Билеты по философии для аспирантов и соискателей

нач форму психики. Психика - это способность ж существ создавать

чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на

них сообразно своим потребностям. Под психикой чел понимается вся

совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является

частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и

подсознательные и бессознательные процессы.

Билет 16

1. Философия Фомы Аквинского.

Фома Аквинский – ученик фиминикийского схоласта Альберта Великого.

Преобразовал философию Аристотеля в мощную философско-мировоззренческую

опору католической церкви – томизм.

Свою философско-теологическую систему Фома Аквинский изложил в

многочисленных трудах. Фома признает отличие между философией и теологией,

но видит его лишь в методах достижения результатов. Что касается предмета,

то он различается у философии и теологии незначительно. Он признает, что

некоторые из догматов теологии могут быть доказаны философией (бытие Бога,

единство Бога, бессмертие человеческой души).

Однако большинство догматов не подвластны философии способом познания.

Фома провозглашает «гармонию» веры и знания, что фактически означает

подчинение второго первому.

Он отрицает идею о непосредственном характере познания бытия Божьего и

предлагает свои пять доказательств бытия Бога.

1. В мире все движется и, следовательно, кто-то является причиной движения.

2. Все в мире имеет свою причину, а Бог – есть первопричина.

3. В мире есть случайность, а т.к. случайность есть необходимость, то в

мире должно существовать абсолютно необходимое существо.

4. В мире есть разные степени совершенства, значит, есть и абсолютное

совершенство.

5. Все объяснить может только Бог.

Человек, по Фоме Аквинскому, неповторимое индивидуальное существо, которое

находит свое проявление в неповторимости индивидуальной человеческой души.

Индивидуальность сохраняется в бессмертной душе и после смерти. Но такое

бестелесное существование души является неполным. Полная субстанция

человека требует единства души и тела, что реализуется в «День Страшного

суда».

Фома различает три стадии познания мира:

. степень чувствен-

ного познания;

. степень рацио-

нального познания;

. религиозная степень познания – вера.

Фома Аквинский отрицает материю, но признает форму. Признает принципы

креоцианизма, т.е. творение мира из ничего. Бог творит формы и они

воплощаются в мире. Сотворенные Богом предметы не имеют собственного

существования и только принимают участие в существовании.

2. В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время

существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:1.

натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину,

возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного

отбора.б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений

в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел

человек.в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить

вечное существование Земли. Это не верно, чел-к вечно существует в природе,

космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.2. идеалистическая. Наиболее

четко выражена Гегелем. В предке чел-ка “дремал”мировой разум, а затем

проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке выразилось в становлении

ознания, прямой походке и развитии правой руки. Культурные ценности

формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей, сознание - продукт

мрового разума..3. выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С

момента появления мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка

и общ-ва. Общ-во выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало

антропосоциогенез. Труд. теория говорит о том, что, благодаря труд. деят-ти

появляется человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек

стал производить орудия труда и с их помощью материальные ценности.появл.

речи и языка. С помощью орудий труда общаться нельзя. Вырабатывается язык

слов, в членоразд. речи, звуках фиксир-ся символы. Символы в матер. смысле

- слова и графич. изображение - это средство изобрет. человеком для общения

. Слово - инструмент к формированию людского коллектива. Слово позволило

вынести внутр. мир формирующегося человека во вне и сделать внутр.

наглядным.

3.

Билет 17

1. Р. Декарт. Обоснование Д. рационализма, разраб. дедукт. метода

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой

окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего

существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать

окр. мир, что предст. собой это познание? В конце 16 - нач. 17 в. возник.

капит. отн-я, что изм. дух. жизнь о-ва. Религия утрач. господств. вл-я на р-

е науки и ф., возн. нов. мир-е, отвеч. интересам р-я науки о прир. Усилия

ученых концентр. на собир., опис. и классиф. фактов. На целое смотрят как

на мех. сумму частей, а отд. части нередко надел. св-вами целого. Такие

приемы распр. и на ф., что прив. к созд. механист. мат-ма и метафизич.

метода иссл-я окр. мира. В Новое вр. перед ф. на одно из первых мест

выдвин. задача создания и обосн-я методов науч. позн-я. Фил. работы Д.

посвящ. в осн. методологич. пробл. (“Рассужд. о методе”, “Начала ф.”). Д.

придерж. дуалистич. взглядов. Пыт. созд. ф. систему на осн. признания 2х

самост. начал: духа и материи. Мир - творение Бога, сост. из самост.

субстанций: дух. и мат. Неотъемл. св-во матер. субст. - протяженность, дух.

- мышл-е. Ч-к - механич. соед-е дух. и мат. субст., души и тела. Движ-я

чел. орган-ма зав. от тела, мысли связ. лишь с душой. Обе субст. не явл.

соверш. Субст. - вещь, кот. в своем сущ-ии нужд. толко в самой себе. Сл.,

соверш. субст. явл. лишь Бог, он тж. прич. самого себя. Исходн. пункт ф. Д.

- мышление, а не бытие, сл. склоняется к идеализму, но в физике и

физиологии Д. материя - единств. субст., единств. основ. бытия и позн-я. Д.

наделяет материю механист. св-вами. М. - все, что им. объем, заним. опр.

часть прост-ва. Д. свел все многообр. движ-я мат. к мех. движ. Качества как

запах, цвет - только чел. ощущ. Ч-к - механизм с 2мя субст. - тел. и дух.,

тж. ч-к в отл. от жив. имеет врожд. идеи. Дуализм опр. теорию позн. и

учение о методе Д. Д. развив. рацион-м: в акте позн-я разум ч-ка не нужд. в

чувств. вещах, т.к. истинность знаний нах. в самом разуме, постигаемых им

предст. и понятиях. Разум - главн. и единств. источник знаний, сл. немат.

дух. субст. им. врожд. идеи (напр. идея Бога, чисел и фигур). Д. считал,

что матем., геометр. методы - единств. всеобщ. метод позн-я. Сл.,иссл-я во

всех науках, вкл. ф., след. нач. с отыск. самоочевид., ясн., и в силу этого

истинных пол-й, не нужд. в чувств. мат-ле и логич. док-вах. Дедукция -

единств. метод позн-я. Начинать надо с методол. сомнения. Сомневаться можно

во всем, кроме сущ-я самого сомн-я. Сомн. - акт мышл-я. “Я мыслю - я сущ.”

Д. уверен, что сущ. достоверное познание. Д. счит., что не мышление порожд.

бытие тела, а бытие мышления более достоверно, чем бытие тела, природы.

Первопричина - Бог - не м. обманывать ч-ка, сл. познание чувств. восприн.

мира возможно. Задача - использ. познават. способ-стей правильно.

Истинность позн. вытек. из сущ-я врожд. идей. В.и. - не готовые истины, а

предрасполож. разума. Сл., в позн. гл. роль принадл. разуму, а не ощущ-ям.

Это утверждение рац-ма. Разум неизб. достигнет ист. знания, если будет исх.

из достоверн. метода. На осн. рац-ма Д. созд. учение о рац-ме. 4 правила:

1) ясность и отчетливость позн-я, не вызыв. никаких сомнений; 2) разделять

всякий исслед. вопрос на столько частей, ск. треб. для лучшего понимания;

3) мыслить по порядку, нач. с простого и постеп. подним. до сложных вещей;

4) полнота познания - нельзя упускать ничего существенного. Д. полагал, что

с пом. дедукт. мет. можно логич. вывести все знания о мире. Он исходил из

факта сущ-я мысли и приходил к реальности всего физ. мира. Чувства и опыт -

лишь дополнит. способ подтвержд. знаний, получ. путем разума и дедукции.

2.

3.

Билет 18

1. ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.

Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство.

Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и

культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в

Европе. Раннее средневековье характер. становлением христ. догматики в

услов. формирования евр. гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях

жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой

богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппара для

подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название

“схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля) Еще в 5 в.(христианство

уже гос. религия в Греции и Риме) было сильно влияние фил. неоплатонизма,

враждебного христианству. (Нехрист. ф. школы были закрыты по декрету имп.

Юстиана в 529г.) При этом одни хр. идеологи склонялись к отрицанию, другие

к использованию учений ф. идеалистов древности. Так возникла лит-ра

апологетов (защитников) христианста, а за ней возн. патристика - соч. отцов

церкви, писат., заложивших основы ф. христианства. Со 2в. Гр. апологеты

обращ к императорам, преследовавшим хр. Они стрем доказать, что хр.

поднимает такие вопр. кот. ставила и предшеств. гр. фил., но дает более

соверш их разрешение. Видный апологет - Тертулиан (из Карфагена, 2в.) -

сущ. непримиримое разногласие между религией, бож. откровением, свящ.

писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем ап. однако наметили круг

вопросов, кот. стали основными для хр. ф. (о боге, о творении мира, о прир.

чел и его целях). Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 -430,

род. в Тагесте -африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог

сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир

представляет собою непрер. лестницу существ, восходящую к создателю. Особое

место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душой

и своб. воли. Душа нематер, бессметна. Субъективно чел действует свободно,

но на самом деле все, что он дел., делает через него бог. Схоластика. Гл.

направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и университетах.

Центр. вопрос - о отношении знания к вере. Считалось , что истина уже дана

в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их. Т.к. б. тексты

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты