на начальном этапе необходимо ввести практику совмещения светских и
религиозных правовых норм. Однако вскоре властями были предприняты
кардинальные меры по изменению правовой системы в республике. Как уже
говорилось, Указом президента З.Яндарбиева был введен новый Уголовный
кодекс ЧРИ, которым были отменены все другие нормы Уголовного кодекса СССР
и Российской Федерации, действовавшие на территории республики. Следует
обратить внимание на то, что пунктом 2 данного указа военно-полевым судам
ЧРИ предписывалось ввести его в действие с момента подписания, в то время
как на всей территории Чечни он вступил в действие с момента подписания -
12 сентября 1996 года (п.1 указа).
В дальнейшем, признавая необходимость построения исламского
государства, руководство республики считало несвоевременным введение
шариатских судов. Реформу правовой системы планировалось проводить на
основе российского Уголовного кодекса, из которого следовало оставить
нормы, соответствующие местным традициям, а в последующем постепенно
перейти к шариату. Можно считать правовым нонсенсом, что шариатские суды в
Ичкерии в течение длительного периода времени функционируют лишь на основе
указов президента. Соответствующих законов, основанных на нормах шариата,
практически не существует. Во всех сельских и городских районах Грозного
работают 26 региональных шариатских судов, в ведении которых находятся
уголовные и гражданские дела. Рассмотрение дел осуществляется без участия
прокуратуры и адвокатуры, однако, осужденный имеет право обратиться с
апелляцией в Верховный Шариатский Суд, решение которого является
окончательным. На процесс формирования основ шариатского законодательства
наиболее активное влияние, по крайней мере, на начальном этапе реформ
правовой системы, оказали правовое законодательство Судана, Иордании,
Саудовской Аравии. В этом смысле характерно, что Уголовный Кодекс Чечни,
принятый в 1996 году, являлся практически полной копией Уголовного Кодекса
Судана, подготовленный специально для Чечни, однако без учета существующей
традиционной правовой практики. Новый УК ЧРИ призван регулировать социально-
правовые отношения внутри чеченского общества исключительно на основе
принципов шариата. За содеянное преступление, согласно принципам нового
уголовного законодательства, предполагаются следующие меры наказания:
штраф, тюремное заключение, ссылка, смертная казнь и др. Нормы данного
кодекса начали реализовываться до его принятия и опубликования. Часть
населения, отдельные религиозные деятели критически восприняли попытки
ввести в практику шариатские суды, радикально расходящиеся с местными
обычаями, традициями и национальной психологией чеченского народа. Следует
отметить, что чеченцы имели собственную традиционную форму регулирования
социально-правовых отношений - адат (обычное право). Считается, что именно
эта форма была наиболее адекватной образу жизни и поведения народа, чем
искусственно навязываемые нормы уголовного права, к тому же имеющие
суданское происхождение.
Сторонниками введения шариатских норм чаще всего ссылки делались на
факторы морально-психологического воздействия новых законов на население
республики. При этом они также исходили из особенностей чеченского
менталитета, с учетом того, что "для чеченца публичное наказание является
сильным моральным фактором. Такая мера очень быстро и эффективно приводит к
дисциплине, особенно в армии" - таково пояснение прежнего министра
иностранных дел Чечни Р. Чимаева
Хотелось бы обратить внимание на то, что так называемый Запад никогда
не введёт санкций против сегодняшних режимов в арабских странах, хотя там
тоже имеют место некоторые из норм Шариата. В Саудовской Аравии, к примеру,
отрубают кисть руки за воровство, или за прелюбодеяние могут приговорить к
забиванию камнями, но эти элементы Шариата Запад не волнуют и не пугают.
Потому, что это всего лишь элементы Шариата. Напротив - враги ислама сами
же и ввели подобные усечённые формы Шариата, в подконтрольных им странах,
чтобы время от времени высказывать «озабоченность» по поводу средневековых
методов наказания, практикуемых мусульманами. При этом никто словом не
обмолвится по поводу того, что в Исламе смертная казнь или отрубание руки
это чрезвычайная мера. И, что для вынесения подобного приговора нужно
огромное количество веских причин и доводов, подтверждающих патологическую
наклонность подсудимого к насилию или воровству.
Ответственность за недавние злоупотребления в ходе применения
исламского уголовного права в таких странах, как Судан, а также в
Чеченской Республике Ичкерия, несомненно, частично ложится на бессовестных
правителей, манипулировавших историческими формулировками шариата в своих
собственных политических целях. К несчастью, подобная манипуляция была
поддержана исламскими традиционалистами и мусульманскими фундаменталистами,
которые из своих собственных соображений заявляли, что шариатское уголовное
право пригодно для его немедленного проведения в жизнь. Феномен поспешного
и произвольного применения исламского уголовного законодательства может
быть лучше всего понят в контексте того, что можно было бы назвать
политикой исламизации. --------------------------
В подавляющем большинстве мусульманских стран мира принципы
западного уголовного права пришли на смену шариатскому уголовному праву. Во
многих мусульманских странах происходят ожесточенные дебаты относительно
будущего их правовых систем и, особенно, уголовно-правовых аспектов этих
систем; в таких дебатах друг другу противостоят сторонники двух моделей. С
одной стороны, та часть населения, которая ориентирована на светские
ценности, настаивает на том, чтобы продолжать использовать западные
принципы, лишь слегка их модифицировав, чтобы они соответствовали местным
условиям. С другой стороны, мусульмане традиционалисты и фундаменталисты
требуют немедленного и полного применения шариатского уголовного права. К
сожалению, ни одна из сторон не проявляет готовности рассмотреть весомые
аргументы другой стороны.
Разногласия по вопросу о сущности и содержании уголовного права,
конечно, не являются чем-то характерным именно для мусульманских стран и
должны разрешаться здесь теми же разумными и демократичными методами,
которых следует придерживаться при урегулировании таких противоречий, где
бы они ни возникали. В случае с мусульманской страной, где идут дебаты о
применении шариатских уголовных законов, разумный и демократичный метод
подразумевает учет религиозной природы этих законов. Эта базовая посылка
имеет двоякое значение для всех мусульманских стран, в которых проживает
немусульманское или ориентированное на светские ценности мусульманское
меньшинство. С одной стороны, религиозные мусульмане считают, что
шариатское уголовное право имеет обязательный характер в силу того, что оно
опирается на авторитет веры, и не нуждается в обосновании какими-либо
аргументами. С другой стороны, поскольку исламский религиозный фактор не
имеет значения для не мусульман и не воспринимается в качестве неотразимого
аргумента светски ориентированными мусульманами, этим группам населения
применение шариатского уголовного права необходимо обосновать в приемлемых
для них терминах..---------------------------
Вот почему так важно, чтобы каждая сторона получила полную
свободу слова и организации с тем, чтобы на соревновательной основе
бороться за общественное одобрение своей позиции прежде, чем в уголовном
законодательстве будут произведены радикальные изменения. Такая возможность
для проведения свободных и упорядоченных дебатов должна оставаться открытой
для продолжающейся реформы уголовного права с тем, чтобы это право отражало
подлинный консенсус всего населения.
Хотя судьба каждого предлагаемого изменения уголовного
законодательства в соответствии с демократическими принципами в конечном
итоге решается в ходе формального законодательного процесса, следует
помнить, что демократия не является тиранией большинства. В конституционном
государстве любое законодательство, и особенно законодательство уголовное,
должно соответствовать конституционным гарантиям основных прав. Например,
принципы конституционного правления, предполагают недопущение дискриминации
по таким признакам, как пол или религия. Любое законодательство, содержащее
подобные дискриминационные положения или порождающее дискриминацию, будет
однозначно неконституционным. Каким бы представительным ни было то или иное
большинство, оно не полномочно принимать какое-либо законодательство,
предусматривающее дискриминацию по таким параметрам, как пол или религия.
Если же такое законодательство принято, оно должно быть аннулировано как
неконституционное, соответствующим органом и посредством соответствующей
процедуры (будь то верховный суд или другой орган), которые предусмотрены
для этих целей конституцией каждого государства.
Таковы, с моей точки зрения, те базовые рамки, не нарушая которых
должны применяться и проводиться в жизнь уголовные законы, вне зависимости
от того, является их основой ислам или нечто другое. Но, поскольку здесь
рассматривается исламское право, то уместно сформулировать некоторые выводы
по тем проблематичным аспектам этого права, которые рассматривались в
данной дипломной работе.
Большая часть моих ответов на вопросы, поставленных в рамках
дипломной работы, стала ясна по ходу изложения. Например, дискреционной
властью[16], предусмотренной законом, должен обладать нормально
функционирующий государственный законодательный орган и она должна
реализовываться, не выходя за описанные выше рамки уголовного
законодательства. То же самое можно отнести и к вопросам общих принципов
уголовной ответственности, доказательности и процедуры. Некоторые проблемы,
возникающие вокруг категорий убийства и причинения тяжких телесных
повреждений, должны быть разрешены аналогичным путем. Что касается
применения смертной казни и ампутации конечностей к не мусульманам, то
здесь я бы предложил, чтобы эти исключительные наказания не применялись в
качестве норм общего права без определенной проработки этого вопроса,
которая оправдывала бы их и сделала бы их приемлемыми для всего населения.
Если религиозные мусульмане хотят, чтобы эти наказания применялись без
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13