

других сферах с тем, чтобы избавиться от всех конституционных и прочих

проблем, порождаемых его применением в современном национальном

государстве. Примером того, что шариат показал свое влияние на уголовное

право РФ может служить тот факт, когда Осенью 1996 года Указом тогдашнего

президента Чеченской Республики Ичкерия З.Яндарбиева вместо действовавшего

ранее Уголовного кодекса (УК) РФ был введен в действие новый кодекс — УК

ЧРИ. В начале сентября 1996 г. текст УК был опубликован в правительственной

газете «Ичкерия».

Многие из статей данного Уголовного кодекса нарушают основные права и

свободы, которые, в соответствии со статьей 4 Международного Пакта о

гражданских и политических правах, не могут быть ограничены даже в условиях

чрезвычайного положения. Это абсолютные и неотъемлемые права и свободы

человека. Отступление от обязательств соблюдать эти права и свободы не

может быть оправдано ничем. Среди такого рода положений вводимого в Чечне

шариатского кодекса, — от бесчеловечного, жестокого или унижающего

человеческое достоинство наказания и права на беспристрастный и

справедливый суд при надлежащих гарантиях прав обвиняемого, следует

выделить статью 126 УК ЧРИ, предусматривавшую наказание (смертную казнь) за

вероотступничество от религии ислама. Свобода совести и религии в точном

смысле статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах

включает право свободно и гласно выбирать и менять религию или убеждения.

Это неотъемлемое и абсолютное право. Введение в Уголовный кодекс наказания

за вероотступничество не может быть оправдано никакими обстоятельствами и

традициями. В ряде статей Кодекса проводилось различие между гражданами,

исповедующими ислам, и иными лицами. Причем для мусульман устанавливались,

как правило, более строгие наказания либо вообще наказания предусмотрены

только для этой категории граждан (ст.78 — употребление спиртных напитков,

ст.126 — вероотступничество от ислама). Нет сомнений, что в основе этого

лежали благие намерения и попытка соединить положения шариата и требования

веротерпимости. Однако, несмотря на благородные намерения, само по себе это

разграничение явилось прямым нарушением одного из фундаментальных принципов

международного права — равенства граждан перед законом независимо от

убеждений и религии и запрета дискриминации в какой бы то ни было форме.

Эти нормы содержатся в статьях 2 и 26 Международного пакта о гражданских и

политических правах.

Со времени покорения Северного Кавказа здесь одновременно

существовало три формы законодательства: государственное (Российской

империи, а затем ее преемника - СССР), исламское (шариат) и адат - право,

основанное на традициях и обычаях. Причем шариатская юриспруденция по

многим положениям больше тяготела к российской, нежели к адату.

Примечательно, что, создав имамат[15], Шамиль предпринимал меры по

уничтожению правовой системы адата. В советское время на Северном Кавказе

доминировал государственный юридический канон. На втором месте по влиянию

на общественную жизнь безусловно стоял адат, а не шариат. В сельской

местности при всех важных вопросах учитывалось мнение старейшин, а в Чечено-

Ингушетии даже была создана специальная комиссия по примирению.

Специалисты высказывают мнение, что подобное мирное существование трех

юридических систем было возможно только при жесткой тоталитарной власти. В

послеперестроечный период федеральные власти столкнулись с серьезной

проблемой, для определения которой подходит термин Сэмюэля Хантингтона

"конфликт цивилизаций". Очевидно, что западноевропейские демократические

институты, оказались малоэффективными во многих регионах страны, в первую

очередь на Северном Кавказе.

Очередной попыткой утверждения независимости и государственности

Чечни стало решение об объявлении Ичкерии в ноябре 1997 года Чеченской

Исламской Республикой. Кстати, к этому времени в мире насчитывалось всего

пять государств, в названии которых присутствовало слово "исламский".

Дальнейшие шаги руководства Чечни в этом направлении показали, что новое

официальное название практически не прижилось. До объявления данного

решения построение исламского государства входило в число предвыборных

лозунгов претендентов на пост президента этой республики. По мнению

специалистов, это решение было принято без учета возможных последствий и

правовой оценки, так как вслед за этим шагом должно было последовать

изменение конституции, что могло не получить полного одобрения парламента

республики.

Однако за начальную точку превращения Чечни в исламскую республику

можно взять дату 11 ноября 1996 года, когда парламент республики по

инициативе исполняющего обязанности президента З.Яндарбиева принял закон "О

внесении изменений в Конституцию ЧРИ". В соответствии с этим законом ст.4

Конституции наряду с гарантиями свободы взглядов и убеждений объявляет

ислам "государственной религией ЧРИ". Несколько ранее, в сентябре 1996

года, "в целях создания необходимой основы для углубленного изучения и

постижения Корана и Ислама" был издан указ президента ЧРИ З.Яндарбиева "Об

изучении арабского языка в общеобразовательной школе ЧРИ". Этим указом в

качестве обязательных дисциплин в практику школьного обучения были введены

такие дисциплины как "арабский язык" и "основы ислама".

Исламские реформы предполагались и в других сферах, включая уголовное

и уголовно процессуальное право. Так, например, проблема введения основ

шариатского судопроизводства стала в особенности активно обсуждаться после

завершения военных действий. Вначале предполагалось, что шариатские и

светские суды будут существовать параллельно, причем на основе

мусульманского права планировалось рассматривать лишь дела по мелким

кражам, хулиганству, имущественным спорам, бракоразводным процессам и тому

подобное. Высказывались официальные точки зрения относительно того, что в

случае, если в республике и состоится полный переход на принципы

шариатского судопроизводства, то процесс этот должен проходить постепенно и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты