Билеты по философии для аспирантов и соискателей

таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие

известной суммы отд. ощущений - “идей”. Для вещей “быть” всегда означ.

“быть в восприятии”. Б. утверждал, что наш ум может образовать общую идею

вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются ни наука, ни

ф., т.к. идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того,

что может дать чувств. восприятия. Используя метафизич. односторонность

номинализма, отвергавшего объективность общего в единичных вещах, Б.

выступил с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстр.

понятий. Номинализм Б. смыкается с эмпирич. ограниченностью, с недооценкой

рационального познания. Б. выступил против различения первичных и вторичных

качеств: все качества вторичные, т.к. бытие их целиком сводится к

способности быть воспринимаемыми. Признав ошибочной идею разделении

первичных и вторичных качеств, Б. отрицал и основанную на ней идею материи

как субстанции. Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только

духовного бытия, к-рое он делил на “идеи” и “души”. “Идеи”, воспринимаемые

нами субъ. кач-ва - пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и

восприятий не зависит от нас. Напротив , “души” деятельности активны. Все

“идеи” сущ. только в душе (как мысли и страсти, так и различные ощущения).

“Идеи” не м. быть копиями или подобиями внешн. вещей: “идея” м. быть сходна

только с “идеей”. Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма

выводы, Б. утверждал, что воспринимающий субъект - не один, и вещь, к-рую

перестал воспринимать один субъект, может восприниматься др. субъектами. Но

даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как

сумма “идей” в уме Бога - субъекта, к-рый вечно существует и “вкладывает” в

сознание отд. субъектов содержание их ощущений. Учение Б., явл. реакцией на

механистич. материализм и эмпирич. естествознание 17 - 18 вв.

2. Культура, как способ человеческого существования.

Термин "культуры" первоначально означал возделывание почвы, т.е. изменения

в природном объекте под воздействием человека.

Уже в этом выразилась особенность культуры – заложенное в ней человеческое

начало, единство культуры, человека и его деятельности.

В дальнейшем слово "культура" получило более обобщенное значение, и им

стали называть все созданное человеком.

Культура – это особенный, деятельный способ освоения человеком мира,

включая, как внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого

человека в значении его формирования и развития.

Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является

продуктом материального, а другая духовного производства, является

очевидным.

Мир культуры – это мир материальных и идеальных, духовных ценностей, мир

объектов материальных и идеальных, взятых в его отношении к человеку.

Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику

развития человека как общественного существа.

Идея культуры выражала степень развития разумного начала, поступательного

исторического развития, воплощенного в религии, науке, искусстве, праве,

морали.

Гегель анализировал такие проявления культуры, как искусство, религия,

философия в качестве различных форм самопознания разума.

Немецкая классическая философия рассматривала культуру как процесс

морального (Кант), эстетического (Шиллер), философского (Гегель) сознания.

B XIX в. завершается формирование "классической" модели культуры. В этой

модели человек – субъект культуры – выступает как разумное динамическое

существо, развивающее свои духовные потенции, как творец культуры.

В марксистской философии такая модель культуры получила материалистическую

интерпретацию. Культура осознается не как чисто духовная проблема

воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых

условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития

человека.

В XX в. обнаружилось, что в рамках классической модели культуры не удается

преодолеть трудности рационалистического познания культуры, что привело к

росту иррационалистических тенденций. Все это (контакты с неевропейскими

культурами, кризис колониализма, углубление исследований сущности культуры)

привело к появлению других моделей культуры.

Неклассическая (модернистская) модель ориентирована на повседневную жизнь

человека. Для нее характерны пессимизм, идея абсурдности, "темности" мира,

приоритет личного перед общественным в жизни человека.

Постмодернистская модель – скептическое отстранение от установки

преобразования мира, мир не только не поддается человеческим усилиям, но и

не умещается ни в какие теоретические схемы.

Существует деятельный подход в понимании культуры. В рамках этого подхода

она рассматривается как способ организации и развития человеческой

деятельности. Культура представлена в продуктах материалистического и

духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях.

Существует множество различных видов культуры, отражающих многообразие форм

деятельности общественного человека.

Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего,

как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя –

человека.

3 этапа культуры: дикость, варварство, цивилизация.

Здесь идет вечный спор между религиозной и эволюционной теориями. Теория

Дарвина и теория Маркса (трудовая). Когда чел-к начал регулировать свое

либидо, он становится чел-ком. (в процессе нравственной дея-ти). Понятие

культуры возникает у греков – возделывание почвы (противоположность – это

природа). Постепенно понятие культуры стало означать создание ценностей и

процесс их создания. С др стороны – культура – продукт чел-ого бытия. Чел-к

– это продукт не только природы, но и эл-т культуры.

Билет 14

1. Софисты и Сократ. Самопознание как цель философии.

Софистами называют древнегреческих философов, выступавших в роли

профессиональных учителей «мудрости» и «просторечия». Общее в их взглядах –

отказ от религии, рационалистическое объяснение явлений природы, этический

и социальный релятивизм. Для них характерно в общем материалистическое

понимание природы. Представители этой группы были первыми просветителями –

энциклопедистами. В центре их внимания стоял вопрос познания. Некоторые

софисты приходили к скептическим выводам относительно бытия и его познания.

Представители: Протогор и Горгий.

Эти философы углубляют критическое отношение ко всему, что для человека

выступает как непосредственно данное. Они требуют проверки всякого

утверждения.

Главным искусством софистов было искусство слова. В центре их внимания

человек и психология.

Исходный принцип софистов (Протогор): «Человек есть мера всех вещей:

существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».

Индивид со всеми его особенностями – субъект познания.

Все знания о предметах основаны на восприятии через органы чувств, так что

чувственное восприятие субъективно. Значит, всякое человеческое знание

относительно.

Бытие – это не что иное, как изменчивость чувственного мира, каким

является индивидуальное восприятие.

Руководящий принцип – произвол индивида.

Релятивизм (относительность, условность, субъективность человеческого

познания) в теории познания служит обоснованием нравственного релятивизма.

Софисты показывают условность правовых норм, государств и моральных

оценок. Человеческое общество – мера справедливого и несправедливого.

Тезисы Горгия:

1) Ничего не существует.

2) Если что-то и существует, то его нельзя познать.

3) Если это и можно познать, то нельзя объяснить и передать другому.

Мир только и существует, бытие – изменчиво.

Сократ в центре своих философских интересов ставит проблему субъекта –

человека, что такое человека, что такое сознание. Человек не может познать

природу ( остается только направить человеческое познание на самопознание,

т.е. законы по которым должен жить. «Познай самого себя». Задача Сократа –

обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание и доказать,

что именно оно должно быть главным судьей над субъектом. Эта высшая

инстанция именуется разумом. Она способна дать не только индивидуальное

мнение, а всеобщее знание. Философия понималась Сократом как познание добра

и зла.

Безнравственность – плод познания истины, знание – источник нравственного

совершенства.

Философия у Сократа – путь к знанию, т.е. формирование добродетельного

человека и справедливого государства, а ее главная задача – рациональное

обоснование религиозно-нравственного мировоззрения (мир у Сократа –

творение божества великого и всемогущего, а основа мира – духовный

принцип).

Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса», который был

гарантией постижения подлинной истины.

«Демоны», «гении» имеют божественное происхождение. Через них боги

сообщают смысл всему мирозданию.

Добродетели по Сократу – одержимость, мужество, справедливость. Эти

добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Их и

моральные нормы Сократ считал вечными и неизменными.

Сократовская философия – начало перехода от идеи просто и от материи

просто к их диалектике, то вся философия до Сократа – досократовская.

Создает 2 диалектических метода:

1) Иронию – обнаруживает противоречия в суждениях;

Люйевтика – повевальное искусство – с помощью вопросов направить человека

на путь истины к познанию данного явления.

2. Культура и цивилизация

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение

использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к

поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком;

совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная

характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она

социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и

вообще существенную форму их выражения составляет система символов.

Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть

человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура.

Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация =

окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту

культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего

обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры),

обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование.

Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты