отличались иносказательным хар., то для их толкования требов. изощренная
логика. Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к
единичному. Спор по этому пов. известен как спор о универсалиях, т.е о
прир. общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса. 1.общие
роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. - реализм.(Иоанн Скот
Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: (троякость
существования) “до вещей” в бож. разуме, “в самих вещах” как их сущность
или формы и “после вещей” - в чел. разуме как р-т абстракции. - умеренный
реализм ( сущ и крайний реал. - общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П.
Абеляр - сущ. только един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на
этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по
отнош к многим вещам, наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это
номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность общих понятий в уме
бога. Это образцы по кот бог творит вещи. 2.Универсалии не сущ. реально,
незав от челов. Они суть только имена.(Росцелин). Сущ. только
индивидуальное и только оно может быть предм. познания. - номинализм.
Представитель Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного,
единичного. Общее сущ. только в уме чел.. В самих вещах нет ни общего ни
единичного. И то и др. присуще только нашему способу рассмотрения одной и
той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему О. вводит понятие
интенции, т.е. о направленности мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все
общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты. Главные
представители схол. Альберт Больштедский, Фома Аквинский, Дунс Скот и
Раймунд Луллий. А.Б. - 13в. Проводил иссл. в науках о прир., защищ. ф.
против богословия. В вопр. о универс. - умеренный реалист (см. п.1)
Отношение между верой и разумом - некот. догматы непостижимы для разума,
например о 3 лицах бога. Ф.А.(1225-1274). Осн. цель отработка основных
догматов хр. вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего
Арист. канонизировал хр. поним. соотношения идеального и матер. как соотн.
изначального принципа формы с неустановивш. принципом материи.(слабейшим
видом бытия). Слияние первопринципов формы и матер. рождает мир индив.
явлений. Душа чел. есть формообраз принцип, однако свое полное индив.
воплощение она получает только при соедин. с телом. Так был разрешен один
из самых острых вопр. хр схол. Схол должна была истолковывать свое отнош.
к материии т.к. Иисус Христос был явлен в виде челов., т.е объединил в себе
бож.(идеал) и чел. (матер) природу. Этот факт не давал возможности
трактовать мат. как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего).
Поэтому квалиф материи Ф.А. с пом. целой системы утонченных рассуждений в
качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из
тупика. Важн значение имело учение о различии сущности и существования. Они
совпадают только в боге. Существов. выше сущности, относится к ней как
действительность к возможности. Док-во сущ. бога. Каждоя явл имеет причину.
Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости сущ. бога -
верховной причины.
3.
Билет 19
1. Античный атомизм. Демокрит.
Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им.
стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся
космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-
к рассм. как неотъемл. часть природы. 1-й период греч. ф. наз.
натуралистич. Натурфилософы стрем. объ. суть окр. мира, в т.ч. Демокрит. Д.
призн. сущ-е 2х начал: бытия/небытия. Исходил из чувств. опыта: сущ. тела и
пространство (пустота), отдел. тела друг от друга. Сл., бытие множественно,
не едино (противоп. элеатам). Космос явл. единением тел и пустоты. Бытие
делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пустота - ср-во различ-я и
разгран-я вещей, она выступ. как внутри сложн. вещей, отделяя эл-ты - атомы
друг от друга, так и вне вещей, явл. их вместилищем. Пустота позв. вещам и
их эл-там двигаться. Исчерпание пустоты свид. о наличии атомов - неделимых
частиц, невидимых из-за размера. Они постиг. только умом, не чувствами.
Атом Д. неделим как физ. тело, но делим как матем. величина. Кол-во атомов
бесконечно, пустота тж. бесконечна. Атомы разл. по величине, форме, порядку
и располож-ю. Д. первый рассм. движ-е как способ бытия матер. тел, т.к.
атомы нах. в вечном движ, для вечного нельзя искать причину. 3 формы движ-
я: 1) связ. с хаотич. перемещ. 2) вихревой поток, где атомарн. вихрь
создавал условия однородн. атомов и разъ-я разнородных. Так возникала
законом-сьб в движ. атомов - закон тяготения подобного к подобному. В пр-се
атомарн. вихря обр. мироздание. 3) испарение предм. космоса - запахи. Св-ва
вещей природы обусл. св-вами атомов (текучесть - круглыми частицами). Гл.
цель познания - обнаруж. подлинных причин происх., т.к. все им. свою
причину, любое явление происх. с необх-стью. Случайн. события - выдумка. Д.
одним из первых дал разверн. представл-е о пр-се позн-я, выдел. в нем
чувств. и рассудочн. стор. и опред. их соотн. Позн. идет от чувств к
разуму. Чувств. позн. - рез-т воздействия атомов. Различие чувств. образов
обусл. различием форм, строением атомов. Напр., зрит. обр. появл. в проц.
отлетания от вещей их копий, образов, попад. в глаз. Рациональное познание
продолж. чувственное. Разум - более тонкий зрит. орган, т.е. логич. зрение.
Д. не различ. матер. и идельное. Душа - соед-е легковозбуждающихся сферич.
и гладких атомов, кот. явл. божественными. Атомистич. концепия Д. им.
историч. зн-е, в Новое время она была положена в осн. ест.-науч. карт.
мира.
53. 2. Эмпирический и теоретический уровни познания, их взаимосвязь.
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –
эмпирические и теоретические. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в
то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и
теоретическое исследование.
Эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой
чувственности. Даже первичный слой эмпирических знаний – данные наблюдений
– представляют собой сложное переплетение чувственного и рационального. Но
эмпирическое познание к данным наблюдений не сводится. Оно предполагает
также формирование на основе данных наблюдения особого типа знаний –
научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной
рациональной обработки данных наблюдений.
В теоретическим знании мы также сталкиваемся с переплетением чувственного
и рационального. Формы рационального познания (понятия, суждения,
умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения
действительности. Но при построении теории используются также и наглядные
модельные представления.
Таким образом теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты.
Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания
доминирует чувственное, а на теоретическом уровне – рациональное.
Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по:
а) Предмету.
Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же
объективную реальность но ее видение, ее представление, будут даваться по-
разному.
Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений
и зависимостей между ними. На уровне же теретического познания происходит
выделение сущностных связей в чистом виде.
Эмпирическая является результатом индуктивного обобщения опыта и
представляет собой вероятностно-истинное знание.
Теоретический же закон – это всегда знание достоверное.
Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих
корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление
закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического
исследования.
б) Средствам.
Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом
взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Он предполагает
осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность.
На теоретическом уровне объект может изучаться только опосредованно, в
мысленном эксперименте. Задачей теоретического исследования является
познание сущности в чистом виде.
Эмпирические объекты – абстракции, наделенные признаками, которые можно
обнаружить в реальном объекте, но не наоборот.
Теоретические объекты – наделены не только теми признаками, которые мы
можем обнаружить в реальном взаимодействии реальных объектов, но и
признаками, которых нет ни у одного реального объекта (материальная точка –
тело, лишенное размера и сосредоточившее в себе всю массу).
в) Методам.
Методы эмпирического исследования – реальный эксперимент и реальное
наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания,
ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений
объективную характеристику изучаемых явлений.
Методы теоретического исследования – идеализация (метод построения
идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными
объектами; методы построения теории (восхождение от абстрактного к
конкретному, гипотетико-духовный метод); методы логического и исторического
исследований.
Структура эмпирического и теоретического уровней знания.
Эмпирический уровень.
1. Наблюдения – первичная информация в форме непосредственных чувственных
данных субъекта наблюдения.
2. Эмпирические факты – рациональная обработка данных наблюдения и поиск в
них устойчивого, инвариантного содержания.
Теоретический уровень.
1. Частные теоретические модели и законы – теория, относящаяся к достаточно
ограниченной области явлений. Закон характеризует отношения идеальных
объектов теоретической модели, а опосредованно он применяется к описанию
эмпирической реальности.
Билет 20
2. Проблемы истины в философской теории познания.
Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо
писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно
истинно. Что же такое истина, истинное знание? Классическая концепция
истины, берущая свое начало от Аристотеля: истина - это соответствие
(корреспонденция) знания объекту, действительности. Р.Декарт предложил свое
решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля
истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание
является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13