последователей, в основном монашеству (отсюда "малая колесница"). Махаяна
разработала теорию божественной субстанции и слепой веры в ее созидательные
способности. Согласно махаяне, космическое тело Будды способно принимать
разнообразные земные формы ради спасения всех живых существ от страданий и
разъяснения учения всем, находящимся в цепях сансары, в потоке неведения.
Это привело к появлению многочисленного пантеона будд, бодхисаттв и ряда
других категорий богов, способных принимать бесконечное число форм и
обличий. Путь веры в богов проще, доступен не только монахам, но и более
широкому кругу последователей, т. е. мирянам. (отсюда "большая колесница").
Согласно традиции, в конце I в. н. э. царь Канишка решил созвать
четвертый буддийский собор, чтобы положить конец разногласиям различных
школ и направлений. Хотя участники собора пошли на известный компромисс,
который выразился в канонизации доктрин сарвастивадинов, на соборе явно
преобладали новые, махаянистские веяния. Саутрантики считали, что истинное
учение Будды изложено только в сутрах, а абхидхарма, созданная позднее,
играет вспомогательную роль. Они признавали теорию дхарм, но рассматривали
дхармы лишь как мгновенные проявления элементов в настоящем, отрицая их
существование в прошлом и будущем. Именно трудноуловимые вспышки дхарм,
утверждали они, создают иллюзию субстанции, и только в этом смысле можно
говорить о реальности проявлений, затухающих в нирване.
К эпохе куланов I — III вв. н. э. относится начало расцвета
литературы махаяны. который продолжался почти восемь веков и завершился
созданием многотомного канона. Создание и разработку центральной доктрины
этого канона, наиболее полно раскрытой в сочинениях "Суддхармагундарика"
("Лотос Благого закона"), "Вималакиртинирдеша" ("Толкования Вималакирти") и
"Ваджрачхедика" ("Алмазная сутра"), приписывают известному мыслителю
Древней Индии Нагарджуне (условные даты жизни: 150 —250 гг.), одному из
основоположников школы мадхьямиков. Нагарджуна отрицал реальность данного
мира, дхарм, его составляющих, считая их относительными и условными. Любое
явление он рассматривал с точки зрения пустоты, то есть не признавал
реальными как внешние объекты мира, так и внутренние — психические явления,
не видел разницы между нирваной и сансарой.
Под влиянием доктрины "космического тела Будды" и акцента на слепую
веру в махаяне постепенно сложился огромный пантеон божеств, от
канонизированных святых — бодхисаттв до персонифицированных частиц
"космического Будды" как высших божеств, объектов поклонения верующих:
Амитабха (персонификация безграничной любви и света), Авалокитешвара
(созидательная космическая сила, сострадание), Манджушри (мудрость), богиня
Тара (милосердие), имеющая 21 форму и т. д. Шло закономерное превращение
философско-нравственной концепции совершенствования личности с туманной
конечной целью в виде нирваны, понятной лишь узкому кругу посвященных, в
религиозную систему с развитым пантеоном, культом, обрядностью, доступную
большому числу последователей. Такова логика развития больших и малых
"изначально чистых" идей, философий, концепций, доктрин и т. д.: либо они
со временем идут на компромисс с тем, что отвергали или к чему были
равнодушны вначале, либо постепенно исчезают, не оставив следа в истории.
Уже в начале I тыс. н. э. от махаяны отделяется ваджраяна ("алмазная
колесница"), которая вскоре становится третьим основным направлением в
буддизме. Другое название этого направления -тантрический буддизм
происходит от слова "тантра", имеющего в санскрите много значений, в т. ч.
"тайное знание", "хитросплетение", "поток", "непрерывность". Вероятно,
совокупность этих значений может помочь в уяснении того, что такое тайное
эзотерическое учение в сочетании с ритуальной практикой, веками хранимое в
секрете от непосвященных его последователями. Едва ли можно сомневаться в
том, что существует непосредственная связь между тантрическим буддизмом и
индийскими обрядами. До появления буддизма в Индии господствовали
магические обряды и церемонии, которые составляли существенную часть
брахманизма, хотя и подчеркивалось, что тот, кто стремится к истине, должен
избавиться от веры в магические силы. Буддизм унаследовал некоторые
магические формулы тантры, перешедшие к нему главным образом из брахманизма
и других местных верований.
Ценность и значимость мантр зависит не столько от слов, составляющих
заклинание, сколько от воли и прозрения декламатора, причем значение
придается интонациям, повторениям, ритуальным жестам и знанию магических
диаграмм. Согласно тантрической теории, главное ритуальное действие должно
затрагивать три стороны живого существа: тело, речь и мысль. Тело действует
с помощью жестов, речь — через мантры, мысль — через транс. Тантризм
сочетает в себе веру в авторитет духовного наставника, практику медитации,
заимствованную у йогачаров, и метафизику мадхьямиков. В то же время
тантрики не возражают против метафизического утверждения "Праджняпарамиты"
— литературы, вобравшей в себя все философские знания раннего буддизма, что
единственной реальностью является пустота, а все остальное многообразие —
это лишь игра нашего больного воображения.
НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ БУДДИЗМА
Со времен правления Ашоки миссионерская деятельность буддийских
монахов приняла широкие межгосударственные масштабы. Проповедники буддизма
начали все чаще появляться в сопредельных с Индией странах, добираясь до
отдаленных районов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Если население,
подстрекаемое жрецами местных религий, враждебно относилось к их
проповедям, то буддийские миссионеры не вступали в единоборство и шли
дальше. Если же им удавалось заручиться поддержкой .местных правителей или
найти поселения, в которых местное духовенство более или менее терпимо
относилось к деятельности монахов, то они начинали активную пропаганду
среди населения. У них появлялись последователи, создавалась буддийская
община. Эта способность буддийской общины к длительному мирному
сосуществованию с любыми культами, религиями и социальными системами
позволяла ей держаться сотни лет при самых неблагоприятных условиях. Так
было в Индии при мусульманских правителях, на Шри-Ланке во времена
португальской, голландской и английской колонизации, в конфуцианском Китае,
в Японии, Средней Азии первых веков н. э., в странах Юго-Восточной Азии.
Именно изначально присущая буддизму терпимость давала возможность
буддийским монахам дожидаться нужного момента для широкого внедрения учения
Будды.
Уже в период своего распространения буддизм имел разработанную
систему логики, которая позволяла его проповедникам одерживать победы в
диспутах со своими противниками, например в Индии и Китае. Буддийские
монахи обслуживали все слои общества от презираемых каст до аристократов.
Вклиниваясь в местные религиозные верования, буддизм ассимилировал их.
Вооруженные колоссальной литературой, буддийские общины вели
"просветительскую" работу среди населения на местных языках, адаптируя
канонические джатаки, аваданы, сутры и приближая их к народным легендам и
обычаям. Буддийская система этики органически вплеталась в традиционную
мораль классового общества. Культовая парадность махаянистского буддизма
имела огромный успех в народе. Сангха привлекла к себе тысячи обездоленных
крестьян и разочарованных аристократов. Нередко она становилась
значительной социальной и политической силой в государстве. Правящие классы
были также заинтересованы в распространении буддизма, ибо его доктрины
помогали укреплению и сохранению существующих порядков. Введение буддизма
нередко сопровождалось внедрением достижений более развитых цивилизаций.
Так, тибетцы вместе с буддизмом заимствовали светские науки Индии:
грамматику, медицину, астрономию и астрологию: народы Юго-Восточной Азии —
литературу, живопись, театральное искусство и архитектуру индийских
цивилизаций. Кроме того, буддизм всячески поддерживал идею божественности
правителя, увеличивая его славу.
Уже ранний буддизм (до н. э.) позаботился об урегулировании
взаимоотношений государства и буддийской общины, разработав три
последовательные стадии взаимоотношений дхармы и государства. На первой
стадии правитель соглашается выполнять определенные функции ради народа, а
ему предоставляются определенные права, включая сбор налогов. Если
правитель злоупотреблял своей властью, люди могли уйти в другие места, под
защиту иного вождя. Но по мере расширения территории государства такая
форма защиты стала нереальной, и буддизм создал доктрину всемогущей дхармы,
способной уничтожить недостойного правителя. Весь мир объявлялся
разделенным на две сферы — "два колеса", действующие подобно колесам
колесницы, осью которой является человеческое общество, его желания,
стремления и судьбы. Подобная система объясняется тем, что всемогущая
дхарма не может действовать в этом мире сама по себе и нуждается в
покорности или поддержке государства и буддийской общины. Кульминационным
пунктом этой теории является концепция всемирного правителя (чакравартина),
который объявлялся благородным правителем и двойником бодхисаттвы. Как и
бодхисаттва, он отмечен 32 знаками великого человека и наделен
сверхъестественной властью. Он уникален, так как одновременно не может быть
двух чакравартинов. Те места, где родился и короновался чакравартин, где он
одержал наиболее значительные победы и умер, объявлялись "памятными". Над
останками чакравартина полагалось сооружать ступу, посещение которой
считается религиозной заслугой. Концепция утверждала, таким образом, полное
сходство между статусами будд, бодхисаттв и чакравартина. Поэтому власть
последнего не могла рассматриваться как земная или рациональная,
Чакравартин приводил в движение оба колеса (дхармы и государства),
олицетворяя духовную и светскую власть. Третья стадия — это идеальное
государство, в котором дхарма в качестве космической силы регулирует
поведение общества, а государство рассматривается как этический институт,
извлекающий свой авторитет из дхармы и ведомый сангхой.
Хронология и география распространения буддизма выглядят так. В конце
I тысячелетия до н. э. буддизм проникает на Шри-Ланку. В первые века н. э.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15