проявл в том, что мы наз памятью. Т.о. Э. исходит из феноменологического
понимания псих и физического понимания того, что непосредственно дано
нашему сознанию, но не учитывает генезис самого сознания. - субъективный
идеализм. Неопозитивизм. или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн,
Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Гл идейным источником нп. был махизм. Но если
махисты отстаивали “биолого -экономическую” теорию познания и видели в
науке метод упорядочивания ощущений (элементов), то нп выдвинули новое
понимание научного познания, как лог конструкции на основе чувственных
содержаний.(чувств данных). Изгоняли из ф. метафизику. Фил имеет право на
сущ не как мышление о мире, а как “логический анализ языка.” Позитивисты
считали основной вопр фил а также др коренные вопр фил неразрешимыми из-за
слабости чел разума, махисты - что осн вопрос ф. снимается и разрешается
учением о нейтр элементах, нп.- заявляют, что и осн вопрос ф. и вообще
пробл, считавшиеся ранее фил, - это мнимые проблемы, кот нужно отбросить
как лишенные научного смысла. Все наше знание о мире дают только конкретные
науки. Фил не может высказать о мире ни одного нов положения, не мож
создать никакой картины мира. Ее задача - лог анализ и прояснение полож
науки, в кот выражаются знания о мире. Сведению фил к лог анализу нп обязан
Б Расселу, кот воспользовался при этом достиж матем логики. Попытавшиь дать
строгие определ матем понятий он пришел к выводу , что вся матем м.б
сведена к логике. Далее Р придал более шир значение методу лог анализа и
объявил, что “логика - это сущность фил”. Витгенштейн развил эту идею,
указав, что фил состоит в лог анализе языка. Отождествляя всю фил с лог
анализом яз, нп исключают из сферы фил почти вся ф. проблематику и тем
самым практ ликвидируют фил. Одной из важн задач явл отделение предлож
которые имеют смысл, от тех кот лишены его с научной точки зр, и т.о
очистить науку от бессмысл предложений. Нп различают 3 типа осмысл
предложений 1.высказывания об эмпир фактах (если говорят о фактах и ни о
чем более) 2. предлож, содержащие лог следствия этих высказываний и
построенные в соотв с лог правилами (могут быть сведены к выск о эмпир
фактах) 3. предложения логики и матем ( не содержат выск о фактах, не дают
нового знания о мире, неободимы для формального преобраз уже имеющегося
знания) Чтобы выяснить имеет ли предл смысл необходим спец метод -
верификация Суть в сравнении предлож с действительностью, указании конкретн
условий, при кот оно истинно или ложно. Метод проверки еще и устанавливает
смысл предложения “значение предложения закл в методе его проверки”
Фактическая истина состоит в соотв высказывания факту. Предложения же типа
“душа чел бесссмертна” бессмыслены т.к. не могут быть проверены. Под
фактами нп понимают ощущения, переживанияч, словом сост сознания.
Утверждение о том, что роза, аромат кот я вдыхаю, материальна, равно как
утверждение, что она лишь плод моего воображения - одинаково лишены смысла.
Буду ли я считать ее мат или идеальной это не повлияет на факт , что я
чувствую ее аромат и она не станет от этого пахнуть лучше или хуже”. Значит
в проц верификации можно сравнить предложение только с чувственными
содержаниями и данными ощущений или преживаний. Оказалось ,что ни один
научный закон, ни одно общее утверждение типа “все люди смертны” не м.б.
верифицированы, так как вер всегда относится к конкр. эмпир факту. В силу
субъекетивизма вериф истины полож науки оказались в зависимости от оценки
каждого субъекта, производ вериф. Поэтому было предложено считать предлож
верифицированным, если несколько авторитетных исследов согласны считать его
таковым. Т.е критерий истины - согласие исследователей. Затем было
предложено для выясн истинности предл. сравнивать его с друг предложенияим.
Понимание истины как соотв фактам начало уступать место взгляду на истину
как на соглоасованность предложения с системой др предложений., что не мб
основой знания
2. Материя - фундаментальная исходная категория фил., от того или иного ее
понимания зависит решение практ всех других ф проблем. От лат materia -
вещество Это веществ значение удерживалось до 20в., когда произошла револ в
физике. Первой ступенью в осознании материальности мира был стих
материализм. Началом форм понятия материи явился переход от качеств
разнообразия сущ вещей к понятию единой, объемлющей это кач разнообразие
основы мира - первоматерии. Это абстрагирование сложно. Поэтому сначала все
кач разнообр мира выводилось из какого-либо одного тоже качеств
определенного, эмпир воспринимаемого эл-та. (огонь, вода...) Но уже
Демокрит заметил, что с пом. одного кач определ. в-ва невозможно объяснить
происхожд другого, так как он не содержит принципа своего превращения.
Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике. Атомы тоже истолковывались
как вещество, как кирпичи всего существующего. Так зародилась дискретная
картина мира. Она была очень плодотворной для фил и науки в целом. С этой
теорией связаны многие открытия в физике (тяжесть, теор теплоты, сохранение
в-ва...). Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явл и событий
мира на основе взаимодействия атомов. Казалось еще чуть-чуть и физ.
картина мира получит полную завершенность. Г Лиргоф: “Разве осталось еще
что-нибудь открывать?” Однако был открыт электрон, ядерный распад и
превращеие атомов. Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва.
Открытие электромагн полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту. Поле -
принципиально отличное от в-ва состояние материи. Первоначально поле
понималось как окруж какой-нибудь предмет пространство, для каждой точки
кот можно определить величину и направл силы взаимодействия между данным
объектом и другим. (поле - атрибут в-ва) Но затем было доказано, что поле
не только атрибут объекта, но и самостоят реальность, т.е. нов вид материи,
основным свойством кот. является непрерывность. Все это привело к фил
кризису - “Материя исчезла” Этот кризис связан с утратой представл о
материи как о веществе. Изменение массы электр при измен условий поля или
скорости, ядерные реакции - превращение в-ва в энергию. Ужас...
Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила
обратиться к матем моделям. Некоторые предали при этом материю забвению =
идеализм. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с
механически-вещественным пониманием материи. Был этот мир глубокой тьмой
окутан./ Да будет свет!\ И вот явился Ньютон.\ Но сатана недолго ждал
реванша.\ Пришел Эйнштейн - и стало все как раньше\ Диалектико-материалист
понятие материи. Необходимо было освободить категорию материи от ее будто
бы неразрывной связи с понятием в-ва. Ленин замечал, что исчезла не
материя, а метафиз представление о ней. Единственное свойство материи -
“быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.” Короче
“материя есть фил категория для обозначения объективной реальности, кот
дана чел-ку в ощущениях ег, кот копируется, фотографируется, отображается
нашими ощущениями (как непосредственно так и опосредовано), существуя
независимо от них” - Гольбах. Строение материи - физич вопрос. А вопр об
отнош нашего познания к миру - это фил проблема. Поэтому нельзя дать
определения центр категории теории познания как тоько через ее соотнесение
с др, столь же шир категорией - сознанием и определением того, что из них
берется за первичное. Причем противопол мат и созн имеет абсол значение
только в пределах очень огранич области: исключительно в пределах основного
гносеолог вопроса о том, что признать превичным. За этими пределами
относительность данного противоположения несомненна”.
3.
Билет 12.
2. Философия свободы Н. Бердяева.
Главная идея Бердяева – свобода. Любую проблему он рассматривает через
призму своих представлений о свободе.
Философ убеждает в самоочевидности свободы. То, что человек сознает мир и
тем самым возвышается над миром, говорит о свободе от мира.
Свобода Бердяева – это свобода духа человека, его сознания и самосознания.
1. Ungrund – первоначальная, абсолютная, иррациональная свобода. Это
первоначальный поток, в котором осуществляется Богорождение и из которого
Бог создал мир и человека. Первая свобода существует до бытия и поэтому
не может характеризоваться рациональным понятием. Ее нужно принять как
факт мистического опыта. Ungrund – не добро и не зло, но несет и то и
другое.
2. «Свобода для», свобода знать высшее добро и идти к нему. Христос являет
людям свободу принять Бога несмотря ни на каие мучения.
3. Свобода общественного действия на началах абсолютных (религиозных)
ценностей. Это реализация творчески активного христианства. Такой идеал
Бердяев обозначает термином «соборность».
«Соборное» общество – это «внутреннее духовное общество», состоящее из
живших, живущих и будущих поколений, объединенных христианской любовью.
В первом акте мистерии свободы Бердяева происходит грехопадение и
образование мира объективизации (не подлинного состояния подлинного бытия,
потерявшего свободу). Это поглощение личного общим, подавление свободы.
Вов втором акте явление Христа преобразило свободу “от” Бога, т.е.
своеволие, несвободу, в свободу принять Бога. Однако Бог состоял
«трансцендентным» для человека.
Поэтому в третьем акте (антроподицея) человек должен решительно порвать с
любой видимостью материального бытия и через творчество (свободу)
преодолять «трансцендентность» Бога.
Структура эмпирического и теоретичн
Билет 13.
1. Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст.
собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе
всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к
познать окр. мир, что предст. собой это познание? Дж. Беркли - представ.
субъ. идеализма. Осн. соч.: “Опыт новой теории зрения”, “Трактат о началах
чел. знания". Ф. учение Б. проникнуто стремл. опровергнуть матер-м и дать
обоснование религии. Выступил с критикой понятия материи как веществ.
основы (субстанции) тел. Согласно Б., в основе понятия материи лежит
допущение, будто ч-к может, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать
отвлеченную идею общего для них веществ. субстрата. Однако это, по Б.,
невозможно: у нас нет и не может быть чувств. восприятия материи как
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13