Билеты по философии для аспирантов и соискателей

мере, в какой сам человек формируется культурой.

Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как

коллективный, социальный. В социальном отношении труд повлек за собой

формирование языка, мышления, общения, убеждения, ценностные ориентации,

мировоззрение.В психологическом отношении он имел своим следствием

преобразование инстинктов: в плане их подавления иподчинения разуму и в

плане преобразования их в новое качество – интуицию.

Фихте считал, что понятие человека относиться не к единичному человеку ибо

такового нельзя помыслить, а только к роду: невозможно анализировать

свойства отдельно взятого человека, взятого самого по себе, вне отношения с

другими людьми, т.е. вне общества.

Маркс (ей бо скатал у Фихте): «... сущность человека не есть абстракт

присущий, отдельному индивидую В своей действительности она есть

совокупность всех общественных отношений».

3. В результате в культуре XX-XXI в. развилось противоречие, проявившееся в

противостоянии двух установок: сциентистской и антисциентистской.

В основе сциентизма лежит представление о научном знании как о

наивысшей культурной ценности. Наука как абсолютный эталон способна решить

все проблемы, считают сциентисты, стоящие перед человечеством,-

экономические, политические, моральные и т.д. Антисциентизм же появился как

реакция на преувеличение роли науки. Для него характерно принижение

значения научного знания, обвинения науки в том, что она вызвала возможные

кризисы: экономический, экологический, национальный. “Наука-чума XX в.

Билет 10

1.Наиболее полно смысл человека раскрывается в историч. опыте общества.

Ввели новую методологию: Герменевтика и понимающая психология. Жизнь

понимается как что-то посланное вселенной. Делают упор на решение проблемы

творчества (Т. - синоним жизни). Ф. трагическая как и Э, она

фаталистическая и пессимистичная. Была популярна в первой четверти 20 века

(декаденты, символисты)).

2. Истоки проблемы бытия. Сущность мира и сущность человека.

Впервые термин "бытие" в философии ввел греческий философ Парменид для

обозначения и одновременно решения одной реальной проблемы. Во времена

Парменида люди стали терять веру в традиционных богов Олимпа, тем самым

рушились основы и нормы мира. В глубинах человеческого сознания зародилось

отчаяние, сомнение. Людям нужна была вера в новую силу. Философия в лице

Парменида осознала сложившуюся ситуацию и попыталась успокоить смятенную

душу людей, поставив на место власти богов власть разума, власть мысли.

Парменид постулировал наличие за вещами предметно-чувственного мира чего-

то, что выполняло бы роль гаранта существования этого мира.

Бытие – это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль.

Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и

объект, оно есть вся возможная полнота совершенств.

Бытие не возникло, не уничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во

времени. Бытие это Логос, космический Разум, через который раскрывается

содержание мира, непосредственно для человека.

Проблемы бытия:

первый аспект – вопросы о непроходящем и проходящим: что существует? Мир.

Где существует? Здесь и везде. Как долго оно существует? Теперь и всегда,

он непроходящ. Как долго существуют отдельные вещи? Они конечны, проходящи.

второй аспект – вопрос о единстве мира: мир, как непроходящее единство

независимо от воли и сознания человека.

третий аспект – мир, как таковой, в различии и единстве его основных

целостностей является реальностью для сознания и действия каждого человека.

Первую философскую концепцию бытия выдвинули досократики, одни из которых

рассматривали бытие, как неизменное, единое, неподвижное (Парменид), другие

– как непрерывно становящуюся (Гераклит). С другой стороны досократики

различают бытие "по истине" и бытие " по мнению", сущность и существование.

Платон противопоставлял мир чувственных вещей чистым идеям – миру истинного

бытия.

Средневековая христианская философия противопоставляла божественное бытие и

бытие сотворенного мира, различая при этом действительное бытие (акт) и

возможное (потенция).

В концепциях XVIII-XIX веков бытие рассматривается как реальность,

противостоящая человеку. Отсюда вытекает трактовка бытия как объекта,

противостоящего субъекту, как реальности, которая подчинена автономно

действующим законам.

Вопрос о сущности человека, его происхождении и назначении – один из

основных проблем в истории философской мысли. В древней китайской,

индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса,

некоторого "порядка", "строя" бытия (природы), как "малый мир", микрокосмос

– отображение и символ Вселенной.

Человек содержит в себе основные элементы космоса, состоит из тела и души,

рассматриваемых как два аспекта одной реальности или как две разнородные

субстанции.

В христианстве представление о человеке как "образе и подобии Бога"

сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в

личности Христа и возможности внутреннего приобщения каждого к божественной

благодати.

Представление Декарта о мышлении, как единственно достоверном свидетельстве

человеческого существования, легло в основу новоевропейского рационализма,

который именно в разуме, мышлении усматривает сущность человека, его

специфическую особенность.

Экзистенциализм разграничивает и противопоставляет понятия индивидуальности

– как части природного и социального целого и личности как неповторимого

духовного самоопределения ("экзистенции").

Исходным пунктом марксистского понимания человека является трактовка его

как продукта и субъекта общественно-трудовой деятельности. "Сущность

человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей

деятельности она есть совокупность всех общественных отношений".

Билет 11

1. ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ.

Во всторой пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап

фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные,

частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую

науку. Под метаф. они понимали умозрительную ф. бытия (онтологию,

гносеологию) П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и

умозрения как средства получ знания. Они говорили, что только совокупность

наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если ф. научна, то она должна

распрощаться с попыткой судить о мире в целом. 3 этапа в эволюции

позитивизма: 1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт,

Дж.Ст.Миль, Спенсер 2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус. 3.

Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап ,Нейроз , Витгенштейн,

Б.Рассел. Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: “Курс позитивной

филос” Основные идеи этой работы: 1.Попытка классиф наук. Иеархия наук

должна быть выстроена от простого к сложному, при кот логическое производит

историческое. Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая

наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика,

химия, физиология, социальная физика - социология) 2.Пытался определить

науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из кантовского идеализма,

предполагая, что науки имеют дело с метафизика с вещью. Так как вещи нельзя

познать, то метаф должна быть отвергнута. 3 Пытается выявить закон 3 стадий

развития познания и соответств типы мировоззрения. а)Телеологическая когда

поведение чел определяется буйством фантазии, верой в богов...

б)Метафизическая - бог становится субстанцией... в) Позитивная стадия - это

стадия становления научного взгляда на вещи. Начинается с соединения опыта

с абстр мышлением. 4.Позитивные науки - попытка создания научной религии.

Высшее понятие этой рел - человечество как целое. Прошлое, настоящее и

будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-

во результат, но не предпосылка истор процесса. Джон Стюарт Милль (1806-

1883) Основатель позитивной логики и методологии науки. Работа: “Система

логики силлогистической и индуктивной”. Идеи Милля имеют социальную

устремленность. Он пытается разработать такую теор знания, чтобы знания

были бы научными (как в естеств науках). Существует контраст между

состоянием естествозн и обществознания. Первое в цветущем состоянии, во

втором - топтание на месте, одни сист сменяются др. Поэтому необходимо

организовать помощь социологии со стор естествознания. Надо методы естеств

применить в социологии. Какие же это методы? Основной метод - физика. Физ.-

это теорет знание, кот позволяет контролировать процессы, Особенность физ.

- соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Развитая физ предполаг 2

уровня знания: 1.Эмпирические обобщения 2.Объясняющая теория. Между этими

уровнями сущ строгая лог связь - Эмпир обобщение есть лог вывод из объясн

теории. Необходимо ихвзаимоподкрепление. Метод соц науки должен стать

точной копией методов физ. Герберт Спенсер (1820-1903) Он подобно Конту

поставил зад создать синтетическую фил без самой фил. По Сп это всяфил , но

без метафизики. (т.к. метаф - это попытка судить о мире вещей, кот

непознаваемы). Стержнем единства знаний людей явл идея эволюции. Процесс

эвол означает возрастание определенности вида. Сп выводил эволюцию из

закона сохранения и превращения энергии, а последний из зак сознания., т.е.

псих привычки человека. Чел имеет дело со сплошным потоком впечатлений -

этот поток - основа закона сохранения. Он пытается применить идею эволюции

при рассмотр теор познания: Он полагает, что наша иллюзия врожденных идей

есть р-т накопленной наследственности. То, что для вида апостериорно для

индивида априорно. Т.е в истор развитии опыт приводит к возникнов нов зн.,

а затем это новое усиливается и передается как априорное. Эмпириокритицизм

- теория критики опыта. Главное назначение этой критики - выяснение

существа дел. ЕЕ цель - очистить опыт от метафизики. Основатели Авенариус и

Мах считали осн законом познания - экономию мышления. Пытались очистить

понимание опыта от таких понятий как материя, субстанция, необходимость

причинность и др рассудочных понятий. В итоге эмпириокр. выдвигает

представление о мире как сов-ти нейтральных эл-тов и ничьих ощущений. Мир -

это опыт, а структуру опыта составл ощущения. Сами по себе эл-ты мира

нейтральны (к материи сознанию), различие их функционально: одни и те же эл-

ты мира составл физ реальность, и в этом случае они связ цепью физ

причинности. Психолог эл-ты связаны цепью мнемонической причинности и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты