Буддизм

Буддизм

Министерство общего и профессионального образования РФ.

Тамбовский государственный технический университет.

Реферат по философии

Тема: «Будизм»

Выполнил: ст-т группы В-21

Желтов Антон.

Проверила пр-ль Щербакова Г.Л.

Тамбов 1999

План

БУДДИЗМ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 3

ЛИЧНОСТЬ ОСНОВАТЕЛЯ БУДДИЗМА 7

ИСТОКИ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ 15

ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В БУДДИЗМЕ 19

МЕТОД И МУДРОСТЬ 32

МОТИВАЦИЯ 37

ДРАГОЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ 43

ПУСТОТА 44

ТАНТРА 49

САДХАНА 56

ОБРАЗ СЕБЯ 60

МАНДАЛА 62

БУДДИЗМ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

[pic]

Буддизм — самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе

его на пять, а ислам — на целых двенадцать столетий. Основное число его

последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-

Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура

и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма),

Таиланде, Лаосе. В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители

Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в

Москве, С-Петербурге и во всех крупных городах России. С конца XIX — начала

XX в. последователи буддизма появились в странах Европы и в США: на

сегодняшний день там представлены практически все сколько-нибудь

значительные направления и школы, существующие на Востоке. Общую

численность буддистов в мире определить трудно: такого рода переписи не

проводились нигде, да они и противоречат этическим и правовым нормам многих

стран. Однако весьма приблизительно можно сказать, что в мире сегодня

насчитывается около 400 млн мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн

монахов и монахинь.

Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад в Индии как

религиозно-философское учение, буддизм создал уникальную но масштабности и

разнообразию каноническую литературу и многочисленные религиозные

институты. Широкая интерпретация философских положений буддизма

содействовала его симбиозу, ассимиляции и компромиссу с различными местными

культурами, религиями, идеологиями, что позволило ему проникнуть во все

сферы общественной жизни, начиная от религиозной практики и искусства и

кончая политическими и экономическими теориями.

В зависимости от угла зрения буддизм можно рассматривать и как

религию, и как философию, и как идеологию, и как культурный комплекс, и как

образ жизни. Изучение буддизма является важным звеном в понимании социально-

политических, этических и культурных систем восточных обществ, в которых

существовали и имеются в настоящее время буддийские общины. И сейчас в ряде

районов, где буддизм имеет влияние, его приверженцы нередко уважают

традиции и авторитет монахов, а также деревенских старейшин больше, чем

законы и институты центрального правительства. В этом кроется его огромная

потенциальная сила.

[pic]

В начале XVII в. тибетский буддизм из Монголии проник на север к

бурятскому населению Забайкалья. Вторая линия пришла непосредственно из

Тибета. С целью ослабления позиции Богдо-гегенов и влияния монголов и

маньчжуров в этой части России, царь дал настоятелям Гусиноозерского

дацана, как главам бурятского буддизма, титул Бандидо Хамбо-Лама. Таким

образом бурятская традиция стала официально независимой от монгольской

церкви.

В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно

которому в Бурятии признавалось существование ламаистской веры и

утверждалось 11 дацанов и 150 штатных лам. Эта дата считается датой

официального признания буддизма в России.

При дацанах открылись школы, печатались книги. В XVIII в. тибетский

буддизм из Монголии попал также к тюркскому населению Тувы, хотя, первая

волна буддизма пришла в Туву в IX в. от уйгуров. Как и в Забайкалье, это

была главным образом традиция Гелуг; традиция Ньингма также получила

значительное распространение. Настоятели Чаданского хурэ, как главы

тувинского буддизма получили титул Хамбу-лама. Поскольку Тува, подобно

Монголии, до 1912 г. находилась под маньчжурским правлением, тувинские

Хамбу-ламы подчинялись непосредственно Богдо-гегенам в Урге: тувинский

буддизм имел значительно более тесные связи с Монголией, чем бурятский. В

Туве буддизм мирно сосуществовал с местной традицией шаманизма: в одних

случаях люди обращались к шаманам, а в других - к буддийским священникам.

[pic]

Когда предки калмыков отделились от ойратов Джунгарии в начале XVII

в. переместились в район между Волгой и Доном к северу от Каспийского моря,

они принесли с собой собственную традицию тибетского буддизма. Большую

помощь им оказал ойрат Зая Пандита, Намкхаи Гиятсо, который на основе

монгольской письменности разработал калмыцко-ойратскую письменность. Глава

калмыцкого буддизма назначался царем и именовался Лама калмыцкого народа.

Его резиденция располагалась в Астрахани, и, подобно бурятскому Бандидо

Хамбо-ламе, он был совершенно независим от монголов. Духовное руководство

калмыки получили непосредственно из Тибета. Несмотря на то, что наибольшее

распространение у калмыков получила традиция Гелуг, вследствие присущего им

синкретизма они приняли также некоторые обряды традиций Сакья и Кагью.

К 1846 г. в Бурятии было выстроено уже 34 дацана. Затрачивая массу

усилий и материальных средств, буряты сумели импортировать из Тибета,

Китая, Монголии громадное количество сокровенной литературы и перенять

многие живые традиции как господствующей школы Гелуг, так и других

направлений буддизма.

В 1869 г. в Цугольском дацане под руководством монгольского ламы Чой-

манрамбы началось изучение индо-тибетской медицины, которое затем

распространилось и в других местах.

В 1878 г. в Агинском дацане была основана школа Дуйнхор - Калачакры,

чем и завершилось построение основных направлений высшего духовного

образования по тибетскому образцу.

Быстро развивалось книгопечатание. В 1887 г. действовало уже 29

типографий, которые до их разрушений в 1930-х гг. успели издать около 2000

названий книг на тибетском и монгольском языках.

Калмыцкий буддизм этого периода имел свою историю. После ликвидации в

конце XVIII века Калмыцкого ханства "калмыцкая степь" превратилась в один

из административно-территориальных районов царской России, подчиненный

астраханскому военному губернатору. Согласно Высочайше утвержденному

Положению об управлении калмыцким народом, принятому в 1834 г., буддийская

церковь была полностью подчинена царской администрации.

Незадолго до революции 1917 года к семье российских буддистов

присоединились и буддисты Южной Сибири - тувинцы - единственный тюркский

народ, исповедующий буддизм.

При многих хурэ имелись школы, где мальчики получали начальное

религиозное образование. Высшее богословское образование тувинцы обычно

получали в Монголии.

В связи с развитием международных связей России на востоке, и в

частности для установления прямых связей царского правительства с

теократическими правительствами Монголии и Тибета, в Петербурге, столице

Российской империи, строится буддийский храм на средства главы тибетских

буддистов Далай-ламы и на пожертвования, собранные в Бурятии и Калмыкии.

Значительную сумму на строительство пожертвовал также и Богдо-геген, глава

буддистов Монголии. Строительством и деятельностью храма руководит

представитель Тибета, выдающийся бурятский лама Агван Доржиев.

К 1935 году примерно треть дацанов пустовала из-за отсутствия

духовенства - бежавшего или репрессированного. В 1936 г. под предлогом, что

22 из 29 действующих дацанов находились в пограничной зоне, все они были

закрыты, а ламы выселены как "враги народа" и "японские шпионы".

Аналогичные процессы шли в Калмыкии и формально независимой Тыве.

В Калмыкии за период 1917-1937 гг. было ликвидировано 79 хурулов.

Вскоре после революции закрыли одну из двух духовных академий, Чоре, вторая

просуществовала до 1933 г. В результате "последовательной борьбы за молодое

поколение" в 1937 г. в хурулах не осталось ни одного послушника-манджи.

Упразднение в 1943 г. калмыцкой автономии и выселение калмыцкого народа в

Сибирь сняло сам вопрос о существовании храмов и буддизма в Калмыкии.

В "независимой" с 1921 г. Танну-Туве вначале церковь оставалась

неприкосновенной, и в 1928 г. Малый хурал даже принял закон, объявивший

буддизм государственной религией. Это, вероятно, и спровоцировало начало

разгрома, который начался в 1929 году, а в 1930 был подкреплен особой

Резолюцией II Пленума ЦК и ЦКК АРП "по ламскому вопросу". По рассказам

очевидцев, за ламами приезжали в несколько приемов: сначала брали верхушку

духовенства, затем следующий слой - и так до конца.

В Тыве, как и в Калмыкии, все храмы были сожжены дотла. И если у

калмыков все же сохранилось одно здание - каменный Хошеутовский хурул

князей Тюменей, - в Туве остались лишь остатки метровой толщины стен

Чаданского хуре.

В 1948 г. в Иволге около Улан-Удэ был построен новый монастырь, а

также вновь было открыто одно из зданий Агинского дацана под Читой.

С началом перестройки в Советском Союзе под эгидой Центрального

духовного управления буддистов СССР официально регистрируются множество

буддийских групп. Началось восстановление разрушенных монастырей в

Забайкалье, Калмыкии и Туве и строительства новых храмов. Санкт-

Петербургский монастырь возвращен буддийской общине и отремонтирован. В

Иволгинском дацане открыт буддийский институт.

ЛИЧНОСТЬ ОСНОВАТЕЛЯ БУДДИЗМА

Основатель буддизма — реальная историческая личность. Во всяком

случае, так считает большинство ученых, занимающихся историей этой религии,

на основании сохранившихся до наших дней письменных источников. И эти

тексты, и основанные на них научные исследования, фольклорные жанры и

художественные произведения, говоря об основателе буддизма, называют его

разными именами: Сиддхартха, Гаутама, Шакьямуни, Будда , Татхагата, Джина,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты