Билеты по философии для аспирантов и соискателей

Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достиж целостности чел и

связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее общины, дух основа

которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Истор прогресс связан с

отысканием “дух смысла”. Сущность мира м.б. познана лишь синтезом всех

духовных функций чел, так называемой “Разумной Зрячестью” или

“живознанием”, исходное начало кот - религия. Материалисты

В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-

1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-1868). Они являлись не

только филос теоретиками, но и идеологами р. рев демократии. Р ф прошли

поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения. После глубокого увлечения

гегельянством р фил повернулась в стор мат-ма (не без помощи Феерб),

стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства

сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию, идею о том , что

созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи - мозга. В природе,

по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с

разнородными качествами, в р-те столкновения кот и начинается жизнь

природы. Обосновали принцип постоянной эволюции общественной истории.

Герцен: природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они течение,

прелив, движение, причем движ происходит посредством борьбы 2 противопол

тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия,

борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся. Самобытным р

мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике общ-полит

устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании чел.

Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении чел и смысле

жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В ней он

признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от

любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие

внутри нас” - он неприемлил обычное рел понимание бога. Всякая власть -

насилие — отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то упразднение гос

должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос обязанностей.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он пережил

несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализмат (в кружке

Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связ с усвоением

религиозно-нравств идей. Исповедывал идеи почвеничества, ля кот хар-но

религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории. Вся истор.

человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество

христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины. Одним из

выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). На его взгляды б. влияние

оказала христ литер, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового

мистицизма, нем клас фил и отчасти славянофилов. Общественно-истор задача ф

- спасение челов и человечества. Необходимо подготовить чел к восприятию

христ ценностей Центр идея учения - идея положительного всеединства или

“всеединого сущего”. Это всеединство являет собой совершенный синтез

истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсол, божественного -

обладает признаками безусловности и всецелости. Реальный мир -

самоопределение или воплощение абсолютго-сущего., посредник между ними -

София (мудрость божия). Материальный мир находится в хаотическом состоянии.

Челов является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль

освободителя и спасителя прир. Человечество - посредник между прир и

божетвом. Чел должен изменять прир до ее одухотворения. Отсюда цель мир

истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого

человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связ звеном между

бож. и природными мирами, реализуется в акте любви к др человеку, к

природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, линый образ

всеединства. В обществе идея “всеединства” раскрывается как

богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая

всех и способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого

всеед явл объединение катол и правосл церквей. В истории р фил идеализма С

оказал б. влияние на целую плеяду религиозно фил мыслителей (Н.А.Бердяев,

Е.С. и С.Н. трубецкие, П.А.Флоренский, С.Л.Франк...) которые составили

течение богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом

и мистическим пониманием свободы и творчества. Нельзя не упомяныть Г.В

Плеханова

Билет 8

1. Философия Гегеля.

Первый изложил принцип диалектического метода. Истинное значение и

революционный характер гегелевской философии состояло в том, что она

разделалась со всякими представлениями об окончательном характере

результатов человеческого мышления и действия. Истина, которую должна

познать философия, представлялась Гегелю уже не в виде собрания готовых

догматических положений, истина теперь заключалась в самом процессе

познания. История также не может получить окончательного завершения в каком-

то совершенном состоянии человечества. Сменяющие друг друга общественные

порядки – преходящие ступени развития человеческого общества.

Но Гегель вынужден строить систему, а система должна была завершиться

абсолютной истиной. Тем самым догматическое содержание системы Гегеля

приходит в противоречие с его диалектическим методом.

Диалектика Гегеля развивалась на основании идеализма ( она не абсолютна,

т.к. ограничена (система ограничения развития). Гегелем вообще завершается

философия, т.к. его ситема представляет собой итог всего предыдущего

развития философии.

Философия Гегеля оказала влияние на развитие Германии, ее дух, жизнь.

К концу 30-х годов XIX в. произошел раскол в гегелевской школе. Некоторые

младогегельянцы примкнули к англо-французскому материализму и тем самым

вступили в конфликт с системой своей школы: материализм рассматривает

природу как единственно действительное, а в гегелевской системе природа

является лишь «отчуждением» абсолютной идеи.

Тогда появилось сочинение Фейербаха «Сущность христианства», которое

провозгласило торжество материализма – вне природы и человека ничего нет

идеалистична диалектика ГЕГЕЛЯ

Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье

крупного чиновника. Изучал фил и телеологию в Тюбингенском ун. Первым

выдающимся трудом Г явл его “феноменология духа” (1806) В Тождество бытия и

мышления - исходный пункт учения Гегеля. На объективной идеалист основе он

развил учение о зак и категориях диалектики, впервые в систематизированном

виде разработал осн принципы диалект логики и подверг критике метаф способ

мышления, господствовавший как в идеалис так и мат течениях фил. Кантовской

вещи “самой по себе” он противопоставил диал принцип : сущность

проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть

объективные формы действительности, в основе кот лежит мировой разум, абс

идея или мир дух. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и

развитию мира. Деятельность абс идеи заключается в мышлении. Цель - в

самопознании. В проц самопознания разум мира проходит 3 этапа : пребывание

самопознающей абс идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (

логика, в кот идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов

диалектики); развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развив

не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории

человечества (история духа). На этом последнем этапе абс идея возвращается

к самой себе и постигает себя в форме челов сознания и самосознания. Фил

взгляды Г. проникнути идеей развития. Он считал, что невозможно понять

явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии, что

развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к

высшим, что в этом проц совершается переход от колич изменений в

качественные, что источником развития являются противоречия: противор

движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составяет

принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность представлена

как цепь диалект переходов. Однако гег фил проникнута глубоким

противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разраб Г., направлен на

бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его явл абс дух, а

целью - самопознание этого абс духа, постольку познание конечно,

ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познават ступеней,

завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого явл сама

фил Гегеля. Т.о., противор методом и системой Г. есть противоречие между

конечным и бесконечным. Данное противор у Г. отнюдь не диалектично, ибо не

явл источником дальнейшего развития.

2. Естественные и культурные предпосылки бытия человека. Понятие культуры.

Здесь идет вечный спор между религиозной и эволюционной теориями. Теория

Дарвина и теория Маркса (трудовая). Когда чел-к начал регулировать свое

либидо, он становится чел-ком. (в процессе нравственной дея-ти). Понятие

культуры возникает у греков – возделывание почвы (противоположность – это

природа). Постепенно понятие культуры стало означать создание ценностей и

процесс их создания. С др стороны – культура – продукт чел-ого бытия. Чел-к

– это продукт не только природы, но и эл-т культуры.

Проблема соотношения природного и социального в философии

3. Русский космизм

Через всю мир. культуру прох. понимание мира как космоса. В Др.гр. ф. почти

не была выражена идея о необх-сти превр. ч-ка в акт. косм. силу. Космизм

антропол. хар-ра оформл. со 2й пол. 19в. В русск. космизме - 3 теч.: ест.-

научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-

худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма: связь чел.

сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных

миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл.

понимания и др. Основатель -Ник. Фед. Федоров. Осн. труд - “Фил-я общего

дела”. В основе ф.о.д. лежит специфич. поним-е ч-ка. Истоки чел. бытия

коренятся во Вселенной. Ч-к - существо вертикальное, обращен к небу, сл.

должен стать свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен осозновать, что он -

сын чел-ский. Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье

невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и люди

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты