| | 000 |
+---------------------------------------------------------------------+
По указанию директора-распорядителя покрасочный цех реализует 2000 м^2
внутри предприятия по расчетной ТЦ, равной 66 руб., остальные
производственные мощности загружаются выполнением сторонних заказов.
ЦО № 1 может найти внешнего поставщика покрасочных уел) по цене 57 руб. за
1 м^2.
Используем эти данные и формулу для расчета договорной ТЦ покрасочных
услуг, устанавливаемой между центрами ответственности № 1 и 2:
1. Удельный маржинальный доход от внешних продаж ЦО № 2 составит:
88 - 33 = 55 руб.
2. Объем внешних продаж, от которого ЦО № 2 отказывается в связи с
необходимостью выполнения внутренних заказов:
2300 - 500 = 1800 м^2.
3. Размер маржинального дохода, упущенного ЦО № 2 в связи с от-. казом от
внешних продаж:
55 х 1800 = 99 000 руб.
4. Удельный маржинальный доход от внутренних продаж, который необходим
покрасочному цеху для компенсации упущенной выгоды:
99 000 : 2000 = 49,5 руб.
5. ТЦ = Удельная переменная себестоимость + Удельный маржинальный доход,
утраченный продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж
= 22 + 49,5 = 71,5 руб.
Сравним полученные результаты с расчетами затратной ТЦ (66 руб.). В
результате отказа от внешних продаж и применения затратной, а не
договорной ТЦ потерянный маржинальный доход покрасочного цеха составит
(71,5 - 66) х 2000 = 11 000 руб.
ЦО № 1 мог бы покупать покрасочные услуги на стороне по цене от 57 руб. за
1 м^2 (ниже установленной ТЦ). Следовательно, при применении в данном
случае рыночной, а не расчетной ТЦ ЦО № 1 (а также предприятие в целом)
могло бы иметь дополнительную экономию в размере (66 - 57) х 2000 = 18 000
руб.
В ряде случаев при использовании в качестве ТЦ переменной себестоимости
удается максимизировать совокупную прибыль предприятия. Однако это
возможно лишь в том случае, когда продающий центр ответственности имеет
право самостоятельного выхода на внешний рынок. Допустим, ЗАО
«Металлодизайн» ежемесячно изготавливает 250 стеллажей, средняя цена
которых — 1500 руб. Для производства одного стеллажа необходимо покрасить
10 м^2 поверхности.
Ситуация 1. ЦО № 2 все услуги реализует на сторону по рыночной цене 88
руб. за покраску 1 м^2. ЦО № 1 покупает эти услуги у внешнего исполнителя
по цене 57 руб за 1 м^2. Переменные расходы ЦО № 1 в расчете на один
изготовленный стеллаж (стоимость основных и вспомогательных материалов,
заработная плата основных производственных рабочих с начислениями)
составляют 400 руб.
Результаты деятельности ЗАО «Металлодизайн» и его центров ответственности
рассчитаны в таблице 4.
Таблица 4 - Результаты деятельности ЗАО «Металлодизайн»
+------------------------------------------------------------------------+
| № | | | | Итого по | |
| | | | | предприя- | |
| Стро | Показатели | ЦО № 1 | ЦО № 2 | | |
| | | | | титю | |
| ки | | | | | |
|------+-------------------------+------------+-----------+-----------| |
| 1 | Выручка от продаж | 375000 | 220000 | 595000 | |
| | | (250*1500) | (88*2500) | | |
|------+-------------------------+------------+-----------+-----------| |
| 2 | Совокупные переменные | | | | |
| | расходы: | 142500 | 82500 | 225000 | |
|------+-------------------------| (2500*57) | (2500*33) | |--|
| | по покраске | | | ||||
|------+-------------------------+------------+-----------+-----------||||
| | прочие переменные | 100000 | - | 100000 ||||
| | расходы | (250*400) | | ||||
|------+-------------------------+------------+-----------+-----------||||
| 3 | Итого переменные | 242500 | 82500 | 325000 ||||
| | расходы | | | ||||
|------+-------------------------+------------+-----------+-----------||||
| 4 | Маржинальный доход | 132500 | 137500 | 270000 ||||
| | (стр.1-стр.3) | | | ||||
|---------------------------------------------------------------------||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
+------------------------------------------------------------------------+
Ситуация 2. Допустим, что в следующем периоде ЦО № 2 сможет реализовать на
сторону услуги лишь в объеме 500 м^2 по цене 88 руб., оставшиеся 2000 м^2
он предполагает реализовывать внутри предприятия. При обсуждении размера
внутренней ТЦ покрасочный цех стремится сохранить ранее действовавшую
рыночную цену — 88 руб. за 1 м^2. Стоит ли ЦО № 1 соглашаться с подобным
предложением? В случае если ЦО № 1 не утрачивает возможность пользоваться
услугами сторонних организаций по цене 57 руб. на покраску 1 м^2
поверхности, последует отрицательный ответ. ЦО№ 1 будет работать в прежнем
режиме и сохранит маржинальный доход на уровне 132 500 руб.
Большая же часть мощностей покрасочного цеха окажется незагруженной. Объем
продаж его услуг сократится с 2500 до 500 м^2, т. е. в 5 раз. В этой же
пропорции уменьшится маржинальный доход ЦО № 2 — со 137 500 до 27 500 руб.
Совокупный маржинальный доход ЗАО «Металлодизайн» составит:
132 500 + 27 500 = 160 000 руб.
Ситуация 3. Цех № 2 по-прежнему может реализовать на сторону услуги в
объеме 500 м^2 по цене 88 руб., оставшиеся 2000 м^2 он предполагает
продавать внутри предприятия. Его менеджер решает загрузить
высвободившиеся производственные мощности под выполнение внутренних
заказов и соглашается на ТЦ, равную переменным издержкам своего цеха (по
внутренним заказам они составляют 22 руб. на 1 м^2 поверхности).
Результаты деятельности центров ответственности и предприятия в целом
показаны в таблице 5.
Таблица 5 - Результаты деятельности предприятия и его сегментов при
установлении ТЦ на уровне переменных затрат ЦО № 2, руб.
+---------------------------------------------------------------------------+
| № | | | | Итого | |
| | | | | | |
|Стро| Показатели | ЦО № 1 | ЦО № 2 |по пред| |
| | | | | | |
| ки | | | |приятию| |
|----+-------------------------+--------------+---------+-------| |
| |Выручка от продажи | 375000 | 44000 | | |
| 1|продукции (услуг) на | (250*1500) |(88*500) |419000 | |
| |сторону | | | | |
|----+-------------------------+--------------+---------+-------| |
| |Выручка от продажи услуг | | | | |
| |внутри предприятия | | 44000 | | |
| 2|(центром товетственности | - |(2000*22)| 44000 |----+ |
| |№ 1центру ответственности| | | |||||| |
| |№ 2 | | | |||||| |
|----+-------------------------+--------------+---------+-------|||||| |
| 3|Итого выручка от продажи | 375000 | 88000 |463000 |||||| |
| |продукции (услуг) | | | |||||| |
|----+-------------------------+--------------+---------+-------|||||| |
| |Совокупные переменные |72500 (500*57+| 60500 | |||||| |
| |расходы: по окраске | +2000*22) |(500*33+ |133000 |||||| |
| | | |+2000*22)| |||||| |
| 4|-------------------------+--------------+---------+-------||||||------|
| | |прочие | 100000 | |||||| |
| | |переменные |(250*400)| ||||||10000 |
| | |расходы | | |||||| |
|----| |--------------+---------+-------||||||------|
| | |Итого | | |||||| |
| 5| |переменные | 172500 | 60500 ||||||233000|
| | |расходы | | |||||| |
|----| |--------------+---------+-------||||||------|
| | |Маржинальный | | |||||| |
| 6| |доход (стр. | 202500 | 27500 ||||||230000|
| | |3-стр.5) | | |||||| |
|----| |--------------------------------||||||------|
| | | |||||| |
| | | |||||| |
| | | |||||| |
| | | |||||| |
| | | |||||| |
| | | |||||| |
| | | |||||| |
| | | |||||| |
| | | |||||| |
| | | |||||| |
| | | |||||| |
| | | |||||| |
| | | |||||| |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13