Децентрализация управления посредством делегирования . Диплом.

| Реализация воды и сдача | | | |

| оборудования в аренду Продажа | 6,0 | 8,0 | 15,0 |

| оборудования Передача воды | | | |

| филиалам Передача оборудования | 1,0 | 5,0 | 10,0 |

| филиалам | | | |

| | 0,5 | 2,0 | 4,0 |

|--------------------------------+-------------+------------+------------|

| Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 |

+------------------------------------------------------------------------+

Из таблицы видна устойчивая динамика роста удельного веса двух последних

направлений. Доля воды, реализованная через сеть филиалов, возросла за

анализируемый период в 10 раз, оборудования — в 8 раз.

К этому следует добавить, что за тот же период товарооборот ЗАО «Родник»,

исчисленный в натуральном выражении, вырос почти вдвое — с 438,8 тыс.

бутылей в 2002 г. до 842,3 тыс. бутылей в 2004 г. Таким образом,

увеличение нагрузки на филиалы наблюдается не только в относительном, но и

в абсолютном исчислении. Товарооборот филиалов увеличивается и по причине

роста цен на отгружаемые товары: на продаваемую оптом продукцию в 2003 г.

по сравнению с 2002 г. они возросли в среднем на 75%, в 2004 г. по

сравнению с 2003 г. — на 71,42%.

Вышесказанное означает, что с годами результаты деятельности филиалов

становятся для фирмы все более ощутимыми, а потому взаимоотношения

головного предприятия с ними должны строиться на экономической,

взаимовыгодной основе.

Вместе с тем, как отмечалось выше, до настоящего времени вода передается

филиалам по себестоимости, без применения трансфертных цен. Менеджеры

филиалов не заинтересованы в конечных результатах работы, так как их

заработная плата не поставлена в зависимость от размера достигнутого

товарооборота.

Администрацией упускается одна из возможностей воздействия на

эффективность функционирования фирмы, ведь трансфертная цена позволяет

учесть интересы всех участников бизнеса. Грамотно установленная, она

побуждает менеджера головного предприятия или филиала принимать

управленческие решения, оптимальные для фирмы в целом.

Ранее назывались три основных метода определения внутренних цен: на

рыночной основе, на базе затрат, договорные. Рассмотрим возможности

применения этих методов трансфертного ценообразования анализируемой

торговой организацией и выберем для нее наиболее приемлемый вариант.

Итак, ЗАО «Родник» имеет головное подразделение, закупающее воду и

оборудование, и сеть филиалов. Для дальнейшего исследования ограничимся

лишь реализацией воды и следующей информацией об издержках головного

подразделения и филиалов:

Головное подразделение, руб.

Переменные расходы на 1 бутыль воды 11,34

Постоянные расходы на 1 бутыль воды 23,27

Полная себестоимость 1 бутыли воды 34,61

Рыночная цена для внешних покупателей 150,00

Филиал, руб.

Переменные расходы на 1 бутыль воды 21,89

Постоянные расходы на 1 бутыль воды 15,40

Полная себестоимость 1 бутыли воды 37,29

Рыночная цена для внешних покупателей 190,00

Расчет ТЦ (исходя из реализации 100 бутылей) с использованием каждого из

названных методов представлен в таблице 11.

Таблица 11 - Возможные варианты расчета трансфертной цены

+------------------------------------------------------------------------+

| № | | | |

| | | | Рыночные |

| стро | Показатели | Затратные цены | цены, |

| | | | руб. |

| ки | | | |

|------+----------------------+------------------------------+-----------|

| | | 200% | | |

| | | переменных | 100% полной | |

| | | расходов, | себестоимости | |

| | | руб | | |

|------+----------------------+--------------+---------------+-----------|

| | Головное предприятие | | | |

| | | | 3461 | |

| | Выручка за 100 | 2268 | (34,61x100) | 15 000 |

| 1 | бутылей воды: | | | |

| | | (11,34x200%: | 1134 | (150x100) |

| 2 | Переменные расходы | :100%х100) | | |

| | на 100 | 1134 | (11,34x100) | 1134 |

| | | | | |

| | бутылей воды | | | |

|------+----------------------+--------------+---------------+-----------|

| | Постоянные расходы | | 2327 | |

| 3 | на 100 | 2327 | | 2327 |

| | | | (23,27x100) | |

| | бутылей воды | | | |

|------+----------------------+--------------+---------------+-----------|

| | Прибыль от продаж | | | |

| 4 | (стр. 1 - стр. 2 - | -1193 | — | 11 539 |

| | стр. 3) | | | |

|------+----------------------+--------------+---------------+-----------|

| | Филиал | | 19 000 | |

| 5 | | 19 000 | | 19 000 |

| | Выручка за 100 | | (190x100) | |

| | бутылей воды: | | | |

|------+----------------------+--------------+---------------+-----------|

| | Закупочная цена 100 | 2268 | 3461 | 15 000 |

| 6 | бутылей воды | (11,34*2*100 | | (150x100) |

| | | | (34,61x100) | |

|------+----------------------+--------------+---------------+-----------|

| | Переменные расходы | | | |

| 7 | филиала на 100 | 2189 | 2189 | 2189 |

| | бутылей воды | | | |

|------+----------------------+--------------+---------------+-----------|

| | Постоянные расходы | | 1540 | |

| 8 | филиала на 100 | 1540 | (15,4x100) | 1540 |

| | бутылей воды | | | |

|------+----------------------+--------------+---------------+-----------|

| | Прибыль от продаж | | | |

| 9 | (стр. 5 - стр. 6 - | 13 003 | 11 810 | 271 |

| | стр. 7 - стр. 8) | | | |

|------+----------------------+--------------+---------------+-----------|

| | Прибыль фирмы | | | |

| | | 11 810 | 11 810 | 11 810 |

| | (стр. 4 + стр. 9) | | | |

+------------------------------------------------------------------------+

Из таблицы видно, что общая сумма прибыли от продаж составит 11810 руб.

независимо от того, как рассчитываются трансфертные цены. Однако

финансовые результаты подразделений значительно отличаются при

использовании различных вариантов расчета. При применении ТЦ,

рассчитываемой по формуле «200% переменных затрат», головное предприятие

несет убытки, а филиал получает максимальный размер прибыли. Другой

крайний вариант — расчет рыночной ТЦ. В этом случае максимизируется

прибыль головного предприятия (11539 руб.) при минимальной прибыли филиала

(271 руб.).

Схема «100% полной себестоимости» по существу отражает нынешнее положение

дел на предприятии.

адача администрации ЗАО «Родник» состоит в том, чтобы выбрать оптимальный

вариант трансфертного ценообразования, выгодный всем структурным

подразделениям. Затем, введя гибкую систему начисления заработной платы,

при которой менеджеры как головного предприятия, так и филиалов будут

получать надбавку (установленную в процентах к размеру заработанной их

структурными подразделениями прибыли), администрации удастся учесть

интересы каждого конкретного менеджера с интересами фирмы в целом.

Рассмотрим преимущества и недостатки каждого метода установления ТЦ.

Трансфертное ценообразование на базе рыночных цен. Как отмечалось ранее,

рыночная цена предпочтительна при наличии развитого рынка данной продукции

(услуг). Рынок водного бизнеса достаточно развит, и в принципе филиалы

могут закупать воду, разлитую в бутылки определенного стандарта (для

совместимости их с оборудованием для розлива воды), на стороне. Но филиалы

видят выгоду в том, чтобы приобретать воду у головного предприятия: они

уверены в ее качестве. Однако при приобретении воды по рыночной цене у

головного предприятия прибыль филиала, как свидетельствуют расчеты,

минимальна. Естественно, неизбежны конфликты между сторонами по поводу

цены, используемой для внутренних расчетов.

Трансфертное ценообразование на базе информации о затратах. Метод расчета

ТЦ на базе полной себестоимости имеет свои преимущества — он ясен и удобен

для администрации фирмы. (Как отмечалось, в настоящее время расчеты с

филиалами производятся по цене, соответствующей полной себестоимости

товара.) Однако такой подход не лишен серьезных недостатков:

• полная себестоимость бывает известна лишь по окончании отчетного

периода. Следовательно, филиалы-покупатели, приобретая воду, точно не

знают ее цену;

• при таком подходе к ТЦ головное предприятие вообще не интересуется

работой филиалов. Более того, часто возникают конфликты между менеджерами

различных подразделений головного предприятия в случае поступления слишком

большого заказа на воду Поэтому требуютсвоего решения следующие вопросы:

как в этом случае расставить приоритеты, кому в первую очередь отгружать

товар — дилерам, филиалам или клиентам?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты