Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж.
личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции
опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч.
процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может
превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него
воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего
изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для
устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих
странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь,
оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич.
процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ.
жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не
были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке
паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики
советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений",
кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн.
отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-
ва.
Билет 15
1. Философские взгляды Беркли и Юма
Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой
окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего
существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать
окр. мир, что предст. собой это познание? Дж. Беркли - представ. субъ.
идеализма. Осн. соч.: “Опыт новой теории зрения”, “Трактат о началах чел.
знания". Ф. учение Б. проникнуто стремл. опровергнуть матер-м и дать
обоснование религии. Выступил с критикой понятия материи как веществ.
основы (субстанции) тел. Согласно Б., в основе понятия материи лежит
допущение, будто ч-к может, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать
отвлеченную идею общего для них веществ. субстрата. Однако это, по Б.,
невозможно: у нас нет и не может быть чувств. восприятия материи как
таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие
известной суммы отд. ощущений - “идей”. Для вещей “быть” всегда означ.
“быть в восприятии”. Б. утверждал, что наш ум может образовать общую идею
вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются ни наука, ни
ф., т.к. идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того,
что может дать чувств. восприятия. Используя метафизич. односторонность
номинализма, отвергавшего объективность общего в единичных вещах, Б.
выступил с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстр.
понятий. Номинализм Б. смыкается с эмпирич. ограниченностью, с недооценкой
рационального познания. Б. выступил против различения первичных и вторичных
качеств: все качества вторичные, т.к. бытие их целиком сводится к
способности быть воспринимаемыми. Признав ошибочной идею разделении
первичных и вторичных качеств, Б. отрицал и основанную на ней идею материи
как субстанции. Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только
духовного бытия, к-рое он делил на “идеи” и “души”. “Идеи”, воспринимаемые
нами субъ. кач-ва - пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и
восприятий не зависит от нас. Напротив , “души” деятельности активны. Все
“идеи” сущ. только в душе (как мысли и страсти, так и различные ощущения).
“Идеи” не м. быть копиями или подобиями внешн. вещей: “идея” м. быть сходна
только с “идеей”. Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма
выводы, Б. утверждал, что воспринимающий субъект - не один, и вещь, к-рую
перестал воспринимать один субъект, может восприниматься др. субъектами. Но
даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как
сумма “идей” в уме Бога - субъекта, к-рый вечно существует и “вкладывает” в
сознание отд. субъектов содержание их ощущений. Учение Б., явл. реакцией на
механистич. материализм и эмпирич. естествознание 17 - 18 вв.
Теория познания Юма сложилась в результате переработки им материалистич.
теории познания Локка и субъ. идеализма Беркли в духе агностицизма.
Агностицизм Ю. оставлял теоретически открытым вопрос, сущ. ли матер.
объекты, вызывающие наши впечатления. Первичными восприятиями Ю. считал
непосредств. впечатления внеш. опыта (ощущения), вторичными - чувств.
образы памяти (“идеи”) и впечатления внутр. опыта (аффекты, желания,
страсти). Поскольку Ю. считал проблему отношения бытия и духа теор.
неразрешимой, он заменил ее пробл. зависимости простых идей (т. е.
чувственных образов памяти) от внеш. впечатлений. Образование сложных идей
толковал как психологич. ассоциации простых идей друг с другом. С
убеждением Ю. в каузальном характере процессов ассоциирования связан центр.
пункт его гносеологии - учение о причинности. Поставив проблему
объективного сущ-я прич.-следств. связей, Ю. решил ее агностически;
полагал, что их сущ-ние недоказуемо, т. к. то, что считают следствием, не
содержится в том, что считается причиной, логич. из нее невыводимо и не
похоже на нее. Психологич. механизм, вызывающий убеждение людей в объ. сущ-
ии причинности, основан, по Ю., на восприятии регулярного появления и
следования во времени события “Б” после пространственно смежного с ним
события “А”; эти факты принимаются за свидетельство необходимого порождения
данного следствия причиной; но это - ошибка, и она перерастает в устойчивую
ассоциацию ожидания, в привычку и в “веру”, что в будущем всякое появление
“А” повлечет за собой появление “Б”. Если, по Ю., в науках о природе
убеждение в сущ-ии причинности основано на внетеоретич. вере, то в области
наук о психич. явлениях каузальность бесспорна, т.к. она действует как
порождение идей впечатлениями и как мех-м ассоциирования. По Ю.,
каузальность сохраняется в тех науках, к-рые удается превр. в ветвь
психологии, что он и стремился осуществить в отнош. гражд. истории, этики и
религиеведения. Используя критику понятия субстанции, развитую Беркли, Ю.
выступил с критикой понятия духовной субстанции. Личность, по Ю., есть
“связка или пучок разл. восприятий, следующих друг за другом.” Критика дух.
субстанции перерастала у Ю. в критику религ. веры, к-рой он противопоставил
привычки обыденного сознания и расплывчатую “естеств. религию”. Религ.
вера, по Ю., произошла от страха людей за свое “земное” будущее. Ю. остро
критиковал церковь. В основе этики Ю . - концепция неизменной человеч.
природы. Ч-к по Ю.- существо слабое, подверженное ошибкам и капризам
ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки. Ю. считал, что
моральн. оценки проистекают из чувства удовольствия. От этого гедонистич.
принципа Ю. перешел к утилитаризму, но в поисках мотивов, к-рые заставили
бы людей следовать требованиям “обществ. блага”, обратился к альтруистич.
чувству общечеловеч. “симпатии”, к-рое призвано умерить крайности
индивидуализма. Эстетика Ю. сводилась к психологии художеств. восприятия;
прекрасное он преимущ. толковал как эмоц. реакцию субъекта на факт практич.
целесообразности объекта.
2. Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же
возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет
собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры
о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,
другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть
себя идущим по улице. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и
материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и
исторически и гносеологически. Она носитель и причинаего возникновения.
сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а
только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не
мозг, а чел. при помощи мозга. Сознние - это высшая, свойственная только
человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и
целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно
противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет.
За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть
самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и , следовательно,
неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к
тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с
материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство
высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие,
и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее
свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны
по форме от этих объектов, как идеальные их копии. Единство и связь - Псих
явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат субстрат, кот это свойство
принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны возникающие в созн псих
образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами. Сущностью
созн является его идеальность ,кот выражается в том, что составл созн
образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами
нервных процессов, на основе кот они возникли. Идеальное выступает как
момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного
формами, созданными предшествующими поколениями - прежде всего способностью
отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их посредством
деятельности в реальные предметы. Идеальное не явл чем-то самостоятельным
по отношению к созн в целом: оно характеризует сущность сознания в
отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить
вторичность высшей формы отражения. Такое понимание имеет смысл только при
изучении соотнош материи и созн, отнош сознания к мат миру. Идеальное и
матер не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как
материальное, пересаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое
преобр материального в идеальное производит мозг. Сознание сущ не всегда.
Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как
свойство высокоорганиз матер систем. Материи присуще свойство, сходное с
созн - отражение. Отражением облад все мат образования. Оно явл моментом
любого взаимодействия. Отраж - это изменение одного явления под
воздействием другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения
- отпечатки , следы... Как свойство жив организмов выступает раздражимость.
Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с
возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения,
отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13