Билеты по философии для аспирантов и соискателей

развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний.

Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию

форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов

теорий, а также многообразие их классификаций.

Билет 4.

1. Философские школы эллинистической эпохи (киники, эпикурейцы, стоики и

скептики).

Эллинистическая ф-я - греко-римская ф-я в период от начала походов

Александра Великого до овладения римлян Египтом. до Августина и в более

позднюю эпоху - до конца Др мира (сер.6 в).

Эконом и полит упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой ф-

ии. Усилия, направленные на познание объективного мира (ф-я Аристотеля),

актив участие в полит жизни, кот-е проявилось у греч ф-ов, постепенно

замещаются индивидуализмом, этизированием и морализированием либо

скептицизмом и агностицизмом. Со временем интерес к ф-му мышлению вообще

резко падает. Приходит период мистики, религиозно-фил-ого синкретизма,

христианской философии. (еще Перипатетики. Академическая ф-ия. Эклектицизм.

Неоплатонизм (Плотин, мистический идеализм)).

Кинизм – (циники) (Антисфен, Диоген Синопский идр) стремились не сколько к

построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и

эксперемен проверке на себе определ. образа жизни. Мыслить по-киничиски –

только средство, цель жить по - кинически. Киники с вызовом именовали себя

“гражданами мира” и обязывались жить в любом общ-ве не по его з-нам, а по

своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Положение

не только крайне бедственное, но и унизительное избирается ими как

наилучшее. Киники хотели быть нагими и одинокими, соц связи и культурные

навыки – мнимость. Все виды духовной и физич. бедности предпочтительнее

богатства. Они так же занимались теорией познания, критикуя общие понятия,

как вредную выдумку, усложняющую отнош к предмету. Киники – источник

стоицизма. Эпикуризм. Эпикуреизм - учение и образ жизни, исходящие из идей

Эпикура и его послед-ей, отдающих не задумываясь предпочтение матер

радостям жизни. Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинистического

периода был Эпикур. Гл.произ: "Правило" (канон), "О природе" и.т.д. Учение

Демокрита причин и отбрасывали любые док-ва. В отличие от ЭП. и СТ. где

достижение предполагало познание явлений и законов природы, эта ф-я

отказывается от познания. Достижение счастья по Пиррону - достижение

атараксии (спокойствия, невозмутимости). Хотя скептицизм во многом

критически постигает реальную проблематику сложности разв-я познания, его

основной чертой были безнадежность и отказ, ведущие к агностицизму

2. Проблема основного вопроса философии (ОВФ)

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой

окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего

существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать

окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие

вопр. наз. мировоззренч. Центр. мировоззр. пробл. - отнош. мышления к

бытию/чел-ка к миру/сознания к материи/духа к прир./психич. и

физич./идеальн. и матер., что явл. первичным - формир. ОВФ, т.к. через отн-

е ч-ка, его мышл-я, созн-я, дух., псих. деят-сти осозн-ся место ч-ка в

мире, его предназн-е, смысл сущ-я. Любое ф. учение основыв. на его реш-ии,

опир. на него как на исх. принцип при ответах на др. вопр.: о сущности, отн-

ии матер./дух. о прир. истинного знания, о жизни/смерти и др. ОВФ делит

филос-в на материалистов, признающих первичн. эл-том материю, сущ-ю вне и

незав. от созн-я, а созн. - вторичным, произв. от материи, и идеалистов,

счит. что дух, созн-е предшеств. материи, творит ее. 2 разновид. идеализма:

объ./субъ. О.И. признает основой всего сущ-го объ., незав. от ч-ка дух.

начало - мировой дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот.

признается единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух.

творч-ва субъекта. Ид-м близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл.

обоснов-я своих пол-й рац. ср-вами, исп. логич. приемы аргументации. Ф.

матер-м: осн. формы: стихийн. мат-м древних/метафиз. м. 17-18 вв/диалект.

Тесно связан с наукой, опир. на ее полож-я и выводы. Сущ. дуалистич. сист.,

призн. мат. и дух. двумя независ. началами. Напр., ф-ы, матер-ски объясн.

природу, идел-ски - обществ. явл-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн.

мышл-я к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупности

целостную картину мира.

Билет 5.

1. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи

в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его

“критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает

ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику Кант пытался 1.

выяснить источники различного вида знаний - научного и философского 2.

выяснить на чем основывается достоверность знаний. 3. исследовать формы и

категории научного мышления... Учение “Крит фил” сформировалось к началу 80-

х гг. Оно изложено в тракт. “ Критика чистого разума”, “Критика

практического разума” и “Критика способности суждения” . (теор познания,

этика и эстетика (учение о целесообр. в природе) соответственно) Познание

начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и вызыв

ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. В свое время

Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное

отношение для ф-ии: что я могу знать? (познавательное отношение человека к

миру); что я должен делать? (практическое отношение); на что я могу

надеяться? (ценностное отношение).

Вопрос с возможности познания мира – вытекает из кантовского вопроса «что

я могу знать?». Точке зрения познавательного оптимизма противостоят более

пессимистические системы взглядов – скептицизм и агностицизм.

Коренные мировоззренческие вопросы традиционно представлялись философам

вечными и неизменными. Выявление Ниршом их исторического характера, привело

к переосмыслению этих вопросов.

Отношение «человек-природа» было переосмыслено как исторически изменчивое,

зависящее от производственной и иной деятельности людей на том или ином

этапе истории.

2. . Бытие как философская категория. Основные формы бытия

Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле

слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о

существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на

вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? -

Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи,

организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве

мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа,

чел-к, мысли, идеи, о-во сущ; различные по формам совего сущ-я, они обр.

единство бесконечного, непреходящего мира. Третий аспект связ. с тем, что

мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр.

логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд.

индивидов. Ф. фиксирует не просто сущ-е вещи (ч-ка, идеи, мира в целом), а

более сложн. связь всеобщ. хар-ра: предметы (люди,состояния) вместе с их св-

вами, особенностями сущ-ют и тем самым объединятся со всем тем, что сущ. в

мире. Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б.,

например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и

становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни

продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную

форму Б. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть

уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме.

Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей

(тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост.

природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б.

человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б.

духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров.

(внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б.

отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной

формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы

Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей

субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния,

целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее

отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для

прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием

только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

Билет 6

1. Коперниковский период» И. Канта в философии.

В начальный период творчества философская позиция Канта имела явно

материалистическое направление. Однако попытка последовательных философских

исследований в этом направлении наталкивается на непреодолимые трудности,

как только возникают проблемы человеческого бытия. Наше философское

познание, говорит Канта, не может выйти за границы опыта. До недавнего

времени считали, что всякое знание должно согласовываться с предметами.

Однако все попытки установить что-либо относительно предметов помимо опыта

«apriori», заканчивались неудачей. Тогда возник вопрос, а не будут ли

решены вопросы метафизики, если исходить из противоположного предположения,

что не знания должны согласовываться с предметами, а предметы со знаниями.

Сделав такое допущение, Кант решает, что познание не является созерцанием,

а является конструированием предмета, т.е. предмет не начальный, а конечный

продукт познания.

Таким образом, Кант выбрал идеалистическую ориентацию мысли. Он назвал

свою позицию – критический идеализм.

Человек получает массу ощущений, которые воспринимаются в сфере

чувственности, где они приобретают определенный первичный порядок. Процесс

упорядочения ощущений продолжается в сфере мышления, которое осуществляет

«априорный синтез». Только на уровне разума осуществляется «высший синтез».

Он заключается в соединении теоретической сферы (мышления) с практической

сферой (морально-этической). По отношению к теории разум исполняет

регулирующую функцию.

Когда же управляясь природной причинностью, разум пытается выявить

специфику человеческих ценностей (например, свобода), он наталкивается на

границы своих возможностей. Человеческие ценности представляются для разума

трансцендентными (лежащими за пределами достижимости), представляются

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты