Буддизм

последователей, в основном монашеству (отсюда "малая колесница"). Махаяна

разработала теорию божественной субстанции и слепой веры в ее созидательные

способности. Согласно махаяне, космическое тело Будды способно принимать

разнообразные земные формы ради спасения всех живых существ от страданий и

разъяснения учения всем, находящимся в цепях сансары, в потоке неведения.

Это привело к появлению многочисленного пантеона будд, бодхисаттв и ряда

других категорий богов, способных принимать бесконечное число форм и

обличий. Путь веры в богов проще, доступен не только монахам, но и более

широкому кругу последователей, т. е. мирянам. (отсюда "большая колесница").

Согласно традиции, в конце I в. н. э. царь Канишка решил созвать

четвертый буддийский собор, чтобы положить конец разногласиям различных

школ и направлений. Хотя участники собора пошли на известный компромисс,

который выразился в канонизации доктрин сарвастивадинов, на соборе явно

преобладали новые, махаянистские веяния. Саутрантики считали, что истинное

учение Будды изложено только в сутрах, а абхидхарма, созданная позднее,

играет вспомогательную роль. Они признавали теорию дхарм, но рассматривали

дхармы лишь как мгновенные проявления элементов в настоящем, отрицая их

существование в прошлом и будущем. Именно трудноуловимые вспышки дхарм,

утверждали они, создают иллюзию субстанции, и только в этом смысле можно

говорить о реальности проявлений, затухающих в нирване.

К эпохе куланов I — III вв. н. э. относится начало расцвета

литературы махаяны. который продолжался почти восемь веков и завершился

созданием многотомного канона. Создание и разработку центральной доктрины

этого канона, наиболее полно раскрытой в сочинениях "Суддхармагундарика"

("Лотос Благого закона"), "Вималакиртинирдеша" ("Толкования Вималакирти") и

"Ваджрачхедика" ("Алмазная сутра"), приписывают известному мыслителю

Древней Индии Нагарджуне (условные даты жизни: 150 —250 гг.), одному из

основоположников школы мадхьямиков. Нагарджуна отрицал реальность данного

мира, дхарм, его составляющих, считая их относительными и условными. Любое

явление он рассматривал с точки зрения пустоты, то есть не признавал

реальными как внешние объекты мира, так и внутренние — психические явления,

не видел разницы между нирваной и сансарой.

Под влиянием доктрины "космического тела Будды" и акцента на слепую

веру в махаяне постепенно сложился огромный пантеон божеств, от

канонизированных святых — бодхисаттв до персонифицированных частиц

"космического Будды" как высших божеств, объектов поклонения верующих:

Амитабха (персонификация безграничной любви и света), Авалокитешвара

(созидательная космическая сила, сострадание), Манджушри (мудрость), богиня

Тара (милосердие), имеющая 21 форму и т. д. Шло закономерное превращение

философско-нравственной концепции совершенствования личности с туманной

конечной целью в виде нирваны, понятной лишь узкому кругу посвященных, в

религиозную систему с развитым пантеоном, культом, обрядностью, доступную

большому числу последователей. Такова логика развития больших и малых

"изначально чистых" идей, философий, концепций, доктрин и т. д.: либо они

со временем идут на компромисс с тем, что отвергали или к чему были

равнодушны вначале, либо постепенно исчезают, не оставив следа в истории.

Уже в начале I тыс. н. э. от махаяны отделяется ваджраяна ("алмазная

колесница"), которая вскоре становится третьим основным направлением в

буддизме. Другое название этого направления -тантрический буддизм

происходит от слова "тантра", имеющего в санскрите много значений, в т. ч.

"тайное знание", "хитросплетение", "поток", "непрерывность". Вероятно,

совокупность этих значений может помочь в уяснении того, что такое тайное

эзотерическое учение в сочетании с ритуальной практикой, веками хранимое в

секрете от непосвященных его последователями. Едва ли можно сомневаться в

том, что существует непосредственная связь между тантрическим буддизмом и

индийскими обрядами. До появления буддизма в Индии господствовали

магические обряды и церемонии, которые составляли существенную часть

брахманизма, хотя и подчеркивалось, что тот, кто стремится к истине, должен

избавиться от веры в магические силы. Буддизм унаследовал некоторые

магические формулы тантры, перешедшие к нему главным образом из брахманизма

и других местных верований.

Ценность и значимость мантр зависит не столько от слов, составляющих

заклинание, сколько от воли и прозрения декламатора, причем значение

придается интонациям, повторениям, ритуальным жестам и знанию магических

диаграмм. Согласно тантрической теории, главное ритуальное действие должно

затрагивать три стороны живого существа: тело, речь и мысль. Тело действует

с помощью жестов, речь — через мантры, мысль — через транс. Тантризм

сочетает в себе веру в авторитет духовного наставника, практику медитации,

заимствованную у йогачаров, и метафизику мадхьямиков. В то же время

тантрики не возражают против метафизического утверждения "Праджняпарамиты"

— литературы, вобравшей в себя все философские знания раннего буддизма, что

единственной реальностью является пустота, а все остальное многообразие —

это лишь игра нашего больного воображения.

НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ БУДДИЗМА

Со времен правления Ашоки миссионерская деятельность буддийских

монахов приняла широкие межгосударственные масштабы. Проповедники буддизма

начали все чаще появляться в сопредельных с Индией странах, добираясь до

отдаленных районов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Если население,

подстрекаемое жрецами местных религий, враждебно относилось к их

проповедям, то буддийские миссионеры не вступали в единоборство и шли

дальше. Если же им удавалось заручиться поддержкой .местных правителей или

найти поселения, в которых местное духовенство более или менее терпимо

относилось к деятельности монахов, то они начинали активную пропаганду

среди населения. У них появлялись последователи, создавалась буддийская

община. Эта способность буддийской общины к длительному мирному

сосуществованию с любыми культами, религиями и социальными системами

позволяла ей держаться сотни лет при самых неблагоприятных условиях. Так

было в Индии при мусульманских правителях, на Шри-Ланке во времена

португальской, голландской и английской колонизации, в конфуцианском Китае,

в Японии, Средней Азии первых веков н. э., в странах Юго-Восточной Азии.

Именно изначально присущая буддизму терпимость давала возможность

буддийским монахам дожидаться нужного момента для широкого внедрения учения

Будды.

Уже в период своего распространения буддизм имел разработанную

систему логики, которая позволяла его проповедникам одерживать победы в

диспутах со своими противниками, например в Индии и Китае. Буддийские

монахи обслуживали все слои общества от презираемых каст до аристократов.

Вклиниваясь в местные религиозные верования, буддизм ассимилировал их.

Вооруженные колоссальной литературой, буддийские общины вели

"просветительскую" работу среди населения на местных языках, адаптируя

канонические джатаки, аваданы, сутры и приближая их к народным легендам и

обычаям. Буддийская система этики органически вплеталась в традиционную

мораль классового общества. Культовая парадность махаянистского буддизма

имела огромный успех в народе. Сангха привлекла к себе тысячи обездоленных

крестьян и разочарованных аристократов. Нередко она становилась

значительной социальной и политической силой в государстве. Правящие классы

были также заинтересованы в распространении буддизма, ибо его доктрины

помогали укреплению и сохранению существующих порядков. Введение буддизма

нередко сопровождалось внедрением достижений более развитых цивилизаций.

Так, тибетцы вместе с буддизмом заимствовали светские науки Индии:

грамматику, медицину, астрономию и астрологию: народы Юго-Восточной Азии —

литературу, живопись, театральное искусство и архитектуру индийских

цивилизаций. Кроме того, буддизм всячески поддерживал идею божественности

правителя, увеличивая его славу.

Уже ранний буддизм (до н. э.) позаботился об урегулировании

взаимоотношений государства и буддийской общины, разработав три

последовательные стадии взаимоотношений дхармы и государства. На первой

стадии правитель соглашается выполнять определенные функции ради народа, а

ему предоставляются определенные права, включая сбор налогов. Если

правитель злоупотреблял своей властью, люди могли уйти в другие места, под

защиту иного вождя. Но по мере расширения территории государства такая

форма защиты стала нереальной, и буддизм создал доктрину всемогущей дхармы,

способной уничтожить недостойного правителя. Весь мир объявлялся

разделенным на две сферы — "два колеса", действующие подобно колесам

колесницы, осью которой является человеческое общество, его желания,

стремления и судьбы. Подобная система объясняется тем, что всемогущая

дхарма не может действовать в этом мире сама по себе и нуждается в

покорности или поддержке государства и буддийской общины. Кульминационным

пунктом этой теории является концепция всемирного правителя (чакравартина),

который объявлялся благородным правителем и двойником бодхисаттвы. Как и

бодхисаттва, он отмечен 32 знаками великого человека и наделен

сверхъестественной властью. Он уникален, так как одновременно не может быть

двух чакравартинов. Те места, где родился и короновался чакравартин, где он

одержал наиболее значительные победы и умер, объявлялись "памятными". Над

останками чакравартина полагалось сооружать ступу, посещение которой

считается религиозной заслугой. Концепция утверждала, таким образом, полное

сходство между статусами будд, бодхисаттв и чакравартина. Поэтому власть

последнего не могла рассматриваться как земная или рациональная,

Чакравартин приводил в движение оба колеса (дхармы и государства),

олицетворяя духовную и светскую власть. Третья стадия — это идеальное

государство, в котором дхарма в качестве космической силы регулирует

поведение общества, а государство рассматривается как этический институт,

извлекающий свой авторитет из дхармы и ведомый сангхой.

Хронология и география распространения буддизма выглядят так. В конце

I тысячелетия до н. э. буддизм проникает на Шри-Ланку. В первые века н. э.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты